Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

01-09-2024

Миколюк Виталина Юрьевна

Воспитатель, ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД№35 ШАХТЕРСКОГО М.О." ДНР г, КИРОВСКОЕ

«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»
Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)
Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)
Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)
этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)
Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)
Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).
«Здравствуй, солнце золотое!..»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
(на первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой,
похлопывая друг друга подушечками пальчиков)
Мы живем в одном краю. Всех я вас приветствую !(ладошки соединить, крепко прижать друг к
другу)
«Пальцы здороваются»
(Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди соединяются друг с
другом, «здороваются», большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.)
«Побежали вдоль реки»
(Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети на
перегонки»).
«Лошадки»
(Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт, последовательно от
мизинца к большому).
«Слоники»
(Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх
и не касается стола - это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что, не опуская
средний палец).
«Мама лепит пирожки»
Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)
Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)
Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо -
«очки», приставить их к глазам)
Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли
иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)
Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)
Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)
На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)
И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в
разные стороны).
«Мы капустку рубим»
Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)
Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)
Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто
«солим»)
Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)
«Рыбка плавает»

01-09-2024

Миколюк Виталина Юрьевна

Воспитатель, ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД№35 ШАХТЕРСКОГО М.О." ДНР г, КИРОВСКОЕ

«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»
Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)
Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)
Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)
этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)
Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)
Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).
«Здравствуй, солнце золотое!..»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
(на первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой,
похлопывая друг друга подушечками пальчиков)
Мы живем в одном краю. Всех я вас приветствую !(ладошки соединить, крепко прижать друг к
другу)
«Пальцы здороваются»
(Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди соединяются друг с
другом, «здороваются», большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.)
«Побежали вдоль реки»
(Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети на
перегонки»).
«Лошадки»
(Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт, последовательно от
мизинца к большому).
«Слоники»
(Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх
и не касается стола - это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что, не опуская
средний палец).
«Мама лепит пирожки»
Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)
Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)
Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо -
«очки», приставить их к глазам)
Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли
иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)
Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)
Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)
На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)
И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в
разные стороны).
«Мы капустку рубим»
Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)
Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)
Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто
«солим»)
Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)
«Рыбка плавает»

26-03-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель,МБДОУ «Детский сад№18»

Воспитатели младших групп, стоя у истоков формирования личностных качеств человека, знают, как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение их чтению, математике, раннему освоению компьютерных технологий. В первую очередь «самостоятельный» — это, прежде всего, уверенный в себе ребенок. Овладение ключевыми навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка. Кроме того, это интеллектуально развивает ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. С этой целью работа дошкольных учебных заведений должна направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе, на повышение педагогической культуры родителей. Перед педагогическим коллективом ставятся такие задачи, как информирование родителей, предоставление им определенных знаний, навыков в общении с детьми. Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада. Необходимость разрешения этих вопросов обусловливает разработку инновационных подходов к поиску оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их задатками, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Зорина, А. А. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания / А. А. Зорина, Ю. С. Тюнников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. Т.3. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29642/ (дата обращения: 26.03.2025).

26-03-2025

Чумаченко Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов, МБОУ "Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф."Курганская область, с.Кетово

Сегодня мы проводим классный час, посвященный знаменательной дате – 80-летию образования Курганской области.3 слайд
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Курганская область – это частица нашей великой Родины – России. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. 4 слайд, 5, 6 слайд
Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями, для кого- то родное село. Словом, малая Родина у каждого своя! 7 слайд
Ученица читает стихотворение зауральской поэтессы Киян Зинаиды Васильевны "Люблю тебя, моё Зауралье"

26-03-2025

ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

учитель биологии

Основные принципы методической системы

Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроках и во внеурочное время на основе применения современных инновационных технологий обучения.
Данная методическая система предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
• Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.
• Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.
• Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.
• Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.
• Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.

26-03-2025

ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

учитель биологии

Основные принципы методической системы

Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроках и во внеурочное время на основе применения современных инновационных технологий обучения.
Данная методическая система предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
• Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.
• Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.
• Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.
• Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.
• Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.

18-03-2025

Горбачева Татьяна Александровна

МБДОУ ЦРР д/с №155 "Светлячок" г.Брянска, воспитатель

Конспект занятия в младшей группе
«Путешествие в страну геометрических фигур».

Программные задачи:
Совершенствовать умение различать, узнавать и называть геометрические фигуры, упражнять детей в сопоставлении формы предметов с геометрической фигурой.
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».
Закреплять умение сравнивать два предмета контрастных по ширине, используя приём наложения, обозначая результаты сравнения словами широкая, узкая.
Закреплять знание основных цветов; формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, используя в речи слова «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Продолжать формировать пространственные отношения «на», «под», «около», активизируя эти слова в речи детей.
Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать заданную закономерность (изменение по форме и цвету)
Развивать внимание, память, речь.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься; желание детей помочь героям в проблемной ситуации.
I. Организационный момент.

-Дети, кто к нам в гости пришел? (Колобок).
–Здравствуй, Колобок! Ты от кого ушел …
– Дети, от кого ушел колобок? (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя) и прикатился Колобок к нам. А на какую геометрическую фигуру похож колобок? (на круг).
1. Игра «Узнай фигуру».
- Колобок принес нам много разных геометрических фигур, но не знает, как они называются. Кто же ему может помочь? Присаживайтесь на коврик, и ты колобок садись и запоминай.
- Дети, что это за фигура? – Какой формы? – Какого цвета?
(6 геометрических фигур разной формы, цвета, размера).
- Что больше: круг или квадрат? А какая меньше? А как же нам проверить? Наложите фигуры друг на друга и проверьте.
- Запомнил, колобок все фигуры? – Да, запомнил, большое спасибо Вам дети! А хотите со мной в путь отправиться? Тогда становитесь друг за другом.
Хорошо в пути, дороге,
Нам морозы не страшны,
Поднимает выше ноги
И шагаем дружно мы.
2. Д/И «Найди предмет»
- Кто это нас встречает? (круг). Правильно, это наш друг круг, он уже к нам приходил в гости. Здравствуй, круг, что ты нам говоришь?
– Дети, круг предлагает нам поискать глазками в группе круглые предметы, и найдя их принести колобку и назвать, что вы принесли.
- Вот сколько круглых предметов вокруг нас.
- Круг, пойдем с нами.
3. Игра «Елочки и дорожки».
- Ой, кто это? (треугольник).
– А как вы догадались?
– Треугольник приготовил нам какую – то игру.
– Что это у вас на столе лежит? (треугольники). А сколько у вас треугольников? (много), а у меня? (один). Что можно выложить из треугольников? Из больших треугольников выложите большие елочки, из маленьких треугольников – маленькие ёлочки.
- Катя, какая у тебя елочка получилась? А у тебя, Саша? И т.д.
- А теперь к елочкам давайте подберем дорожки: к большой елочке – широкую дорожку, к маленькой – узкую, но как же нам узнать, какая дорожка узкая, а какая широкая?
- Какие вы молодцы дети, как здорово у вас получается.
- Спасибо треугольник, нам было интересно с тобой играть, но мы спешим дальше, если хочешь, пойдем с нами.
Хорошо в пути, дороге,
Нам морозы не страшны,
Поднимает выше ноги
И шагаем дружно мы.
4. Игра «Продолжи узор».
- Кто это тут плачет? (Квадрат).
Квадрат, что случилось? Я друзьям хотел подарить шарфики, но перепутал весь узор, что мне теперь делать и-и-и-и.
- Дети, кто же квадрату поможет?
- Посмотрите, что здесь нарисовано? Продолжайте узор.
- Спасибо, вы мне очень помогли, теперь я смогу порадовать своих друзей подарками.
5. Игра «Спрячь Колобка».
- Дети, вы любите играть в прятки? Вот и колобок любит и сейчас он с нами поиграет. Он будет прятаться, а вы его будете искать. Закрывайте глазки. Куда спрятался колобок? (под стол, на стол, на пол и т.д.)
- Саша, куда спрятался снеговик?
- Ой, дети, посмотрите, что колобок нашел под столом? (кисточку). Но кисточка у нас непростая, а волшебная, мы сейчас превратимся с вами в волшебников и будем творить волшебство.
6. «Окрашивание воды».
- Намочим кончик кисточки в стаканчике, немного макнем в краску и окрасим кисточкой нашу водичку. Вытираем кисточку о салфетку, макнем ее теперь полностью в краску и окрасим водичку в другой баночке. Вот какое чудо у нас получилось!
- Какого цвета у нас получилась водичка? (голубая).
- А в этой баночке? (синяя).
- Поставьте нашу волшебную кисточку в синюю водичку. А теперь в голубую.
7. Итог занятия.
- Дети, большое спасибо вам, мне так понравилось с вами играть. Можно я останусь у вас в группе? Колобок приготовил нам сюрприз…


05-11-2024

Патлатая Виктория Владимировна

воспитатель, МБДОУ № 77 детский сад "Бусинка"

Воспитатель: Привет, ребята. Соберемся полукругом. Я обожаю приключения, чудеса и превращения, а вы?
Ответы детей.
Вы, наверное, знаете, что каждый предмет может скрывать в себе загадки и удивительные вещи… даже этот песок. Давайте перевоплотимся в археологов, которые занимаются раскопками, и выясним, что же за тайны прячутся в песке. Осторожно с помощью кисточек мы будем убирать песок, чтобы не повредить находки. Смотрите, как я это делаю… Я не трогаю руками, а аккуратно убираю излишки песка кисточкой.
Дети исследуют песок и находят фрагменты меха, кожи, древесины, глиняные осколки и другие предметы.
Воспитатель: Давайте проанализируем ваши находки. Что вы нашли, юные исследователи… Как вы считаете, кому могли принадлежать эти вещи?
Дети затрудняются с ответами.
Воспитатель: Давайте отправимся в увлекательное путешествие - по реке времени (показывает реку времени).
Мы находимся в настоящем времени. Где мы сейчас?
Дети: В нашем детском саду «Бусинка».
Воспитатель: Давайте найдем картинку нашего детского сада и прикрепим ее на реку времени. Это реальное время. А мы с вами во время нашего путешествия посетим прошлое. Прошлое время – это то, что было давно, что уже прошло.
Воспитатель показывает сам и говорит: «Прошлое время, то что уже прошло – это начало нашего путешествия», показывает соответствующий отрезок на «реке времени».
Воспитатель: Мальчики и девочки, на чём можно совершить путешествие в прошлое?
Предположения детей.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться сквозь эпохи на машине времени.
Воспитатель даёт пульт одному из детей и говорит: «Активируй кнопку пульта, обозначающую прошлое время». Ребёнок нажимает…
Воспитатель: Наша машина времени готова. Давайте возьмёмся за руки! Дети вместе с воспитателем берутся за руки и идут вокруг стола, воспитатель произносит слова:
«Тик-так, тик-так,
Отмеряет время шаг.
В машине времени летим
И прошлое мы посетим»
Появляется слайд «Древний рынок»
Воспитатель: Мы с вами оказались в прошлом. Как думаете, в каком именно месте мы с вами оказались?
Предположения детей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам говорит
Воспитатель: Ребята, это рынок. Да не обычный, а меновый. От какого слово произошло это название, вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, от слова «менять». Много лет назад люди не знали, что такое «деньги», они просто обменивались друг с другом различными предметами, которых у них было в избытке. Так, гончар мог обменять горшок или кувшин на гуся или курицу. Поэтому такой рынок назывался «меновый рынок». Повторите…
Дети повторяют: «Меновый рынок»…
Воспитатель: Теперь вы поняли, чем служили предметы, которые мы с вами нашли в песке?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Эти предметы являлись своего рода деньгами для древних людей. Ребята, в прошлом задерживаться долго мы не будем. И вернёмся в то время в котором мы с вами живём – в настоящее, в наш детский сад и вместе выясним, как изменились деньги. Давайте возьмёмся за руки!
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и идут вокруг стола, воспитатель произносит слова:
«Тик-так, тик-так,
Отмеряет время шаг.
В машине времени летим
В настоящее прилетим»
На слайде появляется картинка детского сада
Воспитатель: Ребята, мы с вами вернулись в настоящее время. Что вы узнали, вернувшись из прошлого?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте мы с вами на реке времени отметим наши находки на нужном отрезке.
Дети выполняют задание: закрепляют на отрезке «прошлое» найденные кусочки меха, кожи, кусочки дерева, глиняные осколки и др.
Воспитатель: Конечно, не всегда такие обменные отношения были удобны для людей. И люди задумались о деньгах, очень похожих на современные металлические.
Воспитатель: Ребята, а какие современные деньги вы знаете?
Ответы детей (монеты и банкноты)
Воспитатель демонстрирует монету.
Воспитатель: Это что у нас? Верно, монеты. Какая это монета?
Дети: Круглая, металлическая, звенящая (можно взять несколько монет и позвенеть ими).
Воспитатель: Отлично! Сколько признаков вы перечислили!
Воспитатель демонстрирует банкноты.
Воспитатель: А что это — банкноты. Какие у них особенности?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкноты.
Воспитатель: Дети, это деньги современности, то есть те, которые мы используем в наше время. Каждая страна выпускает свои собственные деньги. У них есть свой вес, специальные надписи и картинки, герб и названия для монет. Деньги, которые мы храним в кошельках, называются «наличные деньги». А существуют ещё «безналичные деньги». Где они могут находиться, как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: На карточках хранятся деньги, которые мы называем «безналичными». Это те финансовые средства, которые используются сегодня. Давайте на нашей реке времени отметим деньги современности, в которой мы сейчас находимся.
Дети выполняют задание: прикрепляют на отрезке «настоящее» различные монеты, банкноты и банковские карты.
Воспитатель: Я уверена, что в будущем, в том времени, которое лишь ожидает нас, форма денег также претерпит изменения. А теперь настало время прощаться. Как вам наше путешествие? Куда мы с вами отправились? Что нового вы узнали о прошлом? С кем вы поделитесь тем, что узнали сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. В качестве подарка я хочу дать вам «ленту времени», с которой мы начинали наше приключение. В свободное время вы можете вообразить, как будут выглядеть деньги в будущем и нарисовать их, прикрепив к «реке времени».
Наше занятие завершено. Все молодцы! Спасибо!

24-03-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

ГБОУ Школа № 1912

А мы, как поздние цветы
У зеркала притихла ты -
морщинки и седая прядь,
а мы, как поздние цветы,
не верим - время увядать.

А в памяти ночной грозы
весенний день и майский гром,
какая осень без слезы,
без сожалений о былом.

И будь ты грешник, будь святой,
за птичьей стаей не взлететь...
и дождь серебряной метлой
метёт берёзовую медь.
А осень надела колье из жёлтых сердечек берёз
Тоска - и морщинка у губ,
и эхо ушедшей любви,
а дату отлёта на юг
не знают ещё журавли.

И всё раздражает в ночи -
подкрученный месяца ус,
что, как соглядатай, торчит
у окон сиреневый куст.

Туман ветерок надышал
и сумрак тяжёлый сплошной,
притихшая знает душа,
что стану я сам тишиной.

И больно, что дело во мне
и легче не станет от слёз...
а осень надела колье
из жёлтых сердечек берёз.



Перевязав полоской алой, заря несла в подарок лето
Дневные звуки затихали,
пришла ночная хмарь дворами,
и дождик покрывал штрихами
пейзаж в оконной белой раме.

В соседнем доме гасли окна,
и чья-та сигарета тлела,
высокие берёзы мокли,
подняв подолы до колена.

Привычный круг настольной лампы,
ты рядом - и душа на месте,
и шорох падающих капель
баюкал колыбельной песней.

Ушла гроза - и в три светало,
объёмы обрели предметы...
перевязав полоской алой,
заря несла в подарок лето.
Года на ниточки дождя, прощаясь, август нанизал
На ветры чуткий палый лист,
чуть шорох - он за ними вслед,
и прячет ночи аметист
под золото берёз рассвет.

Немного слёзы нам вернут -
минуту грусти, боль обид,
и знает только старый пруд
что за душою у ракит.

Твой вздох и сумрачность лица
в подоле осень унесёт,
осин багряные сердца
стучат для нас - ещё не всё.

Спешил куда-то, что-то ждал,
шумит бессонницы вокзал...
года на ниточки дождя,
прощаясь, август нанизал.
И бабочкой лимонницей осенний лист закружится
Рябины губы алые
целованные ветрами,
а в сквере листья палые
считает август с ветками.

Узнает осень - выжили,
морщинками открестится,
берёза в пряди рыжие
заколку вденет месяца.

Любовь жива, а прочее
само и перемелется,
и капель многоточие
стряхнёт на плечи деревце.

И серость не схоронится
от солнца в мелкой лужице...
и бабочкой лимонницей
осенний лист закружится.
И август в ноги сентябрю медовым яблоком упал
Залётный ветер под окном
берёзе золото сулит,
вечерний дождь стальным пером
выводит на воде нули.

Худой фонарь с лицом больным
устал от шума и машин,
а день сегодняшний с былым
связали ниточки морщин.

Увижу я по жесту рук,
что лето кончилось - молчи,
и нотам - вздох и капель стук
ещё не раз звучать в ночи.

Тебе о чувствах говорю,
и вечер для признаний мал...
и август в ноги сентябрю
медовым яблоком упал.
И незакрытая гардина впустила синий полумрак
Предчувствуя грозу июля,
дрожал притихший березняк,
стирал со стен узоры тюля
влетевший в комнату сквозняк.

И словно в чём-то виновата
у окон кланялась сирень,
а в сквере каждый кустик прятал
от ветра собственную тень.

С ладони влагу пили вязы,
ловила капельки трава,
фонарь слезился жёлтым глазом,
нам были не нужны слова.

И незакрытая гардина
впустила синий полумрак...
с грозой в былое уходила
пора житейских передряг.
И небо высокое прячут для нас васильки за ресницы
Не проще ли жестом расстаться,
не каждая истина в слове,
а божья коровка на пальце,
как алая капелька крови.

Закатное солнце у сосен
вечерние тени малюет,
у каждой любви своя осень,
у нашей, похоже, в июле.

Судьба только грустью пугала,
а вот и дошло до печали,
сойдёт с плеча бронза загара,
себя оправдаем речами.

Сложилось бы что-то иначе -
будь мы перелётные птицы...
и небо высокое прячут
для нас васильки за ресницы.
Цветущий куст жасмина снег сыпал на траву
Что не вернуть, что поздно,
слова чужие врут,
июнь, ты помнишь, звёзды -
кувшинками на пруд.

Пчела несла с поляны
пыльцу и память гроз,
и тени ветер вялый
баюкал у берёз.

А ты, смеясь, кормила
двух уток на плаву,
цветущий куст жасмина
снег сыпал на траву.

И одуванчик - в небо,
сорви - и только дунь...
теперь, что хочешь требуй,
а мне верни июнь.
Гроздья увядшей сирени память весны не вернут
Дождик нагонит дремоту,
ветер разбудит кусты,
встретят протяжную ноту
аплодисменты листвы.

Мнёт, забываясь, берёза
мокрый платок на груди,
наши житейские грозы
вздохом сейчас не суди.

Дни ни пусты, ни безлики -
просто настройся на лад,
солнца скользящие блики
лютики в травах хранят.

Сердце покоя и лени
просит на пару минут...
гроздья увядшей сирени
память весны не вернут.
В руках каштанов оплывали свечи
Не верилось, что чувства охладели,
рябины отцвели за две недели,
куда-то делись золотые кудри -
и одуванчик свой парик напудрил.

Метались между будущим и прошлым,
на травах яблонь цвет лежал порошей,
утиный выводок скрывала ива,
что не сбылось - всегда для всех красиво.

Что на душе - твои сказали руки,
слова страстей - порой пустые звуки,
в аллее пенились кусты сирени,
друг друга не касались наши тени.

Себя жалеть - найдётся слов немало,
а к четырём за окнами светало,
в руках каштанов оплывали свечи...
и хочется вернуть любовь, а нечем.
В мае ложится на скверы белых черёмух туман
Зелень дождями омыта,
голуби крошки клюют,
тихие радости быта -
книга, покой и уют.

Где-то читал или слышал -
ждите от вёсен чудес,
утром на веточках вишен
снег лепестками воскрес.

Время двулико - и дряблый
старец, и прыткий юнец,
сколько бесчисленных яблонь
оба вели под венец.

День - даже скучный и серый -
скрасит надежды обман...
в мае ложится на скверы
белых черёмух туман.
И рыжий одуванчик распушил копну нечёсаных волос
Встревожит память уходящих лет
крикливых чаек пересуд,
где ивы горстью золотых монет
бросают блики солнца в пруд.

Начну винить кого-то - согрешу,
не в тягость думать о пустом,
а облачко прибилось к камышу
бумажным скомканным листом.

Для уток хлеб достану - и к воде,
вспугну невольно сизаря,
не ту струну в твоей душе задел,
но встретил я тебя не зря.

Вдали от шумных улиц и машин
ни вздохов, ни житейских гроз...
и рыжий одуванчик распушил
копну нечёсаных волос.
Над нашим домом флаг апреля - на синем фоне сизари
Монетку солнца ищут кряквы
на дне холодного пруда,
все обещания и клятвы
давно проверили года.

Пробилась на газонах зелень,
и талая вода сошла,
тот возраст, что назвали зрелым,
совсем не чувствует душа.

А мать-и-мачеху в овраге
рассыпал день снопами искр,
и трудно словом на бумаге
мне передать ночную мысль.

Играть с судьбой поднаторели,
а вот не спится до зари...
над нашим домом флаг апреля -
на синем фоне сизари.
И вдалеке раскаты грома пугали веточки герани
Собрались тучи возле дома,
и сумерки стирали грани,
и вдалеке раскаты грома
пугали веточки герани.

И монотонный стук баюкал,
и память прошлого тревожил,
а дождь на ниточках, как кукол,
водил по улицам прохожих.

Молчали мы и каждый помнил -
нас не любовь, а время судит,
а на окне изломы молний
чертили нам зигзаги судеб.

Пусть наша грусть не станет мукой -
прощальные слова в прихожей...
а дождь на ниточках, как кукол,
уводит в прошлое прохожих.
Давай на грусть наложим вето
Давай на грусть наложим вето,
когда не спится до рассвета,
когда ты в зеркало не глядя,
седые вспоминаешь пряди.

Молчание плетёт интригу,
не делай вид - читаешь книгу,
печаль плетёт у сердца кокон -
постой со мной у синих окон.

На город лёг туман акаций,
душа зовёт в нём потеряться,
а ветер вишню в белой шали,
слегка касаясь, утешает.

Поплачься, если станет легче,
а майский дождь у окон шепчет,
что за весной не осень - лето...
давай на грусть наложим вето.
И белый иней одуванчика
Весна уже уходит в прошлое -
густой травой, на зорьке скошенной,
грозой, вишнёвыми метелями,
туманом яблонь и капелями.

Цветок жасминовый закружится
и льдинкой поплывёт по лужице,
и белый иней одуванчика
накроет солнечного зайчика.

Шмелю, стрекозам и соцветиям
три летних месяца - столетия,
порхает бабочка-капустница,
где жёлтый лист на снег опустится.

Прошу тебя - не надо мучиться,
что поздняя любовь - разлучница...
поверь - спасёт от неизбежности
простое слово с жестом нежности.
Шлют позывные светлячки
Прошёлся дождик и прохлада
прочь прогнала остатки сна,
а из листвы совиным взглядом
на нас уставилась луна.

Туман у изгороди виснет
большим жасминовым кустом,
ночное время - время истин,
и время - строить на пустом.

Наш шёпот слушает лужайка,
мы рядом, а две тени - врозь,
тебе, что не вернётся, жалко,
а мне - всё то, что не сбылось.

Вздохну - менять нам что-то поздно,
смеёшься - рано в старички...
а из травы далёким звёздам
шлют позывные светлячки.
И ручей обмывает лодыжки ракит
Ничего, что раздета ольха донага,
по оврагам хоронятся нынче снега,
и сметают дожди под стволы и в кусты
потемневшую медь прошлогодней листвы.

По-хозяйски освоились в роще грачи,
и доверишься сердцу в бессонной ночи,
что получится всё, как себе загадал,
а за тридцать давно - разве это года.

Закрутилась быстрее времён карусель,
взбудоражено небо прилётом гусей,
и ручей обмывает лодыжки ракит...
и болевшее долго уже не болит.

Голубой забьётся жилкой ручей под белой кожей льда
Метёт метель вторые сутки,
от серых дней срываясь в крик,
увидишь - на синичьей грудке
навек остался солнца блик.

Сугроб у наших окон пухнет,
к худой берёзе льнёт плечом,
вечерний разговор на кухне
о сокровенном, ни о чём.

Не знают, падая снежинки,
их воскрешение - вода,
и голубой забьётся жилкой
ручей под белой кожей льда.

Неделя-две и все ракиты
напьются серебра реки...
как наши судьбы перевиты,
узнай касанием руки.


Поверишь синим утром - невзгоды позади
Былое не тревожим
к вечерней темноте,
сугробу на ночь ложе
пришла стелить метель.

Раскинь на счастье карты
и разговор начни,
за пазухой у марта
проталины, ручьи.

Поплачемся, потужим,
что дни порой пусты,
грачи намоют в луже
нам золото листвы.

Что сном осталось смутным,
что болью - не суди...
поверишь синим утром -
невзгоды позади.
И в снах остаются не зимы, а вёсны
Настольную лампу включи - и два кресла,
шкафы, и их тени из мрака воскреснут,
надеждой пустой, оправданием, ложью
бессонная ночь мою душу тревожит.

Приляжешь - комками в ногах одеяло,
одних покаяний для прошлого мало,
холодная мгла за окном тяжелеет,
напрасные вздохи - цена сожалений.

23-03-2025

Елена Николаевна Пятковская

учитель русского языка и литературы в ГБОУ ХО Нижнеторгаивской школе Нижнесерогозского района

Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Введение

В современных образовательных реалиях качество преподавания русского языка и литературы зависит не только от содержания учебного материала, но и от применяемых педагогических технологий. Эффективные методы обучения способствуют глубокому усвоению знаний, развитию критического мышления и формированию творческой активности учащихся. В данной статье мы рассмотрим некоторые из наиболее эффективных педагогических технологий, которые могут быть успешно использованы на уроках русского языка и литературы.

1. Проектная технология

Проектная технология является одним из наиболее популярных методов обучения, особенно в гуманитарных дисциплинах. Она подразумевает создание учащимися исследовательских или творческих проектов, что позволяет им самостоятельно погружаться в тематику и изучать материал более глубоко. Примеры проектов могут включать:

- Создание мультимедийных презентаций по произведениям литературы.
- Исследование биографий писателей и их влияния на культуру.
- Написание и публикация собственного литературного произведения.

Проектная деятельность способствует развитию таких навыков, как работа в команде, критическое мышление и креативность.

2. Дискуссионные методы

Дискуссии и дебаты помогают активизировать учащихся, развивают их умение анализировать информацию и строить логические аргументы. Преподаватели могут организовывать обсуждения по актуальным темам, связанным с изучаемыми произведениями. Например, можно обсудить:

- Этические проблемы, поднятые в литературном произведении.
- Социальные и исторические контексты, в которых писались тексты.

Такой подход помогает формировать аргументированную точку зрения и развивает навыки публичного выступления.

3. Технология «Портфолио»

Создание и ведение ученического портфолио позволяет отслеживать индивидуальные успехи и достижения каждого ученика. Портфолио может включать:

- Работы учащихся (сочинения, проекты, творческие задания).
- Рефлексии и самооценки.
- Отзывы и оценки преподавателя.

Этот метод способствует развитию саморегуляции учащихся, позволяет им осознавать свои достижения и выявлять области для улучшения.

4. Искусство постановки вопросов

Технология, основанная на постановке вопросов, позволяет учителям стимулировать критическое мышление и углубленное изучение тематики. Применение открытых вопросов побуждает учащихся к более тщательному анализу текста, раздумьям и дискуссиям. Например:

- Какова роль главного героя в произведении?
- Какие элементы стиля использует автор для создания настроения?

Такой метод помогает развивать у обучающихся умение видеть глубину произведения и формировать собственные мнения.

5. Игровые технологии

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы делает обучение более увлекательным и интерактивным. Игры могут быть разными: от ролевых до настольных. Они могут включать элементы:

- Литературных викторин.
- Создания театральных постановок по произведениям.
- Обсуждений в формате дебатов.

Игровые методики активизируют учащихся, развивают их творчество и способствуют лучшему усвоению материала.

Заключение

Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы играют ключевую роль в формировании компетентного и креативного обучающегося. Использование проектной технологии, дискуссионных методов, портфолио, искусства постановки вопросов и игровых технологий позволяет организовать учебный процесс так, чтобы он был интересным, динамичным и результативным. Применение этих методов способствует не только глубокому освоению учебного материала, но и развитию критического мышления, творческой активности и социальной ответственности у учащихся, что крайне важно в условиях современного образования.

19-03-2025

Карачакова Диана Топиновна

воспитатель, МБДОУ Аскизский ЦРР "ТОполек"

«Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко»
Карачакова Д. Т., воспитатель МБДОУ
Аскизского центра развития ребёнка д/с «Тополёк»
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.
В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания детей существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки дошкольников к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической системы А. С. Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде.
В трудовой деятельности детей А. С. Макаренко придавал наибольшее значение к тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности, к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. По мнению выдающегося педагога, трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
Основные идеи педагогической системы Макаренко, необходимым фактором воспитания которой является труд, изучаются и используются в учреждениях дошкольного образования. В частности, в Центре развития ребёнка д/с «Тополёк» Аскизского района.
Трудовое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка, но особенно актуальной задача становится с пяти-шести лет. В педагогической практике детского сада применяем следующие виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за комнатными растениями и животными, ручной труд.
В своих работах А. С. Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива – самообслуживание, которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание является основным методом воспитания, применяемым в моей работе с детьми дошкольного возраста. Приучаем детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, затем задания постепенно усложняются: дошкольники учатся застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки и т. п. С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него опрятности, приучение к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить ботинки, одежду. В старшем дошкольном возрасте дети чистят зубы, застилают постель, убирают игрушки и книги на место и т. д. Выдающийся педагог считал, что поощрение и наказание – это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например, когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи, поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.
Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости». Через хозяйственно-бытовой труд в детском саду в детях воспитываются рассматриваемые качества. Дошкольники выполняют следующие виды работы: содержат в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирают мебель, стирают одежду для кукол; накрывают на стол, убирают посуду после еды; следят за порядком на своем участке. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Опыт трудового воспитания Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», свидетельствует, что первые успехи колонистов были связаны с практическими общественно значимыми делами, такими как работа в мастерских, ремонт жилого дома и пр. Для детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в моей группе является труд в уголке живой природы. Этот труд по уходу за растениями и животными считаем особо ответственным. Объясняем дошкольникам, что данный труд – не забава. Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Разъясняя это детям, стараемся пробудить в них эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, любовь, например, к рыбке, к улитке, к птичкам и т. д. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает со стороны ребят любопытство и симпатию, и желание помочь, заботиться и ухаживать. Но все эти добрые чувства только станут фактором нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания, когда будет правильно организован труд дошкольника по уходу за растениями и животными. Например, в уход за растениями входит поливка и рассаживание. Кроме поливки, дети пяти-шести лет протирают плотные листья комнатных растений, обрезают ножницами сухие листья и ветки, рыхлят землю в цветочных горшках, моют их мокрой тряпкой или щеткой. Не реже двух раз в месяц протираем мягкой тряпочкой, смоченной в теплой воде, все надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны, что гарантирует от появления вредителей. Это ребёнок может сделать вместе с взрослыми. Работа очень полезна для развития любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, приобретения им элементарных знаний о живой природе, умственного и эстетического воспитания.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своём большинстве являются именно перспективами трудовыми. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А. С.Макаренко, являются:
• понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
• доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащённость труда;
• присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;
• возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
• включение в труд соревнования;
• чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Именно он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, её результат. В ручном труде особое место занимает конструирование различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки. Фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к«копанию» в настоящих механизмах. Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе. Так, в процессе самостоятельной работы ребёнка, а также совместной с другими членами семьи, да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребёнка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.
Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодёжи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современном образовании безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у М

Поиск