Опубликованные материалы

ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

22-05-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №18», г.о.г Арзамас

Задачу формирования активной, самостоятельной личности необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Современные психолого- педагогические исследования показывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности ребенка. Своевременное формирование навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в дальнейшем значительно расширяет для него возможности познания окружающей действительности, общения, подготавливает успешное вхождение выпускника ДОУ в ситуацию школьного
обучения. Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что необходимость изучения проблемы формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в повседневной жизни определяется требованиями ФГОС дошкольного образования, а также современной социальной ситуацией, в которой происходит становление личности ребенка-дошкольника.
Цель статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Объект исследования: процесс формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения самостоятельности как важного качества личности у детей дошкольного возраста, поиска эффективных условий развития данного качества у ребенка, позволил сделать вывод о том, что она является одной из основных в современной науке. Самостоятельность в педагогике определяется как готовность ребенка продвигаться в освоении окружающей действительности собственными силами [5, с. 53]; как особое интегративное свойство личности, в котором совершенствуются знания, умения, навыки дошкольника [3, с. 54].
В настоящее время необходимость решения проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обусловлена задачей более полного раскрытия потенциала и индивидуальности развивающейся личности ребенка, требование которой определяется современным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования.
Первые проявления самостоятельности обнаруживаются педагогами и психологами, начиная с раннего возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы самостоятельности, а дальнейшее развитие детей связывается отечественными авторами с их развитием в ходе реализации различных видов деятельности [2]. В соответствии с этим, выделяют четыре вида самостоятельности детей дошкольного возраста: бытовой, поведенческий, коммуникативный, познавательный [4, с. 46].
Особенности проявления детской самостоятельности по мере взросления меняются. Первоначально самостоятельность дошкольника проявляется в умении и навыке действовать в обычной стандартной ситуации, в элементарных поведенческих привычках. С возрастом навыки самостоятельности выражаются в умении осуществлять необходимые действия в новой ситуации. На более поздних этапах самостоятельность начинает приобретать характер и особенности инициативы, что выражается в самостоятельном выполнении ребенком необходимых действий без напоминания и дополнительных указаний со стороны взрослого [1, с. 172]. При этом, последовательное усложнение действий ребенка должно иметь в качестве своего основания накопление у детей представлений, ценностных установок и постепенное возрастание доли активности и самостоятельности самого дошкольника.
Формирование навыков самостоятельности у младших дошкольников происходит, прежде всего, в ходе предметной, игровой и трудовой деятельности. Основными условиями формирования навыков самостоятельности младшего дошкольника в повседневной жизни являются организованная среда, соблюдение режима дня и педагогическое сопровождение процесса формирования самостоятельности дошкольников.
В ходе данного процесса могут использоваться такие методы и средства как: личный пример воспитателя; демонстрация дошкольникам алгоритмов осуществления действий; проведение бесед с младшими дошкольниками; упражнения на развитие мелкой моторики рук; проблемные ситуации; использование фольклора и художественной литературы; трудовые поручения; дидактические и сюжетно-ролевые игры.
На основе проведенного теоретического анализа может быть предложена следующая модель формирования самостоятельности младших дошкольников, в процессе реализации которой следует решить следующие взаимосвязанные педагогические задачи:
- создать такие психолого-педагогические условия, при которых самостоятельность в повседневной жизни стала бы для младших дошкольников внутренней необходимостью;
- научить дошкольников рациональным приемам выполнения деятельности;
- научить детей младшего дошкольного возраста самостоятельному применению же имеющихся у них знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Таким образом, самостоятельность является постоянно формирующимся, развивающимся и многоплановым качеством личности дошкольника. В зависимости от вида деятельности, субъективных и объективных условий, самостоятельность ребенка дошкольного возраста в разной степени проявляется и с разной скоростью развивается. Вне зависимости от того, какой метод, прием или средство формирования самостоятельности в повседневной жизни используется педагогом в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в любом виде деятельности необходимо постепенно увеличивать долю самостоятельности ребенка.

Поиск