Опубликованные материалы

01-10-2024

Бандукова Анастасия Николаевна

 

 учитель английского языка МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер" Приволжского района г. Казани

Современные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.
Для достижения позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.
Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с особенностями в развитии.
1. Технология коррекционно-развивающего обучения.
2. Игровые технологии.
3. Элементы дифференцированного обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Элементы компьютерной технологии.
6. Элементы технологии индивидуализации обучения.
7. Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.
В процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в «запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
• повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
• нахождение новых слов в змейке (word snake),
• вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
• игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
• составление диаграмм,
• подбор заголовков,
• ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
• соотнесение идеи и абзаца (matching),
• заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
• тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
• определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.


15-05-2024

Воронина Наталья Валентиновна

 

 Учитель. г.Нижний Новгород. ГКОУ "Школа-интернат№65"

1. Организационный момент
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
2. Устный счет:
5 ∙ 2 = 10 14 : 2 = 7
9 ∙ 1 = 9 16 : 8 = 2
4 ∙ 5 = 20 25 : 5 = 5
Сколько будет, если взять 3 раза по 4?
Сколько будет: 6 троек?
3 умножить на 4.
3. Сообщение темы
Площадь фигуры
4. Что такое площадь?
Площадь- это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
5.Сравнение площадей фигур.
Вывод:
При разных мерках получается разный результат измерения.
Поэтому сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

Площадь фигуры - величина, показывающая сколько места занимает фигура на плоскости.
6. Знакомство с единицами измерения площади:
В качестве общепринятой единицы измерения площадей (мерок) используют
квадрат со стороной 1 см.
6. Нахождение площади прямоугольника
1.Чтобы найти площадь прямоугольника, измеряют его длину и ширину (в одинаковых единицах) и находят произведение полученных чисел.

2.Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину.

01-10-2024

Ольга Юрьевна Борошнева

 

 МБДОУ дс №8 К.В г Бокситогорска

Эссе «Я- педагог»
Борошнева Ольга юрьевна.

Воспитатель МБДОУ г. Бокситогорска, стаж работы 8 лет.

На свете много разных есть профессий, но есть одна, которая, быть может всех нужней. Профессия – учить детей. Профессия воспитателя выбирается сердцем. Чтобы стать настоящим другом детей, надо отдавать им
всего себя.

Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо…
Родилась я в поселке Ефимовский ленинградской области Бокситогорского района. После окончания средней школы поступила в агропромышленный лицей но получить профессию не получилось я поняла, что это не мое. Я приняла решение идти в вечернюю школу. После ее окончания дважды декрет. После того как мои дети пошли в детский сад ,я решила ,что я хочу там работать и устроилась младшим воспитателем, а когда дети пошли в школу я решила пойти учиться в институт. После окончания меня поставили на ранний возраст воспитателем.
Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…
И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад,
Быть в гуще радостных событий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя ребячьи души! Нет лучшей доли на земле…


Первая моя группа была с одного года до двух лет. Мне пришлось многое перестроить в своей жизни, чтобы грамотно влиться в работу по раннему возрасту детей.
Невозможно представить жизнь воспитателя без шумного, доверчивого и трогательного детства, без огромного мира чистоты и радости. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а, тем более, воспитателю, так как его авторитет складывается его отношением к делу и профессии вообще. Для воспитателя «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь его может тот, кто сам горит!» Так гласит древняя мудрость. Моя задача — заполнить этот огонь добром, милосердием, творчеством, чтобы эти зажигающиеся искорки несли не только красоту, но и были полезным и востребованным для нашего общества. Я уверена, что профессия, определяющая своим содержанием прошлое, настоящее и будущее человека и всего человечества, подобна профессии художника. И главная награда для меня в моей работе – улыбка на лицах детей и благодарный взгляд родителей.
Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.
И важно помнить вечную заповедь: не навреди. Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться. И, более того, необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания.
Вот поэтому наша задача заключается в том, чтобы не просто привить тягу к самопознанию, а раскрыть творческий потенциал.
Мне нравится то, что в этой профессии невозможно остановиться, здесь нужно постоянно «расти», как растут дети, пришедшие в детский сад.
Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.
Работать воспитателем невозможно без любви к своему делу, без любви к воспитанникам. Вспоминаю, когда я пришла устраиваться на работу сказала: «У меня нет опыта, но я очень люблю детей!». Ведь опыт придёт со временем, а любовь в сердце должна жить постоянной!
Всю свою энергию я направляю на создание вокруг каждого ребенка атмосферы любви и взаимопонимания, так как убеждена, что только это способствует раскрытию индивидуальности. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе.
Я считаю нужно саморазвиваться: посещать занятия других воспитателей, участвовать в конкурсах, повышать свою квалификацию чтобы прийти к деткам и дать им что-то новое, им ещё не изведанное.
Самый ответственный период - адаптация ребенка в ясельной группе. Это и очень сложный этап, и самый интересный. Когда плачущий карапуз не хочет отпускать маму на работу, нужно собрать все свои силы, умения, вспомнить приемы и методы, набраться терпения, чтобы сделать пребывание малыша комфортным, уютным. Как приятно видеть, какой это бальзам на душу, когда через некоторое время ребенок уже идет к тебе на руки, тянется, как к близкому человеку. Уже и с мамой легче расстается. Это значит, доверяет, а воспитатель – не чужой человек. Удовлетворение и осознание правильности моего выбора появилось тогда, когда я поняла, что дети меня любят и также, как и я, когда – то, с удовольствием ходят в наш детский сад. Признание родителей и коллег укрепили мою уверенность в том, что я на своем месте.
В своей работе использую новые и интересные методы, приемы, чтобы заинтересовать детей, найти к каждому малышу индивидуальный подход. Ведь они такие все разные, забавные, удивительные. Кем станут дети в будущем, я не знаю. Но точно знаю, что моя практическая задача – показать ребенку, что он кладезь возможностей, помочь поверить ему в себя, получать радость от своего творчества. Все дети разные, поэтому мне важно дать возможность каждому проявить себя, почувствовать себя способным и талантливым, самое главное счастливым.
Мне интересно работать с детьми. Многие думают, что работа воспитателя младшего дошкольного возраста лишена творчества – но это не так. Я глубоко убеждена в том, что базой, основой для всех последующих образовательных приобретений и возрастных новообразований является общий уровень сенсорного развития при переходе от раннего к дошкольному возрасту. Поэтому я уделяю большое внимание развитию творческих способностей и сенсорного восприятия детей с использованием нетрадиционных техник изо-деятельности.
Я отдаю детям тепло свое души, свои знания, приобщаю их к сотворчеству. Стараюсь понять чувства каждого ребенка и в каждом ребенке увидеть что-то особенное, индивидуальное.
Еще обучение в университете сделало очевидным тот факт, что к дошкольному образованию современное общество предъявляет высокие требования. Ответственность педагога всегда была исключительной, но в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования она существенно возрастает. Джон Дьюи писал: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Я считаю, что современный педагог - это человек, сочетающий в себе черты наставника друга, психолога, артиста, поэтому ежедневно стараюсь совершенствовать свое педагогическое мастерство, трудиться с полной отдачей сил, пополнять и обновлять свои профессиональные качества.
Свое предназначение вижу в умении развивать в ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, сделать все от меня зависящее, чтобы помочь ему стать успешным гражданином, любящим свой дом, Родину, профессию, все, что окружает его. Очень важно, чтобы каждый ребенок ощущал чувство победы, и своего (пусть маленького) личного успеха. Ведь только с успехом приходит желание идти дальше, узнать больше, сделать лучше.
Быть воспитателем - это значит, по- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу большое количество малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…
Я горжусь своей профессией. Горжусь доверием детей, достижениями каждого ребенка, возможностью воспитания нового поколения.

30-09-2024

Степаненко Вере Петровне

 

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Троицко - Харцызская средняя школа №18 города Харцызска"

Статья «Разговоры о важном» ЗА или ПРОТИВ»

Степаненко Вера Петровна
учитель истории СШ № 18
пгт. Троицко – Харцызск
Донецкая Народная Республика


В 2022/23 учебном году были введены всероссийские внеурочные занятия «Разговоры о важном.. Последние годы, а особенно в период пандемии, как-то сошло на нет «общение по душам». Классные часы, конечно проводили, памятные даты вспоминали , но я часто ловила себя на мысли, что не вижу уже горящих глаз детей и какое –то скучное общение получается. В образовании я давно, патриотизм у нас, рожденных и выросших в СССР, впитан с молоком матери. Сегодняшние дети, –они другие, их труднее увлечь. Это дети, которых просто необходимо оторвать от гаджетов, заинтересовать. Это была замечательная идея: привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны всей страной в одно и то же время со всеми учащимися. Говорить о самом важном и родном – ведь качественно проведенный в начале недели «разговор», поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебному процессу
По моим педагогическим наблюдениям, введение курса бесед «Разговоры о важном» в образовательную программу привело к знанию родной истории и пониманием сложностей современного мира, технического прогресса и сохранение природы, ориентации в мировой художественной культуре и повседневной жизни, ответственным отношением к собственным поступкам. В основе определения тематики лежат такие принципы:- соответствие важным календарным датам событий российской истории - соответствие календарным событиям (юбилейным датам)-соответствие интересам обучающихся.
Формы работы, которые применяются на практике цикла это – беседа, дискуссия, групповая проблемная работа, викторина, обсуждение исторических личностей, работа с предложенными материалами на платформе разговоров о важном. Развитие самостоятельности и самодеятельности, готовности к свободе выбора, уважения, на любви к малой Родине;- личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании;
-создание определенной сети отношений:Результат направлен на креативность и успешность ребенка.Участие в « Разговорах о важном позволяет увидеть необычное в обычном, творчески подходить даже к самым скучным заданиям, находить оригинальные идеи и расширять свой кругозор. Разговоры о важном интересны как для ученика, так и для учителя. Важным фактором является включение занятия, так называемого, регионального компонента: а что есть у нас дома, в нашей республике, в нашем городе, на нашей улице.
Разговор – это очень сложная форма. А уметь разговаривать и уметь вовлекать в разговор, и уметь выстраивать разговор – это важное качество в жизни.
В подготовке таких мероприятий значима роль классного руководителя, именно ему надо учитывать возраст, особенности класса в подборе информации. Это от нас, учителей, сейчас зависит(да и всегда зависело), какими людьми вырастут дети. Ведь не секрет, через год, два, дети становятся похожими на своего классного руководителя. Наша страна переживает сейчас важные исторические события и очень важно чувствовать себя частью своего народа, уметь сопереживать, гордиться, понимать, какую пользу ты можешь принести своей стране и своему обществу. Ключевым, должен быть, конечно же патриотизм..
Очень интересны мнения коллег учителей, которыми они делятся в сети интернет. Те, кто помоложе, иногда высказывают негативную точку зрения, кто –то, наоборот, пишет, что ничего сложного нет, все готово и разработано. Лично я считаю, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях. Россия - сильная и крепкая держава. Пройдет время и .«Разговоры о важном» обязательно дадут свои результаты. Те семена доброты, искренности, патриотизма, гордости и сопереживания, которые мы «сажаем»на этих занятиях, обязательно дадут всходы.
«Разговоры о важном»: дают вохможность привить детям уважительное отношение к людям, рассказать о значении труда в жизни общества, о многообразии профессий, о волонтёрстве, об истории родной страны, о наших достижениях, экологии, традициях и культуре. Это именно те темы, которые не затрагиваются в рамках обязательной школьной программы. «Разговоры» совсем не похожи на традиционные уроки. Это, прежде всего, неформальное общение с детьми, обсуждение тех вопросов, которые их интересуют. Ребята с удовольствием слушают спикеров, выполняют интерактивные задания, обсуждают различные вопросы. "Разговоры о важном" интересны и педагогам, и школьникам, и родителям
Современное поколение обязательно будет гордиться своей страной, ее историей, любить свой народ. Наши дети вырастут и станут полезными членами общества: профессионалами своего дела, неравнодушными, крепкими духом. А мы, учителя, должны им в этом помочь! «Ребенок –это сосуд», гласит восточная мудрость. А вот чем мы его наполним, зависит сегодня от нас.

30-09-2024

Зотова Капитолина Александровна

 

 Учитель изобразительного искусства, МОУ средняя школа №49 г.Волгограда

Урок: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Дата: 30.09.24.
Учитель: Зотова Капитолина Александровна.
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».
Цель: создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка); формирование любви и понимания русского народного искусства.
Задачи:
- способствовать формированию умения передавать единство формы и декора;
- способствовать формированию навыков работать с художественной росписью в стиле русских народных промыслов;
- способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного;
- способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества.
Тип урока: освоение новых знаний.
Планируемые результаты.
Предметные:
- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- использовать символику древних славян;
- выполнять эскизы росписи русской прялки;
- уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (обобщение, ритм, симметрия, выразительность изобразительного мотива) в творческой работе.
Метапредметные:
- овладеть умением творческого видения;
- стремиться к освоению новых знаний и умений;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- уметь планировать и рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная работа.
Материалы и оборудования: бумага, цветные карандаши или краски; иллюстрации с изображением русских народных бытовых предметов; образцы солярных знаков; презентация по теме урока; музыкальное оформление; проектор, ноутбук.
Ход урока.
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с русской избой, её конструкцией и декором, рисовали наличники, а также заглянули внутрь избы и познакомились с разными её уголками.
- Вспомните, как называется передний угол избы?
Ученики: Красный.
Учитель: А почему он так называется?
Ученики: Красный – значит красивый. В углу стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почётных гостей сажали в красный угол на лавку за стол.
Учитель: Потолок был подобен небесному своду, а пол – земле. А своеобразным материальным центром избы, символом тепла, оберегом семьи, была …
Ученики: Печь!
Учитель: Конечно же печь! Именно печь стала центром нашей композиции на прошлом уроке.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Изучив конструкцию, интерьер, внутренний мир избы, интересно бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Давайте отгадаем загадки и узнаем эти предметы!
*Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают, картинки с ответами помещаем на доску*

Загадки:
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Утка в море –
Хвост на воле. (Ковш)
Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит! (Самовар)
Сами не едим,
А людей кормим. (Ложки)
Под одной шляпой четыре брата. (Стол)
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдаёт? (Прялка)

Учитель: Верно, кочерга, ковш, вёдра, ложки, самовар, стол, прялка – все эти предметы наполняли крестьянский дом, и все они были не только практичны, но и очень красивы.
Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки (Внимание на картинки на доске!) свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с русской прялкой, её конструкцией и декором, а также воспроизвести свои знания в творческой работе.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Прялка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием, и оберегом. Прядением, как правило, занимались девушки. Уже с 6-8 лет девочки начинали прясть, а к совершеннолетию они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя обязан был на ней жениться. Прялку дарили на память жене, дочери, невесте. Её хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению, потому её старались украшать особенно нарядно.
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи соединялись сказочность и реальность. Изображались и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе символы земли, солярные знаки солнца и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье.
Теперь давайте рассмотрим строение прялки. Внимание на доску (схема прялки). Основные элементы прялки: городки (разные выступы в верхней части прялки), лопасть, серьги (выступы в нижней части), ножка и донце.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели различные прялки, они были очень разные по форме, но все они были одинаково красивы.
- А, разве они не выполняли бы своего назначения без росписи?
Ученики: Выполняли бы.
Учитель: Так откуда же у русского человека такая тяга к прекрасному? Как вы думаете?
Ученики: - Когда в доме красивые вещи – дом становится уютнее;
- Красивые вещи поднимают настроение;
- В жизни крестьян было так много нужды, что красота скрашивала его жизнь.
Учитель: Да, ребята, оказывается красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
6. Первичное закрепление. Постановка художественной задачи. Творческая деятельность.
Учитель: А теперь давайте выполним эскиз прялки, с использованием знаний о её строении, о символике русского орнамента. Прежде чем приступить к работе, обговорим последовательность выполнения.
*учитель проговаривает и показывает на доске этапы работы*
В начале работы определяем положение будущей прялки на листе, отмечаем ширину и высоту, размер основных деталей. Далее, с помощью простых фигур выполняем построение формы прялки: лопасть - это прямоугольник, ножка - узенький прямоугольник, донце также прямоугольной формы, но горизонтально расположено, городки и серьги могут быть разной формы, намечаем их по своему усмотрению, на основе дуг, квадратов или пик. Прорисовываем форму ножки и донца, сглаживаем острые углы при необходимости и переходим к декору. Помним, что в декоре мы можем использовать символы земли, солярные знаки солнца, растительные элементы. Кто хочет более сложную композицию могут рисовать сценки из жизни крестьян или птицу сирин. Используем наглядный ряд на доске, можно взять идею росписи с фотографий настоящих прялок. На следующем этапе выбираем цветовое решение для своей прялки. В начале тонируем всю поверхность в цвет дерева. Для росписи используем только естественные цвета, в основном красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный в небольших количествах. Приступаем к работе!
*в ходе самостоятельной творческой работы учитель обращает внимание на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками или графическими материалами.*
7. Выставка работ.
8. Рефлексия.
Учитель: На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням. Надеюсь, сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к народному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

29-09-2024

Цурикова Ольга Александровна

 

 воспитатель

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Профессия астроном».


Цели: Познакомить детей с профессией астронома, спецификой его работы. Познакомить с картой звездного неба.
Расширить представления о звездах, их численности, цвете, размере.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Обогащать словарный запас детей словами: подзорная труба, телескоп, Галилео Галилей, обсерватория, созвездия.
Материал для занятия:
"Машина времени" - коробка, оклеенная самоклеящейся пленкой с различными кнопками (кнопки выполнены из разноцветных кусочков потолочной плитки с нанесенными на них цифрами от 1 до 7. Рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки), квадратики разного цвета (в соответствии с цветами кнопок). Листочки бумаги для изготовления подзорной трубы. Карта звездного неба, изображения астронома, звездочета, обсерватории, подзорная труба, телескоп, фотокамера. Схематическое изображение созвездий. Лупы по количеству детей, пластиковые подносы по количеству детей. Альбомные листы с изображенными на них группами звезд для соединения их в созвездия, простые карандаши по количеству детей, созвездия изображенные в картине.

Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да) А на каком транспорте можно путешествовать? (самолет, корабль, машина и т.д...) А я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие на "машине времени", она может нас перенести в любое место и время. Хотите отправиться в путешествие? (Да) Тогда проходите в нашу "машину времени" и занимайте места. Но чтобы отправиться в путешествие "машину времени" необходимо завести. Разбирайте ключи, внимательно на них посмотрите, ключ нужно вставить в кармашек рядом с замком зажигания такого же цвета и с такой же цифрой. (Дети вставляют карточки с цифрами в соответствующие кармашки) Все ключи на месте, отправляемся в путь. (Звучит космическая музыка)
Вот мы и прибыли на место. Где же мы оказались? Посмотрите, как много звезд вокруг. (Обращаю внимание на звезды, на карту звездного неба размещенную на стене) Как вы думаете звезды одинакового размера? А цвета? (Ответы детей) А вы знаете, что цвет звезды зависит от температуры ее поверхности? Если звезда горячая, то ее цвет белый или голубой, звезды менее горячие - желтого или оранжевого цвета, есть и совсем холодные звезды - они красного цвета. А как вы думаете Солнце - это что, звезда или планета? Это тоже звезда. Она горячая или холодная? (она горячая, еще ее называют желтый карлик) Ребята, а как вы думаете сколько на небе звезд? (Ответы детей) На небе огромное количество звезд, некоторые из них мы даже никогда не сможем увидеть. А вы знаете кто занимается изучением звезд и космоса? (Астроном)
Астроном одна из древнейших профессий, раньше таких людей называли звездочетами. Как вы думаете почему? (Они считали звезды) У астрономов есть специальные приборы, с помощью которых они могут увидеть звезды, расположенные от нас очень-очень далеко. В древности звездочеты наблюдали за небом с помощью подзорной трубы (Демонстрация подзорной трубы). Люди смотрели на небо с помощью подзорной трубы и пытались разглядеть звезды. Самую простую трубу вы сможете сделать сами. Давайте возьмем лист бумаги и сложим его в трубу. Посмотрите в свою подзорную трубу, что вы видите, когда смотрите в нее? (все что находится вокруг нас)
А если предмет рассматривать через увеличительное стекло - лупу, он изменяется. Давайте посмотрим, как. Пройдите, пожалуйста, к столу. (На столе разложены лупы и поддоны с крупой) Представьте, что это звезды. Какого они размера, если мы смотрим на них без увеличительного стекла? (Маленькие) Теперь давайте посмотрим на них через увеличительное стекло. Что изменилось? (Ответы детей) Правильно, взглянув на предметы, даже совсем маленькие, через увеличительное стекло, мы увидим, что они увеличились в размере, стали крупнее и как будто приблизились к нами.
А как вы думаете, что будет если соединить подзорную трубу и лупу? (Предположение детей) Ученые воспользовались этой мыслью и создали астрономическую подзорную трубу. Такой прибор изобрел итальянский астроном Галилео Галилей. (На доске размещена фотография Галилео Галилея) Попробуйте произнести его имя. (Дети произносят имя) Он соединил не одно, а два увеличительных стекла небольшой трубкой и назвал этот прибор - телескоп (Обращаю внимание детей на телескоп стоящий на другом столе) С помощью этого прибора ученые могут заглянуть в глубины космоса и изучать самые далекие звезды. Как же называется этот прибор? (Телескоп)
Время шло и уже другие ученые решили усовершенствовать изобретение Галилея. Они присоединили к телескопу фотокамеру. Как вы думаете зачем? (Ответы детей) Правильно, с помощью телескопа мы увеличиваем изображение звезд и видим новые, самые дальние, а фотокамера их фотографирует. Сегодня во всем мире построены специальные астрономические станции для изучения звезд - обсерватории (Демонстрация изображения обсерваторий) Оттуда можно разглядеть самые далекие звезды, как на ладони. Давайте повторим новое слово - обсерватория. (Дети повторяют) Для чего нужны обсерватории? (Ответы детей).
А теперь я предлагаю вам поиграть. Все звёзды различаются по размерам на карликов и гигантов, так же звёзды разделяют по температуре их поверхности– голубые, самые горячие, затем идут белые, жёлтые и красные, самые холодные. Игра называется "Карлики и гиганты". Ведущий называет две команды: Карлики – дети присаживаются на корточки. Гиганты – дети встают вверх.
При этом команды можно чередовать не по порядку, а путая детей. Усложняем игру, добавляя действия. Добавьте в разминку название цвета звезды и соответствующие движения: Голубая – руками махать на себя, как при жаре. Белая – закрыть ладонями глаза, будто слишком сильно светит звезда. Жёлтая – показывать двумя руками «класс», тепло, как от нашего Солнца. Красная – обхватить ладонями противоположные предплечья, как при холоде.
Например, при команде «Белый гигант» детям нужно встать и закрыть ладонями глаза. А ещё, изредка, можно произносить команду «Зажглась сверхновая!», во время которой все дети должны подпрыгнуть, как от взрывной волны.
Астрономы читают звёздное небо как карту. Для своего удобства они разделили все яркие звёзды на созвездия, сейчас их насчитывается около 88, и это только известные науке. А сколько во Вселенной звёзд, невозможно посчитать! Звезды никогда не блуждают по небу ни вправо ни влево. Чтобы не считать одни и те же звезды и не путать их, еще древние астрономы мысленно соединяли звезды линиями. Они заметили, что соединенные таким образом звезды напоминаю животных, людей, различные предметы. (Рассматриваем карту звездного неба). Хотите и вы стать астрономами и создать свои созвездия? Тогда присаживайтесь за столы, возьмите карандаши, карточки и соедините звездочки линиями последовательно по номерам. А потом мы посмотрим, какие созвездия у вас получились. (Дети выполняют задания после выполнения задания переворачивают листочек и рассматривают картинку созвездия) Каждый из нас родился по своим созвездием. Например, я родилась в августе, под созвездием Льва. А на ваших листочках изображены созвездия под которыми родились вы. Кто из вас знает, под каким созвездием он родился? (Ответы детей) Хотите посмотреть на карте звездного неба, где находятся ваши созвездия? (Рассматриваем карту звездного неба, созвездия)
А наше путешествие подходит к концу, пора нам возвращаться на Землю. Давайте заведем нашу "машину времени", разбирайте ключи и внимательно соединяйте их с "замками".
Понравилось вам наше путешествие? Давайте вспомним, о какой профессии мы сегодня говорили? С помощью каких приборов астрономы изучают звезды? Как звали первого астронома, который придумал телескоп? Как называются специальные астрономические станции? Какие созвездия вы сегодня запомнили? (Ответы детей)
Вот мы и вернулись на Землю, а на память о нашем путешествии я хочу вам подарить сувениры. Это магниты с созвездиями под которыми вы родились. А теперь вы можете пройти и изобразить знакомые созвездия или придумать новые.


28-09-2024

Алекберова Светлана Борисовна

 

 учитель начальных классов

Российское движение детей и молодежи «Движение первых» (далее – РДДМ)призвано сплотить все детские организации, движения и объединения в нашей стране, охватить наибольшее количество детей и подростков, дать им широкую поддержку, стимул для развития и самореализации в жизни.
Цель игры: знакомство подростков с основами деятельности РДДМ как пространства самореализации и формирования социальной активности и общественной вовлеченности.
Дети: Мы – последователи славных традиций наших предков, выполняя наказы своих друзей, родителей и наставников, заявляем: Мы объединились в движение, чтобы обеспечить России великое будущее, чтобы сделать достойной и счастливой жизнь всех поколений, чтобы менять мир к лучшему! Мы считаем себя ПИОНЕРАМИ своего Отечества! И понимаем всю ОТВЕТСТВЕННОСТЬ своих стремлений! Мы хотим быть ПЕРВЫМИ в знаниях и творчестве, на защите Родины, в науке и технологиях, в труде и спорте, в сохранении природы и везде, где хотим исполнить наши мечты! Мы – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ и готовы изменить мир к лучшему!
В 2022 году Президент России поддержал идею создания в стране самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи.
Уже 14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи», в соответствии с которым Наблюдательный Совет Движения возглавил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Название придумали сами дети - «Движение первых». А уже с 18 по 20 декабря 2022 года в Москве проходил первый Съезд Российского движения детей и молодежи, где Президент обратился к общественности.
Ведущий 2. Российское движение детей и молодежи – это история поколений, Российское движение детей и молодежи – это благо страны и всего общества, Российское движение детей и молодежи – это неравнодушие, вера, товарищество, Российское движение детей и молодежи – это созидание, ответственность, труд!
Движение в своей деятельности работает по следующим направлениям:
1. Образование и знания. «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»
2. Наука и технологии. «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»
3. Труд, профессия и своё дело. «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!»
4. Культура и искусство. «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»
5. Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!»
6. Патриотизм и историческая память. «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»
7. Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
8. Здоровый образ жизни. «БУДЬ ЗДОРОВ!»
9. Медиа и коммуникации. «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!»
10. Дипломатия и международные отношения. «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»
11. Экология и охрана природы. «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»
12. Туризм и путешествия. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»
Просмотр видеоролика
Сегодня мы проведем интерактивную игру по трем направлениям:
1. Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!»
2. Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
3. Туризм и путешествия. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»

Старт игры «Если вы есть-будьте первыми», посвященной новому Движению детей и молодежи «Движение первых»!

27-09-2024

Самиева Бурлият Гаджиевна

 

 Коркмаскалинская СОШ

Научная статья на тему: «Актуальность предмета «технология» в современном образовании»
Коркмаскалинская СОШ
Самиева Бурлият Гаджиевна
Учитель технологии
Дата создания
20.01.2019




Актуальность предмета «технология» в современном образовании.

Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу?
Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать.
Работая через пень – колоду, дела своего не полюбишь.
Каждый любит делать то, что он умеет делать хорошо
И поэтому, может быть, главное в нашем
воспитательном деле учить детей хорошо делать работу.
В.Н.Терский

Нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ на этот вопрос.
К сожалению не все родители соответственно и дети не воспринимают этот урок всерьез. Сейчас больше акцент делается на те уроки, которые они будут сдавать на ОГЭ и ЕГЭ.
Большую часть часов по технологии урезали, а в 9 классе вовсе наше государство решило убрать этот урок.
Еще смущает то, что на уроках технологии не делятся уч-ся на группы (мальчики и девочки) . Я считаю, что количество уч-ся в классе не должно отражаться на их разделении. Ведь это получается два разных направления. Девочкам все же больше хочется приготовить, вышить, а в то время как мальчики хотят постучать молотком, спилить, прибить.
Вот отсюда и начинается проблема трудового обучения. Мы , учителя, волей неволей должны их заставлять делать то чего они соответственно не хотят.
На уроках хочется охватить всех учащихся, приходится искать более нейтральные темы для девочек и мальчиков, чтобы как то их заинтересовать.
Называя предмет «технология», моему поколению сразу вспоминается привычное название «труд», от слова трудиться, трудиться как умственно так и физически, каждому вспомнится школьные мастерские с верстаками и плитами, конечно же каждый вспомнит свое рабочее место, инструменты и приспособления, запах опилок и запах различных каш и бутербродов.
Время не стоит на месте и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся.
Снижение статуса «Технологии» в школе сделало менее престижными для выпускников профессий в сфере материального производства, а за этим обостряется проблема комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования. В профессиональных училищах выпусников становится все меньше и меньше. А в вуз на технолого-экономический факультет поступающих можно посчитать по пальцам.
В 1997 году было много поступающих, были по пять групп на курсе в каждой группе по 25 студентов. Иногода даже становится обидно за свой вуз, в особенности за факультет.
Происходит резкое снижение графической грамотности учащихся, что создает серьезные проблемы для инженерно- технических вузов, которые страдают из-за отмены уроков черчения в школах.
Школа лишается действенной возможности для формирования нравственного отношения молодого поколения к труду. Дело в том, что практически по всем предметам ребенок учится для себя, взрослые стремятся удовлетворить его образовательные потребности. И только на уроках технологии ученик постоянно сталкивается с ситуацией, в которой его практическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей других людей, и он несет ответственность за результаты своего труда.
Школьники не получают достаточно знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, потому что с каждым годом урезаются часы по трудовому обучению, что осложняет и без того непростую задачу создания семьи.
Следует учесть и то, что в 8-м и 9-м классах значительно возрастает учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличивается время, проводимое ими в статичном положении, что негативно отражается на их здоровье. Уроки технологии, на которых традиционно используются разнообразные виды трудовой деятельности, позволяют в определенной мере компенсировать последствия вредного влияния гиподинамии.
Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированы на продолжение образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации.
Технологическое образование по своей сущности предполагает формирование разнообразных вне предметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Что думают об уроках технологи сами учащиеся? . На вопрос: «Нужен ли урок технологии в школьной программе?» 99% из них отвечают, примерно, так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе, так как они
1.Дают знания по ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, шить одежду, создавать интерьер квартиры;
2.Воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;
3.Сам дух уроков сближает, сплачивает нас;
4.Уроки технологии – это уроки творчества.
Часто можно слышать, что нынешние школьники не хотят ничего делать своими руками. Отчасти это так, однако, я с уверенностью могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?
Неинтересный урок технологии, по мнению пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», «нет общения друг с другом».
Почему девочкам так нравятся уроки кулинарии? Потому что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью, выполнять привлекательные задания, («учитель не заставляет»), работать в коллективе (нравится работать сообща, в одной команде), получить быстрый результат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить полученные знания и умения в жизнь (приготовить завтрак для родителей).
Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или непривлекательным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина – основа любой деятельности. Нет мотива – нет деятельности – нет результата. Для создания мотивации использую не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных занятий, повышение его личной ответственности. При этом главное, на мой взгляд, - увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия. Ведь результат для пяти- и шестиклассников – абстрактное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности.
Творческая активность является стимулирующим фактором развития лучших качеств личности. По моему мнению, процесс формирования знаний и умений должен происходить в атмосфере творческого поиска и в созидательной деятельности. «Если не творчески, то зачем?» Умение заинтересовать учащихся – вот одна из основных задач перед каждым уроком. Чтобы добиться этого, я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Ученикам часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
По своему опыту считаю, что на занятиях по технологии лучше всего применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня ее сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.
Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые ученицы видят результаты своей деятельности уже через один – два урока. Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет общий кругозор учащихся.
При объяснении нового материала определяю значимость этой темы, ее жизненная необходимость, востребованность для девочек (обед в походных условиях, прически и т.д.). В ходе урока проводятся физминутки в различной форме, при этом делается акцент внимания на здоровье, что формирует у учащихся привычку заботиться о своем здоровье и о необходимости его укрепления.
Ученицы работают с разным темпом, и тем, кто быстрее выполняет задание, предлагаю выполнить задание по желанию. Это способствует развитию их творческой активности, познавательного интереса и инициативы. Нередко школьницы сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, стараюсь представить его на конкурс детского творчества. Считаю, что участие в различных выставках повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.
Большое значение для уроков технологии имеет метод проектов. В основе проектной деятет

24-09-2024

Пикулева Светлана Владимировна

 

 Преподаватель истории и обществознания ДХТ им. Красной Армии г. Дзержинск Нижегородская область

В разработке содержатся обобщенные теоретические материалы, вопросы для викторины.

22-05-2024

Шагаева Ольга Валерьевна

 

 Воспитатель

Ход занятия:
- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил.

- Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену.

- Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие.

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

Дети: Ко Дню Победы

Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.

Что это за праздник, кто объяснит?

Дети: 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.

Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны.

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

Дети: В нашем городе есть обелиск Славы в центральном городском парке, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Дети: В нашем городе есть улица Ежова, названная в честь Героя Советского Союза Ежов Николай Константинович

Рассказ о герое Советского Союза Ежове Николае Константиновиче - 1916–22.02.1940

Ежов Николай Константинович - командир танка 15-го танкового батальона 13-й легкой танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта, младший комвзвод.

Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир танка младший комвзвод Ежов отличился зимой 1940 года в боях по прорыву укреплений рубежа противника в направлении Ляхде и Кямяря (ныне Гаврилово Выборгского района Ленинградской области). Огнём и гусеницами танка подавил огневые точки противника, чем способствовал успешному наступлению стрелковых подразделений. 22 февраля 1940 года в лесу в километре от населённого пункта Пейямперы (Пиен Перо, ныне в черте п. Толоконниково) танк Ежова встал на узкой просеке из-за поломки. Танк был окружен группой врагов. Оставшись один Николай Ежов при схватке убил троих белофиннов. Погиб от вражеской пули.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство младшему комвзвода Ежову Николаю Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Место захоронения или увековечивания

05026 п. Гаврилово, кладбище, братская могила

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.

Давайте послушаем одно такое письмо.

Выходит ребёнок, одетый в солдатскую форму читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовая сестричка»

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»

Рассказ о людях ковавших победу в тылу.

Корсунов Григорий Степанович

Дата рождения: 25.01.1911

Дата смерти: 22.02.2002

Звание «Почетный гражданин города Медногорска» присвоено Григорию Степановичу Корсунову Решением 3-й сессии Медногорского городского Совета народных депутатов от 21 октября 1977 года.

Краткая биография:

Григорий Степанович уроженец села Прилепы Тульской области. До войны работал на Тульском оружейном заводе, вместе с которым в 1941 году был эвакуирован в Медногорск. После окончания войны остался в нашем городе. Впоследствии работал мастером на заводе «Уралэлектромотор», подготовил много отличных инструментальщиков. Горожанам он запомнился как замечательный, честный и в высшей степени порядочный человек, добросовестный труженик, талантливый футболист и хоккеист, не раз защищавшего честь завода на соревнованиях. В Медногорске проводился турнир по зимнему мини-футболу имени Г. С. Корсунова.

За долгую трудовую биографию (его стаж более 30 лет) Григорий Степанович неоднократно был награжден медалями, Почетными грамотами, заносился в Книги почета завода и города, стал кавалером ордена Ленина.

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания

Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Чем, кроме цветов и поздравлений, можно порадовать ветеранов в этот день?

Дети: Можно разучить стихи, песни, подготовить концерт.

Воспитатель: а я предлагаю выполнить праздничный салют

Практическая часть - дети выполняют композицию «Салют»

Воспитатель: Предлагает ребёнку по схеме напомнить детям последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра).

Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на ватман

По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает

Пышные букеты

В небе расцветают

Словно искры света,

Лепестки сверкают

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными

Синими, лиловыми

Каждый раз всё новыми.

А потом рекою

Золотой текут

Что это такое?

Все дети: Праздничный салют!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой салют был 9 мая 1945 года, когда война закончилась

(Рассматривание «Салют, Победа!» в книге)

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение С. Маршака «Пусть не будет войны никогда».

1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

дети читают стихотворение В. Берестова

Пусть пулемёты не строчат

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому.

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле

Все: всегда.

Итог занятия :

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии?


24-09-2024

Данилова Софья Николаевна

 

 ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида

Деловая игра для родителей «Воспитать патриотов России»

Цель:

-создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

-формировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

-оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

-формирование у родителей понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-создание условий для самообразования родителей в данном направлении.

Ход игры

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)


Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли!

Ведущий

-Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашаем Вас принять участие в деловой игре «Воспитать патриотов России…», но для начало нам нужно познакомится

Игра-разминка
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВАЛЕРИЯ.

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Воспитать патриотов России – это значит:

- Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

- Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

- Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

- Воспитывать патриотов сегодня – это значить обеспечить будущее завтра.

Ведущий

В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в «Национальной доктрине образования РФ» провозглашены ценностные установки – это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины»

В дошкольном детстве закладываются закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире. Обществе и культуре.


Разминка
«МЯЧ РАДОСТИ»

Участники стоят в кругу.

-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.

Ведущий.

А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем подучить.

Ведущий.
– С чего начинается Родина… с изучения своей страны.

Предлагаем участникам деловой игры первое задание. Каждой команде даётся по две карточки с ребусами. Нужно отгадать слова понятия относящиеся к нашей деловой игре.

Родина Гимн
Герб Москва
Честь Россия


Ведущий. – С чего начинается Родина…с малой родины, родного края, города, улицы, двора, где человек родился и вырос. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игры «Так какой он, наш город Павлово?»

Задание: придумайте по два определения на каждую букву названия города.

П – прекрасный, первый, патриотичный…
А– активный, артистичный, автобусостроительный
В– весёлый, востребованный,
Л – любимый…
О – отличный, оригинальный, образцовый
В– великий, вольный
В- образцовый, образованный, одухотворённый

Ведущий.
С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.

Следующее задание по экологическому направлению

«Исключи два лишних понятия» (на листочках для команд 1-2-3)

1. Назови две лишнии птицы, которые не водятся в Нижегородской обл: дрозд, синица, свиристель, казуар, озёрная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар- Бразилия, родственник страуса)

2. Назовите две лишние реки, которых нет в Нижегородской обл. ; Истра, Серёжа, Тёша, Ветлуга, Ахтуба. Ломовка. (Ахтуба – левый приток Волги, Волгоградская обл, Истра – Московская обл.)

3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в нашей обл.: шиповник, мята, полынь, элеуторококк, календула. Лимонник. (Лимонник- Северный Китай, Дальний Восток. Элеуторококк- Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи).

(вопросы устно)

1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)

2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

5. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

6. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

7. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Ведущий.
С чего начинается Родина…Со сказок, легенд. былин, потешек, пословиц, поговорок…С младенчества ребёнок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание: из отдельных слов составьте русскую пословицу или поговорку

Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.

Задание: вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу иностранной.

Разговорами риса не сваришь (кит.) - Соловья баснями не кормят

Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее. (анг.) – Баба с воза – кобыле легче.

Голова - венец телу, а глаза лучшие алмазы в том венце (азерб.) – Глаза – зеркало души.

Тот не заблудится, кто спрашивает (финн.) – Язык до Киева доведёт.

Ведущий

-Родить патриота нельзя, его нужно воспитать!

Поиск