Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

01-12-2025

Быкова Анна Валерьевна

учитель химии МОУ "СОШ №25 при МаГК" города Магнитогорска

Игра-квест по химии 8 класс
Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, применять знания по химии на практике, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
В начале проведения Конкурса каждая команда получает путевой лист и передвигается по этим этапам в строгом соответствии с индивидуальным маршрутом.
Ход мероприятия:
Ведущий: Мы рады приветствовать всех участников игры-квеста. Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые Вас ждут на каждой станции, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны. Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие (капитаны получают маршрутные листы и команды приступают к игре).

Станция 1. «Разминка» (каб. 21) За каждый правильный ответ 1б + 1б за пояснение. Мах: 10 баллов.
1. Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом и сталеваром?
2. Какую воду и почему нельзя пить?
3. Что произойдет, если смешать 2 л Н2, 1л О2 и смесь поджечь?
4. Что такое алхимия?
5. Как получить дистиллированную воду в домашних условиях?
Ответы:
1. Михаил Васильевич Ломоносов
2. Дистиллированная вода – мертвая. Отсутствуют как вредные, так и полезные компоненты воды: Na K Ca Mg и т.д.
3. Взрыв – экзотермическая реакция, происходит выделение большого количества энергии.
4. Алхимия - это оккультная наука, которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании сущности человека и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.
5. При кипении воды в атмосферу поднимается пар — вода в газообразном состоянии, лишенная солей и других примесей, остающихся в емкости для кипячения. Над носиком кипящего на умеренном огне чайника, залитым водой до отверстий (меньше половины), устанавливается стеклянная банка. Попадающий в нее пар охлаждается, конденсируется на стенках и стекает вниз. Под банкой достаточно установить эмалированную (алюминиевую, керамическую, стеклянную или из нержавейки) миску или кастрюлю. Собранная жидкость и будет дистиллятом.
Станция 2. «Угадай-ка» (каб. 19) 1б за ответ, всего 9 б.

1.Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5. Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8. В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)

Станция 3. «Химическая лаборатория» (каб. 22) 1б за ответ, всего 25 б.
Назвать лабораторное оборудование по рисунку.

1 — химический стакан, 2 — круглодонная колба, 3 — коническая колба, 4 — пробирка, 5 — пробка с газоотводной трубкой, 6 — пипетка, 7 — мерный цилиндр, 8 — спиртовая горелка, 9 — воронка, 10 — стеклянная банка для хранения реактивов, 11 — шпатели, 12 — стеклышко, 13 — весы, 14 — штатив для пробирок, 15 — ложка для сжигания веществ, 16 — держатель для пробирок, 17 — ступка с пестиком, 18 — термометр, 19 — тигельные щипцы, 20 — фарфоровый треугольник, 21 — стеклянная палочка, 22 — кристал-лизатор, 23 — треножник, 24 — промывалка, 25 — фарфоровая чашка.
Станция 4. «Химические ребусы» (каб. Черчение)

№ 1 магний

№ 2 натрий


№ 3 свинец
№ 4 осмий

№ 5 железо № 6 железо

№7 германий
№8 золото

№ 9 кремний №10 азот


№11 кислород

№12 магний

№13 испарение
№14 горение


№15германий



Станция 5. « Узнай меня» (по меньшему количеству подсказок) (каб. 8)
-МЕТАЛЛ за 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот металл меркурием. Этот металл хорошо растворят другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)
-НЕМЕТАЛЛ Весьма распространенный неметалл. Входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Горит сине-голубым пламенем. (Сера)
Конкурс 6. «Индикаторная» (каб. Химии)
Узнать в какой пробирке раствор щелочи и кислоты, воды.
Конкурс 7. «Убери "лишнее"» (каб. Биологии)
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; KCl; KNО3; б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S. в) CaO, CuO, SO2 ;
г) HNO3, H2S, H2O; д) Na2SO4, H2SO4, BaCl2; е) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
Ответ: 1 балл за правильный ответ. Всего 6 баллов.
а) NaCl; KCl; KNО3; должны быть хлориды.
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S. соединения содержащие серу.
в) CaO, CuO, SO2 ; оксиды металлов.
г) HNO3, H2S, H2O; кислоты
д) Na2SO4, H2SO4, BaCl2; соли
е) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3. гидроксиды
Станция 8. «Найти массу» (каб. 15)
KNO2 KMnO4 Са3(РО4)2
Дано: 3 моль в-ва (KNO2 )
3 кмоль (KMnO4)
3 ммоль (Са3(РО4)2)

Найти m=( KNO2 )-?
( KMnO4)-?
(Са3(РО4)2)-?

Станция 9. «Найти…» (каб. Физики)
1. Найти массу воды 400 г. 35% раствора хлорида натрия.
2. Al3+ + 3OH- → Al (OH)3
3. HCl: H2O, Ca, NaCl, NaNO3, AgNO3, Cu(OH)2, BaSO4

24-03-2024

Алексенко Ольга Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 25 ГОРОДА МАКЕЕВКИ"

Общей тенденцией развития общества на современном этапе является стремительное развитие ИКТ и всё более «широкое и глубокое» их проникновение в образовательный процесс во всех его формах и проявлениях. Ворвавшаяся в нашу жизнь и опутавшая ее глобальная сеть Интернет; ежедневное появление новых сервисов и программ; лавинообразное увеличение компьютерного парка в личном пользовании и стремительность всей нашей жизни неизменно выдвигает, на передний план ДОТ.

09-02-2022

Акбашева Татьяна Александровна

учитель

Акбашева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма

Технологическая карта урока русского языка
по теме «Н.Н.Носов «Затейники»»
во 2-м классе
УМК «Школа России»
Цель: Формирование представления о жизни и творчестве Н. Носова, знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Затейники»
Задачи урока:
Образовательные:
 расширить сведения о жизни и творчестве Н.Н. Носова и познакомить с произведением «Затейники»;
 актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие:
 развивать внимание, мышление, речь;
 развивать познавательный интерес и активность учащихся;
 развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
 развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
 формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им,
 воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование мультимедиапроектор, учебники, толковый словарь, презентация к уроку
карточки для индивидуальной работы, канцелярские принадлежности.

В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:
Личностные умения:
 На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
 С гордостью относиться к произведениям русских писателей, известных во всем мире.
 Самоопределение (мотивация учения);
 Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
 Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, или паре;
- читать в соответствии с целью чтения;
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников, предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы
в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана.
Познавательные:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе.
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению.

Предметные умения:
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра;
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;
 осознавать через произведения слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
 осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
 соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
(П-познавательные,
Р - регулятивные,
К - коммуникативные) Личностные
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

(2 минуты) Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок
Все готовы? (да)
Начинаем мы урок!
Проверьте всё ли подготовлено к уроку? Есть ли у вас на партах учебник, карточки для работы, пенал? Уберите всё лишнее.
Не забывайте о правильной посадке на уроке, покажите, как должен сидеть ученик за партой.
презентация.pptx#2
Поднимите руку:
те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
Те, кто готов получать новые знания.
Хорошо, я надеюсь, ваш настрой сохранится в течение всего урока.
Расшифруйте надпись:
ТЕРПЕНЬЕИТРУДВСЁПЕРЕТРУТ
презентация.pptx#3
(Терпенье и труд все перетрут).
презентация.pptx#4
Как вы понимаете эту пословицу? (если человек трудолюбив, способен проявить упорство и терпение, то он легче преодолевает трудности. Процесс обучения, как известно, всегда сопряжён с преодолением трудностей).
- Так и мы на уроке не должны бояться и лениться открывать новое. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.


Настраиваются на работу, мобилизуются.



Отвечают на вопрос учителя полным ответом.

Расшифровывают фразу. Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других.
Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(3 минуты) На протяжении многих уроков вы изучаете такой раздел как «Писатели детям». Вы знаете уже достаточное количество детских писателей, предлагаю вам их вспомнить.
презентация.pptx#5
презентация.pptx#6
Отгадайте писателя по его портрету:


(А. Л. Барто) (С. В. Михалков)

(С. Я. Маршак) (К. И. Чуковский)
- С какими произведениями этих писателей вы уже знакомы?
презентация.pptx#7
Рассматривают портреты писателей, вспоминают их фамилии.

Отвечают на вопрос учителя полным ответом.








Называют произведения писателей.

Соотносить знания, полученные на прошлых уроках с новой учебной ситуацией.
Регулятивные: способность мобилизовать силы волю и энергию к преодолению препятствий;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.
Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
III. Выявление места и причины затруднения.
(5 минут)
-Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
Разгадайте ребус и узнаете его фамилию.
презентация.pptx#8
(Носов)
Какое у Носова имя и отчество? (Николай Николаевич)
Вывешивается портрет на доску

Какие его произведения вы когда-нибудь читали?
Сегодня мы начнём знакомство с его рассказами. Название одного написано на доске, но пока мы отдыхали на перемене, в него забралась буква Ж.
Ваша задача понять, что тут было написано.
презентация.pptx#10
ЖЗАЖЖЖТЕЙНЖИКЖЖИ (Затейники).

Разгадывают ребус.



Отвечают на вопрос учителя полным ответом.




Рассматривают портрет Носова.



Вспоминают известные произведения.

Разгадывают ребус.


Ответы учащихся. Знать полное имя изучаемого писателя, умение разгадывать ребусы в новой ситуации Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: способность мобилизовать силы волю и энергию к преодолению препятствий;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(2 минуты) - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?
презентация.pptx#11
(Н. Н. Носов «Затейники»)
- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением).
Какие задачи поставим на урок?
презентация.pptx#12
План урока:
1. Изучить биографию Н.Н. Носова;
2. Познакомиться с произведением автора «Затейники».
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
В коммуникативной форме предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить

Определяют план урока.


Регулятивные:
- умение формулировать учебные цели;
-находить способ решения учебной задачи.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника.
V.
Реализация построенного проекта.

(13 минут) Я прочитаю вам биографию, вы внимательно слушайте, потом я задам вопросы.
презентация.pptx#13
Биография
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певицей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года пер

31-12-2025

Ширяева Елена Михайловна

Технологическая карта урока физической культуры
Класс: 7 класс
Раздел программы: Гимнастика
Тип урока: Урок совершенствования двигательных действий и развития физических качеств.
Тема урока: Полоса препятствий с элементами акробатики.
Цель урока: Совершенствование техники выполнения элементов полосы препятствий и развитие координационных способностей учащихся средствами акробатики.
Задачи урока:
Образовательные: Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и функциональных возможностей организма;
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игрой и соревновательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
Познавательные: обучающиеся научатся
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе занятий физическими упражнениями;
• осуществлять рефлексию способов действия.
Регулятивные: обучающиеся научатся
• соотносить известное и неизвестное;
планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
Коммуникативные: у обучающихся сформируются умения
• общаться со сверстниками в коллективной игровой деятельности;
• оценивать мысли, выслушивать советы, предложения других обучающихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.
Предметные результаты: обучающиеся научатся:
• выполнять и проводить комплекс упражнений «разминка»;
• научатся преодолевать полосу препятствий (перелезание через барьеры, лазание по канату, пролезание под препятствиями, ходьба по узкой опоре);
• выполнять акробатические элементы кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мостик);
• обучающиеся получат возможность научиться определять признаки положительного влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья.

Прогнозируемый результат:
К концу урока ученики смогут:
• Правильно выполнять базовые акробатические элементы (кувырок вперёд и назад, мостик, стойка на лопатках).
• Преодолевать полосу препятствий, демонстрируя уверенные и точные движения.
• Улучшить общую физическую подготовку, развить чувство равновесия, координацию движений, силу и выносливость.

Средства обучения:
• Физическая культура 5-7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (М.Я. Виленский и др.); под ред. М.Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2018.
• Технические средства обучения: гимнастические маты, канат, скакалки, гимнастические скамейки, кубики, обручи проектор, экран, ноутбук, презентация.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, парная.
Методы работы на уроке: проблемный, соревновательный, подводящий диалог
• Контроль качества освоения материала:
Оцениваются правильность выполнения элементов полосы препятствий, техника исполнения акробатических приемов, степень активности каждого ученика на занятии.
• При работе с группой важно следить за соблюдением дистанции между участниками во избежание столкновений и падений. Для слабых физически детей организовать облегченный вариант прохождения препятствий с постепенным усложнением задания.
Характеристика этапов урока

________________________________________
Ход урока:
№ этапа Название этапа Время (минуты) Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приёмы
1 Вводно-организационная часть 5 Приветствие, проверка присутствующих, постановка целей урока. Присутствуют, слушают инструкции, настраиваются на занятие. Словесный, организационно-инструктивный
2 Разминка и подготовка организма к основной части урока 8 Организация выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (ходьба, бег, прыжки, махи ногами, приседания, вращения туловищем). Выполняют комплекс упражнений под руководством учителя. Физические упражнения, игровой метод
3 Изучение и совершенствование акробатических элементов 12 Демонстрация и объяснение техники кувырков вперёд и назад, стойки на лопатках, мостика. Коррекция ошибок. Выполняют элементы под руководством учителя, исправляя ошибки. Наглядно-демонстративный, практический
4 Преодоление полосы препятствий 15 Организация прохождения полосы препятствий (лазание по канату, перелезание через барьеры, пролезание под препятствиями, ходьба по узким опорам). Контроль безопасности. Преодолевают полосу препятствий индивидуально или небольшими группами, следуя правилам безопасности. Практический, игровой
5 Заключительный этап и релаксация 5 Оценивает результаты, проводит упражнения на дыхание и расслабление. Расслабляются, восстанавливают дыхание, обсуждают пройденный материал. Релаксирующий, словесный
6 Завершение урока 2 Подведение итогов урока, объявление домашнего задания (упражнения на гибкость и баланс дома). Записывают домашнее задание, благодарят учителя за урок. Инструктивный
Особое внимание уделяется технике безопасности при прохождении участков с повышенной опасностью травмирования.
Учитель контролирует выполнение заданий каждым учеником лично и своевременно исправляет технику движения, помогает при возникновении трудностей.

31-01-2025

Ширяева Елена Михайловна

Учитель физической культуры. " Средняя общеобразовательная школа № 35 им.Дубины В.П. город Волжский Волгоградская область"

Технологическая карта урока физической культуры
Класс: 7 класс
Раздел программы: Гимнастика
Тип урока: Урок совершенствования двигательных действий и развития физических качеств.
Тема урока: Полоса препятствий с элементами акробатики.
Цель урока: Совершенствование техники выполнения элементов полосы препятствий и развитие координационных способностей учащихся средствами акробатики.
Задачи урока:
Образовательные: Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и функциональных возможностей организма;
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игрой и соревновательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
Познавательные: обучающиеся научатся
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе занятий физическими упражнениями;
• осуществлять рефлексию способов действия.
Регулятивные: обучающиеся научатся
• соотносить известное и неизвестное;
планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
Коммуникативные: у обучающихся сформируются умения
• общаться со сверстниками в коллективной игровой деятельности;
• оценивать мысли, выслушивать советы, предложения других обучающихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.
Предметные результаты: обучающиеся научатся:
• выполнять и проводить комплекс упражнений «разминка»;
• научатся преодолевать полосу препятствий (перелезание через барьеры, лазание по канату, пролезание под препятствиями, ходьба по узкой опоре);
• выполнять акробатические элементы кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мостик);
• обучающиеся получат возможность научиться определять признаки положительного влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья.

Прогнозируемый результат:
К концу урока ученики смогут:
• Правильно выполнять базовые акробатические элементы (кувырок вперёд и назад, мостик, стойка на лопатках).
• Преодолевать полосу препятствий, демонстрируя уверенные и точные движения.
• Улучшить общую физическую подготовку, развить чувство равновесия, координацию движений, силу и выносливость.

Средства обучения:
• Физическая культура 5-7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (М.Я. Виленский и др.); под ред. М.Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2018.
• Технические средства обучения: гимнастические маты, канат, скакалки, гимнастические скамейки, кубики, обручи проектор, экран, ноутбук, презентация.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, парная.
Методы работы на уроке: проблемный, соревновательный, подводящий диалог
• Контроль качества освоения материала:
Оцениваются правильность выполнения элементов полосы препятствий, техника исполнения акробатических приемов, степень активности каждого ученика на занятии.
• При работе с группой важно следить за соблюдением дистанции между участниками во избежание столкновений и падений. Для слабых физически детей организовать облегченный вариант прохождения препятствий с постепенным усложнением задания.
Характеристика этапов урока

________________________________________
Ход урока:
№ этапа Название этапа Время (минуты) Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приёмы
1 Вводно-организационная часть 5 Приветствие, проверка присутствующих, постановка целей урока. Присутствуют, слушают инструкции, настраиваются на занятие. Словесный, организационно-инструктивный
2 Разминка и подготовка организма к основной части урока 8 Организация выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (ходьба, бег, прыжки, махи ногами, приседания, вращения туловищем). Выполняют комплекс упражнений под руководством учителя. Физические упражнения, игровой метод
3 Изучение и совершенствование акробатических элементов 12 Демонстрация и объяснение техники кувырков вперёд и назад, стойки на лопатках, мостика. Коррекция ошибок. Выполняют элементы под руководством учителя, исправляя ошибки. Наглядно-демонстративный, практический
4 Преодоление полосы препятствий 15 Организация прохождения полосы препятствий (лазание по канату, перелезание через барьеры, пролезание под препятствиями, ходьба по узким опорам). Контроль безопасности. Преодолевают полосу препятствий индивидуально или небольшими группами, следуя правилам безопасности. Практический, игровой
5 Заключительный этап и релаксация 5 Оценивает результаты, проводит упражнения на дыхание и расслабление. Расслабляются, восстанавливают дыхание, обсуждают пройденный материал. Релаксирующий, словесный
6 Завершение урока 2 Подведение итогов урока, объявление домашнего задания (упражнения на гибкость и баланс дома). Записывают домашнее задание, благодарят учителя за урок. Инструктивный
Особое внимание уделяется технике безопасности при прохождении участков с повышенной опасностью травмирования.
Учитель контролирует выполнение заданий каждым учеником лично и своевременно исправляет технику движения, помогает при возникновении трудностей.

29-11-2025

Лукина Марина Ивановна

Воспитатель МАДОУ детский сад "Ивушка"

МАДОУ детский сад «Ивушка»
Воспитатель: Лукина Марина Ивановна

Творческий, познавательный проект «Я хочу быть»
по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Цель.
сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности
Задачи.
Расширять знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Познакомить детей с технологией создания мультипликационного фильма
Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма;
Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми;
Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
Показать детям как двигать фигурки, чтобы получить , как можно менять голос при озвучивании.

Ожидаемый результат:
Сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Освоение детьми технологий создания мультипликационного фильма; развитие интереса детей к мультипликации;
Творческая самореализация детей и родителей через создание коллективного творческого продукта – мультфильмов

Проблема:
К сожалению многие дети не знают кем работают их родители и чем они занимаются на рабочем месте. Столкнувшись с этой проблемой, мы воспитатели хотим познакомить и рассказать детям о профессиях доступных этому возрасту.

Проект разделен на три блока:
I блок «Кто работает в детском саду»
II блок «Профессия моих родителей»
III блок «В мире современных профессий».
Тематические блоки состоят из мини-проектов, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединённую общей целью, результатом образовательной деятельности по блоку является серия газет о профессиях изданных детьми и взрослыми, создание мультфильмов о профессиях.
Работа над проектом осуществляется:
во время непосредственно-образовательной деятельности;
в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности.

I блок
«Кто работает в детском саду»
Знакомство с профессиями: Заведующий детским садом, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный работник, физкультурный работник, медсестра, повар, прачка, старший воспитатель.

Результат работы
Создание рисованного мультфильма о работниках детского сада, издание стенгазеты для работников детского сада.

Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду - «Кто эти люди, которые здесь работают?»
На втором этапе - изучение профессий детского сада, изготовление итогового продукта – стенгазеты и мультфильма
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

II блок «Профессия моих родителей»
Знакомство с профессиями родителей: бухгалтер, врач, водитель, менеджер, кондитер, капитан, электромеханик, инспектор ГИБДД.
Результат работы
Создание мультфильма «Я врач», игрового коврика для пчелки «BET- BOT

Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации - «Что мы знаем о профессиях взрослых?»
На втором этапе - изучение профессий родителей, рассказы родителей о своих профессиях, чтение рассказов, стихов, просмотр мультфильмов, видеороликов о данных профессиях, изготовление итогового продукта – игрового коврика, мультфильма «Я врач
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры. Просмотр мультфильма.

III блок «В мире современных профессий».
Знакомство с профессиями: дизайнер, с профессиями банковских служащих (экономисты, кассиры, кредитный консультант), рекламный агент, архитектор.

Результат работы
Издание газеты «В мире современных профессий», создание пластилинового мультфильма «Я хочу быть»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии в отделение сбербанка - «Кто работает в банке?» изучение профессий банковских служащих, изготовление итогового продукта – банкомата, табличек. Чтение книг, стихотворений о профессиях. Просмотр мультфильмов, беседы, рассуждения.

На втором этапе – создание с детьми фигурок для мультфильма, сам мультфильм “Я хочу быть»
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

Познавательное развитие. Социально- коммуникативное развитие.
Знакомство с профессиями родителей.
Встречи с интересными людьми.
Серия бесед:
«Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»,
«Мир профессий» - важность и значимость их труда.
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
Экскурсии: По детскому саду - кабинет медсестры, прачечная, кухня.
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
В течение всего времени реализации проекта
Составление фотоальбомов по профессиям, выставка детского творчества, создание книжек малышек, разработка лепбука. «Профессии моей семьи»
Встречи с интересными людьми:
Работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
Младший воспитатель «О важности профессии»
Посещение библиотеки.
Мастер-классы с родителями и детьми:
«Золотые руки наших мам»
«Подарок для папы своими руками»
«Встреча с мамами и папами - «Расскажи о своей профессии»
Выставка творческих работ на тему: «Кем я стану, когда вырасту?»
Чтение художественной и познавательной литературы.
Пополнение библиотеки и «полочки умных книг» новыми энциклопедиями, книгами, журналами по теме.
Оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Автомастерская», «Салон красоты», «ПДД», «Поликлиника», «Библиотека»,
Рассматривание тематических картинок «Профессии», дидактические игры на соответствие по теме «Профессии»: «Что кому принадлежит?», «Кто чем занимается?», «Что лишнее»; коллекция атрибутов по принадлежности к различным профессиям .

Речевое развитие.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Кого я загадал?
Цель: научить использовать словарный запас; развить образное мышление.
Он, она.
Цель: познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.
Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде.
Назови профессию в названии которой есть буква(звук)...
Цель: отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.
Если бы не было…
Цель: воспитывать осознание важности каждого ремесла.
Я хочу быть!..
Цель: развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.
Один — много.
Цель: совершенствовать словообразовательные процессы (в частности, образование множественного числа).
Взрослый приводит название профессии в единственном числе, задача дошкольника — согласовать слово во множественном числе.
Пойми меня

Цель: формировать умение с помощью телодвижений передавать задуманную профессию.
Закончи пословицу
Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:
А. Разотрут. В. Перетрут.
Б. Оботрут. Г. Притрут….
Аукцион профессий.
Цель: активизировать и расширять словарный запас детей
Не пропусти профессию
Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые
обозначают названия профессий.

Художественная литература:
С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки». Кем быть?» В. Маяковский «Строители», «Шофер», «Портниха» Б. Заходер «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла» Д. Родари «Доктор Айболит» К. Чуковский «Почта», «Кошкин дом», «Пожар», «Мы военные», С. Маршак «Мы с Тамарой» А. Барто Житков «Железная дорога» Б. Житков «Знакомые профессии» А. Богдарин, В. Маяковский «Кем быть?» • Чтение стихов, загадок о разных профессиях.

Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Это он, Ленинградский почтальон»; Аппликация: «Фартук для няни»; сюжетная: «Профессии». лепка :«Фрукты, овощи для поваров»; рисование на свободную тему: «Кем я хочу стать», лепка персонажей для мультфильмов и разной атрибутики.

Взаимодействие с родителями:
Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны».
Оформление альбома «Профессии наших родителей».
Составление с детьми рассказов о профессии родителей
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

26-11-2025

Горяинова Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБОУ "Завидовская ООШ Яковлевского муниципального округа Белгородской области"

«Путешествие Эколят»
Образовательная деятельность для детей старшей разновозрастной группы
в рамках проекта «Эколята – дошколята»



Горяинова Татьяна Николаевна,
воспитатель МБОУ «Завидовская ООШ»
Яковлевский муниципальный округ Белгородская область



Цель. Формирование у детей бережного отношения к природе, воспитание культуры природолюбия.
Задачи. Расширять представления детей о лесе и его обитателях; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей. Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; экологические знаки на стойках; ростовые елочки, деревья; картонные грибы; импровизированный муравейник; мусор – пластиковые бутылки, бумага; ветки для костра, бумажный огонь; портативная колонка; флешка с записью звуков леса, музыки для флешмоба («Мы должны планету сохранить» (гимн экологов); Рачкова Е.В. Команда "Солнечные дети"; музыка из телепередачи «В мире животных»)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: беседы по теме; наблюдение в природе; рассматривание альбома «Правила поведения в природе», плаката «Кому нужны деревья в лесу»; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой», стихотворений, флешмоба.

Ход образовательной деятельности.
Дети заходят в зал, становятся вкруг. Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель. Ребята, вы уже настоящие Эколята – защитники природы и я вас приглашаю на прогулку в лес. Лес – это родной дом для растений, птиц, животных. Кто лес уважает, растения не обижает,
Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.
Значит умеет любить природу. Вот сегодня мы и узнаем, умеете вы любить природу или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Игра «Экологический светофор». Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.
Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке. Воспитатель. А теперь можно отправляться на лесную прогулку.
Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения: Мы идем лесной дорогой, обычная ходьба Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: ладони приложить к щекам, покачать головой
Вот растёт под ёлкой гриб, руки сложить над головой «шляпкой»
Рябинка пламенем горит, «фонарики» на четыре счёта
Белка скачет скок, поскок, прыжки
И орешки щёлк, да щёлк. хлопки в ладоши
Тихо, тихо, не шумите, палец приложить к губам
По дорожке в лес идите; ходьба на носочках
Все в лесу для нас друзья, обижать друзей нельзя!
Почему мы вошли в лес осторожно, по дорожке? Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов. Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу? Пакетов, бумаги, бутылок… Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу? Ответы детей. Правильно, давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес, и все его жители будут очень рады. Собирают мусор. Какой знак нам нужно поставить в лесу? Дети ставят знак, запрещающий бросать мусор.
1 ребенок. Ты хотя ещё ребёнок, но ведь ты не поросёнок.
На поляне не сори, за собой всё убери!
Дети идут дальше и выходят на грибную полянку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? Ответы детей. Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему? Ребята, можно ли топтать ядовитые грибы? Почему? Ответы детей. Какой знак мы можем здесь поставить? Дети ставят знак, запрещающий сбивать ядовитые грибы.
2 ребенок. В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного всё ж
Тот гриб полезен и хорош.
Воспитатель. Как легко дышится в лесу. Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель. Ребята, кажется пахнет дымом. Дети идут дальше и подходят к костру. Что это такое? Как вы думаете, можно в лесу разжигать костер? Что может произойти, если костер не затушить? Как мы можем помочь лесу? Ответы детей. Дети берут ведра, «заливают» костер. Какой знак нам нужно здесь поставить? Дети ставят знак, запрещающий разводить костер в лесу.
3 ребенок. Без взрослых с огнём развлекаться опасно
– Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Дети идут дальше и подходят к импровизированному разрушенному муравейнику.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Что с ним случилось? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Ответы детей. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые едят листья и кору деревьев. Поэтому муравьев и их муравейники надо оберегать и не разорять. Давайте поможем муравьям построить муравейник. Дети «строят муравейник». Ребята, как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? Дети ставят знак «Не разоряйте муравейники!»
4 ребенок. Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Дети идут дальше и подходят к деревьям.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем нужны деревья в лесу? Они очищают воздух. Под ними мелкие животных строят норы и там живут. На деревьях строят гнезда птицы. Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? Ответы детей. Сначала они, как и вы, были маленькие и слабые. Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья – ломают ветки, срубают их топором. Их становится все меньше и меньше. Какой знак нужно поставить здесь? Ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор.
5 ребенок. Не рубите лес зимой! Не рубите летом!
Он красив, когда живой, в свой наряд одетый.
Мы должны беречь природу и не ждать чудес.
Люди, будьте так добры: берегите лес!
Воспитатель. Ребята, какую пользу приносят птицы лесу? Ответы детей. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
«Загадки о птицах»
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? Кукушка
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.
3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! Воробей 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. Сова
5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! Дятел
Воспитатель. Зачем птицы строят гнезда? Какое правило мы знаем про птиц? Ребенок выбирает знак, запрещающий разорять гнезда, объясняя, что он означает.
6 ребенок. Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Рефлексия – интерактивная технология «Интервью»
Воспитатель

25-11-2025

Запорожан Марина Ивановна

Педагог - организатор. МОУ "Красногорская общеобразовательная основная школа Григориопольского района"

Современные формы патриотического воспитания школьников
М.И. Запорожан
I квалификационная категория
педагог - организатор
МОУ «Красногорская общеобразовательная основная школа
Григориопольского района»
Григориопольский район село Красногорка
Аннотация.
В статье анализируются современные формы патриотического воспитания школьников, обусловленные изменением социальной, культурной и информационной среды. Рассмотрены эффективные педагогические технологии, способствующие формированию гражданской позиции, исторической памяти и ценностных ориентаций учащихся. Уточняется роль образовательной организации и педагога-организатора как ключевых участников процесса патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность, школьники, педагог-организатор, современные формы воспитательной работы.

Введение
Патриотическое воспитание в современной школе приобретает особую актуальность в связи с необходимостью формирования у учащихся устойчивых нравственных ориентиров, гражданской ответственности и готовности к участию в жизни общества. Информационная насыщенность и глобализация требуют обновления подходов, содержания и форм воспитательной работы. Сегодня патриотическое воспитание рассматривается как комплексный педагогический процесс, включающий системность, практическую направленность и использование разнообразных образовательных технологий.

1. Патриотическое воспитание как педагогическая система
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у школьников любви к Родине, уважения к историческому прошлому, государственным символам, культуре и традициям. Оно интегрирует образовательные, воспитательные и социальные компоненты, охватывая учебную, внеурочную и общественно полезную деятельность.
Основными задачами современного патриотического воспитания являются:
– развитие гражданской идентичности;
– формирование исторического сознания;
– освоение культурного наследия;
– развитие социальной активности;
– укрепление нравственных и моральных ценностей.

2. Современные формы патриотического воспитания школьников
2.1. Проектная деятельность
Метод проектов позволяет школьникам самостоятельно исследовать проблемы историко-культурного характера, создавать социально значимые инициативы:
– исследовательские проекты о героях родного края;
– культурно-исторические мини-музеи;
– социальные проекты, посвящённые памятным датам;
– локальные исторические исследования («История моей улицы», «Семейная летопись»).
Проекты повышают мотивацию учащихся, развивают навыки поиска информации, критического мышления и публичной презентации.

2.2. Волонтерская и социальная деятельность
Добровольчество является одной из наиболее эффективных форм формирования гражданской позиции.
Современные направления школьного волонтерства:
– участие в акциях памяти («Бессмертный полк», «Свеча памяти»);
– помощь ветеранам и труженикам тыла;
– благоустройство памятных мест;
– участие в патриотических мероприятиях муниципального уровня.
Социальная активность способствует развитию ответственности, эмпатии и осознанию собственной причастности к истории страны.
2.3. Интерактивные и цифровые технологии
Информационная среда предоставляет новые инструменты для воспитательной работы:
– виртуальные экскурсии по музеям страны;
– онлайн-квесты по истории;
– интерактивные викторины и интеллектуальные игры;
– школьные медиацентры, создающие патриотические видеоролики и подкасты.
Применение цифровых ресурсов делает процесс воспитания более доступным, интересным и приближенным к современным запросам школьников.

2.4. Игровые и событийные формы
Игровые формы позволяют включить учащихся в активную деятельность:
– ролевые исторические игры;
– военно-спортивные игры («Зарница», «Патриот»);
– квесты по историческим страницам страны.
Событийные формы, такие как школьные праздники, акции, фестивали, позволяют создавать эмоционально насыщенную воспитательную среду.

2.5. Краеведение как основа патриотического воспитания
Изучение истории и культуры родного края помогает учащимся осознавать уникальность своей малой Родины и её вклад в историю страны.
Эффективные формы:
– экскурсии по памятным местам;
– встречи с местными ветеранами и краеведами;
– работа школьных краеведческих клубов;
– экспедиции и походы.
Краеведение усиливает личностную значимость патриотических ценностей для ребёнка.

3. Роль педагога-организатора.
Педагог-организатор является координатором, вдохновителем и наставником в системе патриотического воспитания. Его функции включают:
– разработку комплексных программ и мероприятий;
– взаимодействие с социальными партнёрами (музеями, военными организациями, культурными учреждениями);
– создание условий для проектной и волонтерской активности;
– формирование ученического актива;
– информационно-медиа сопровождение событий.
Профессиональная компетентность педагога-организатора во многом определяет успешность воспитательного процесса.
Заключение
Современные формы патриотического воспитания школьников основаны на активности, интерактивности, осмыслении личного опыта и использовании цифровых технологий. Они позволяют сделать процесс формирования гражданской позиции более доступным, интересным и результативным. Воспитательная работа, организованная на основе сотрудничества педагога-организатора, учащихся, родителей и социальных партнёров, способствует осознанному отношению школьников к истории своей страны и укреплению их гражданской идентичности.

12-11-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№18», г.о.г Арзамас


Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Труд должен воспитывать детей, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, то успеваемость и сознательное стремление научиться будет приоритетным.
Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять – ребенок не исполнитель, а творец.
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.
Это ли не радость, если Ваш ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки.
Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа как никакая другая удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления.
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее сделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам стремится к созиданию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, к предметам труда.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.
Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работа с природным материалом дает возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. «Ручной труд» - это словосочетание перекликается с изречением В. И. Сухомлинского: «Ум ребенка - на кончиках его пальцев».
Таким образом, при организации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», у детей дошкольного возраста формируются умения: прогнозировать, предвидеть, представлять, фантазировать, экспериментировать.

25-11-2025

Запорожан Марина Ивановна

Педагог - организатор. МОУ "Красногорская общеобразовательная основная школа Григориопольского района"

Современные формы патриотического воспитания школьников
М.И. Запорожан
I квалификационная категория
педагог - организатор
МОУ «Красногорская общеобразовательная основная школа
Григориопольского района»
Григориопольский район село Красногорка
Аннотация.
В статье анализируются современные формы патриотического воспитания школьников, обусловленные изменением социальной, культурной и информационной среды. Рассмотрены эффективные педагогические технологии, способствующие формированию гражданской позиции, исторической памяти и ценностных ориентаций учащихся. Уточняется роль образовательной организации и педагога-организатора как ключевых участников процесса патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность, школьники, педагог-организатор, современные формы воспитательной работы.

Введение
Патриотическое воспитание в современной школе приобретает особую актуальность в связи с необходимостью формирования у учащихся устойчивых нравственных ориентиров, гражданской ответственности и готовности к участию в жизни общества. Информационная насыщенность и глобализация требуют обновления подходов, содержания и форм воспитательной работы. Сегодня патриотическое воспитание рассматривается как комплексный педагогический процесс, включающий системность, практическую направленность и использование разнообразных образовательных технологий.

1. Патриотическое воспитание как педагогическая система
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у школьников любви к Родине, уважения к историческому прошлому, государственным символам, культуре и традициям. Оно интегрирует образовательные, воспитательные и социальные компоненты, охватывая учебную, внеурочную и общественно полезную деятельность.
Основными задачами современного патриотического воспитания являются:
– развитие гражданской идентичности;
– формирование исторического сознания;
– освоение культурного наследия;
– развитие социальной активности;
– укрепление нравственных и моральных ценностей.

2. Современные формы патриотического воспитания школьников
2.1. Проектная деятельность
Метод проектов позволяет школьникам самостоятельно исследовать проблемы историко-культурного характера, создавать социально значимые инициативы:
– исследовательские проекты о героях родного края;
– культурно-исторические мини-музеи;
– социальные проекты, посвящённые памятным датам;
– локальные исторические исследования («История моей улицы», «Семейная летопись»).
Проекты повышают мотивацию учащихся, развивают навыки поиска информации, критического мышления и публичной презентации.

2.2. Волонтерская и социальная деятельность
Добровольчество является одной из наиболее эффективных форм формирования гражданской позиции.
Современные направления школьного волонтерства:
– участие в акциях памяти («Бессмертный полк», «Свеча памяти»);
– помощь ветеранам и труженикам тыла;
– благоустройство памятных мест;
– участие в патриотических мероприятиях муниципального уровня.
Социальная активность способствует развитию ответственности, эмпатии и осознанию собственной причастности к истории страны.
2.3. Интерактивные и цифровые технологии
Информационная среда предоставляет новые инструменты для воспитательной работы:
– виртуальные экскурсии по музеям страны;
– онлайн-квесты по истории;
– интерактивные викторины и интеллектуальные игры;
– школьные медиацентры, создающие патриотические видеоролики и подкасты.
Применение цифровых ресурсов делает процесс воспитания более доступным, интересным и приближенным к современным запросам школьников.

2.4. Игровые и событийные формы
Игровые формы позволяют включить учащихся в активную деятельность:
– ролевые исторические игры;
– военно-спортивные игры («Зарница», «Патриот»);
– квесты по историческим страницам страны.
Событийные формы, такие как школьные праздники, акции, фестивали, позволяют создавать эмоционально насыщенную воспитательную среду.

2.5. Краеведение как основа патриотического воспитания
Изучение истории и культуры родного края помогает учащимся осознавать уникальность своей малой Родины и её вклад в историю страны.
Эффективные формы:
– экскурсии по памятным местам;
– встречи с местными ветеранами и краеведами;
– работа школьных краеведческих клубов;
– экспедиции и походы.
Краеведение усиливает личностную значимость патриотических ценностей для ребёнка.

3. Роль педагога-организатора.
Педагог-организатор является координатором, вдохновителем и наставником в системе патриотического воспитания. Его функции включают:
– разработку комплексных программ и мероприятий;
– взаимодействие с социальными партнёрами (музеями, военными организациями, культурными учреждениями);
– создание условий для проектной и волонтерской активности;
– формирование ученического актива;
– информационно-медиа сопровождение событий.
Профессиональная компетентность педагога-организатора во многом определяет успешность воспитательного процесса.
Заключение
Современные формы патриотического воспитания школьников основаны на активности, интерактивности, осмыслении личного опыта и использовании цифровых технологий. Они позволяют сделать процесс формирования гражданской позиции более доступным, интересным и результативным. Воспитательная работа, организованная на основе сотрудничества педагога-организатора, учащихся, родителей и социальных партнёров, способствует осознанному отношению школьников к истории своей страны и укреплению их гражданской идентичности.
Список литературы
1. Бойко, А. П. Патриотическое воспитание школьников: теория и практика. — М.: Академия, 2019. — 224 с.
2. Воробьёва, Т. Н. Современные методы гражданско-патриотического воспитания учащихся // Педагогика. — 2020. — № 4. — С. 78–85.
3. Гаджиева, Н. А. Патриотическое воспитание школьников в условиях цифровой среды // Воспитание школьников. — 2021. — № 10. — С. 12–18.
4. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2020. — 36 с.
5. Ермолова, С. В. Проектная деятельность как средство формирования гражданской ответственности учащихся // Современная школа. — 2019. — № 7. — С. 54–59.

6. Зинченко, В. П. Патриотизм как ценность и педагогическая категория // Вопросы психологии. — 2017. — № 6. — С. 14–22.
7. Мухина, Т. Г. Воспитание гражданственности и патриотизма в школьной среде. — М.: Учитель, 2021. — 160 с.
8. ЮНЕСКО. Education for Sustainable Development and Global Citizenship. — Paris: UNESCO Publishing, 2018.

17-11-2025

Максименко Мария Викторовна

учитель истории, МБОУ СШ №41, г. Тверь

Рабочий лист состоит из 6 разноуровневых заданий, каждое из которых направлено на проверку конкретных знаний и умений:

Задание 1: Проверяет знание ключевых исторических личностей и их основных достижений.

Задание 2: Развивает внимательность, глубокое понимание административного устройства Персидской державы и умение работать с текстом как с историческим источником.

Задание 3: Концентрируется на одной из самых известных особенностей персидской армии — отряде «бессмертных», проверяя знание деталей.

Задание 4: Направлено на проверку знания религиозных и культурных аспектов (зороастризм, Ахурамазда, «Авеста»), а также культурных заимствований (клинопись).

дание 5 (работа с картой): Формирует пространственное представление о масштабах Персидской империи, проверяет знание ее географических границ и важнейших центров.

Задание 6 (историческая задача): Является кульминационным. Развивает:

Регулятивные УУД: Умение планировать свой ответ.

Познавательные УУД: Анализ, синтез, построение логических рассуждений.

Коммуникативные УУД: Формулирование и письменное выражение своей мысли.

Личностные УУД: Формирование понимания религиозной терпимости и многокультурности древних империй.

Поиск