Опубликованные материалы

28-11-2024

Архипова Ксения Алексеевна

 

 Тренер

Классификация видов спортивного плавания

В качестве спортивной дисциплины спортивное плавание представляет собой разнообразные виды соревнований, которые могут проводиться как в бассейне (25 м/50 м), так и на открытой воде. Главным условием является преодоление определенного расстояния (5/10/25 км на открытой воде и 50-1500 м в бассейне) обозначенным способом. Задача – приплыть к финишу первым за короткий промежуток времени. Основными установленными стилями спортивного плавания являются следующие:

вольный стиль или кроль на груди;
баттерфляй или дельфин;
брасс;
кроль на спине.
Как спортивный вид плавание первый раз было представлено в 1896 году на Олимпиаде в Афинах.

Рассмотрим подробнее, какие существующие виды спортивного плавания наиболее популярны, какой стиль плавания быстрее и другие особенности стилей спортивного плавания.

Брасс

Стили спортивного плавания

Техника: выполнение симметричных толчковых движений ногами и полукруговых руками в одной плоскости. Вдох осуществляется ртом путем подъема головы и плеч над водой. Выдох происходит в воде.
Особенности: один из самых древних, медленных и энергоэффективных способов плавания.
Плюсы: в данном процессе задействованы ок. 70 % мышц, меньше тратится энергии и сил, чем при плавании другими стилями.
Минусы: невысокая скорость, тяжело освоить технику с первого раза.

Баттерфляй

Техника: одновременное выполнение симметричных волнообразных движений тела, при котором руки осуществляют сильный гребок с подъемом тела над водой, а ноги – удар (работают как «хвост»). Вдох происходит путем подъема плечевого пояса и головы над водой, выдох – в воду.
Особенности: второй по скорости и сложнейший стиль плавания, требующий от пловца выносливости и хорошей физической подготовки.
Плюсы: эффектный и красивый стиль, позволяет развивать хорошую скорость в процессе плавания.
Минусы: большие затраты сил и энергии, сложная техника, не рекомендуется начинающим пловцам.



25-11-2024

Елена Ивановна Жукова

 

 ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал

Научно – методическая публикация: НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Развитие кадрового потенциала – стратегическая задача образования. Специалисты в области экономики отмечают: «…В мире система образования становится одним из главных инвестиционных ресурсов». Сегодня социальный запрос определяет личностные качества педагога: готовность к изменениям (учиться, доучиваться, переучиваться), коммуникабельность, стрессоустойчивость и др. По всей стране потребность исчисляется десятками тысяч педагогов. Главной кадровой проблемой является обеспеченность образовательных учреждений учителями, отвечающими современным требованиям. Одномоментно подобрать квалифицированного сотрудника без профессионального сопровождения практически невозможно. Необходимо совершенствование системы подготовки специалистов: обучение в вузе и повышение квалификации в процессе профессиональной деятельности.
2023 год согласно Указу президента является Годом педагога и наставника «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Наставник вновь актуален не только как проводник в мир профессии, но и как личность, передающая знания и умения. В образовании «…наставничество рассматривается как кадровая технология… в которую наставник включен (в качестве человека (профессионала), обладающего соответствующим опытом) и в которую он призван погрузить сопровождаемого. <…> Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого в ту или иную деятельность.
Цель статьи – представить опыт реализации наставнической деятельности как технологии профессионального становления молодого специалиста, направления и методы повышения педагогического мастерства преподавателя.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной литературы по вопросу наставничества; результатов диагностики «Молодой педагог: дефициты профессиональных компетенций»; выявление трудностей, испытываемых молодыми учителями в период профессионального становления, в процессе наблюдения за учебной деятельностью.
Результаты исследования
Апробации эффективности реализуемых в образовательных организациях Московской области программ наставничества была посвящена деятельность региональной инновационной площадки. Участниками площадки были разработаны макеты программ наставничества и критерии оценки эффективности, проведены внутренняя и внешняя экспертизы 100 % разработанных в этом направлении в регионе документов. Важными критериями реализации программ, соответствующих целевым показателям национального проекта «Молодые профессионалы», оказались такие критерии, как выбор актуальных для образовательных учреждений моделей наставничества; формирование наставнических пар и групп; стратегии адаптации молодых специалистов; регулирование поэтапного внедрения процесса сопровождения, а также оценка эффективности работы наставников и программ.
Работа по реализации программ будет продолжаться, поскольку их внедрение позволяет педагогам не только закрепиться на рабочем месте, но и повысить квалификацию и качество знаний обучающихся. Кроме того, реализация проекта также способствует формированию новой плодотворной среды для раскрытия потенциала каждого: молодого специалиста, наставников, обучающихся, родительской общественности.
Программа наставничества в образовательных организациях (в разработке которой автор статьи принял непосредственное участие) позволяет разрешить вопросы по кадровой подготовке. В реализации программ наставничества участвуют молодые специалисты и опытные педагоги, имеющие профессиональные успехи (победы в различных профессиональных конкурсах институционального, муниципального, регионального, всероссийского и международных уровней, авторы пособий, участники семинаров и конференций), обладающие лидерскими, организаторскими качествами, являющиеся эффективными коммуникаторами. Наставник не только сопровождает начинающего учителя, но и способствует совершенствованию профессионального мастерства. Результативным является включение молодых специалистов в деятельность профессиональных сообществ.
Применительно к компетенциям педагогических работников:
− высокий уровень свидетельствует о слабой предметной подготовке учителя, которая позволяет выполнять задания преимущественно базового уровня сложности;
− средний уровень свидетельствует о недостаточной предметной подготовке учителя, которая позволяет выполнять задания базового и частично продвинутого уровня сложности;
− низкий уровень свидетельствует о достаточной предметной подготовке учителя, которая обеспечивает выполнение заданий всех уровней сложности.
Самоанализ показал, что педагоги испытывают наибольшие трудности при разработке рабочих программ (образовательных и воспитательных), проведении уроков, осуществлении контроля и оценки учебных достижений. 88 % молодых специалистов не испытывают трудности в общении с родителями (законными представителями) обучающихся, могут проектировать ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. И навыки поведения находятся на приемлемом уровне.
Респонденты осознают, что испытывают трудности в методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенциях.
Молодые специалисты нуждаются в методическом сопровождении по основным составляющим педагогической деятельности.
Наибольшие трудности молодые специалисты испытывают, осуществляя общепедагогическую деятельность (при разработке рабочих программ, проведении уроков, осуществлении контроля и оценки учебных достижений) и развивающую деятельность (при реализации программ УУД и оказании адресной помощи обучающимся).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что успешное закрепление молодого учителя характеризуется адаптацией ко всем участникам образовательных отношений («…обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность». В адаптационный период наставник оказывает социально-психологическую поддержку и проектирует систему профессиональной компенсации на основе выявленных дефицитов с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута (программы сопровождения, ориентированные на личностно-профессиональное развитие и адаптацию ко всем участникам образовательных отношений). В этом и заключается преимущество данной методики.
Заключение
Профессиональная адаптация связана с формированием в сознании молодого специалиста приоритетов профессионального сообщества, его традиций и ценностей. Профессиональные затруднения у молодых педагогов вызывает выполнение большинства трудовых функций в сфере образования и воспитания. Проблемы возникают при разработке и реализации программ учебных предметов, планировании и проведении занятий, осуществлении контроля и оценки учебных достижений и др.
Для устранения затруднений, возникающих у молодых специалистов, необходимо учесть такие ключевые направления, как:
− готовность учителей в рамках социально-педагогического сопровождения к осмысленному восприятию разнообразных педагогических ситуаций;
− разработка персонифицированной модели сопровождения молодого специалиста;
− мониторинг совместной деятельности наставника и наставляемого.
Проведенное исследование показало, что наставничество как технология профессионального становления молодых специалистов с использованием описанной модели более эффективно работает, чем другие практики, так как выстроенная система, отобранные методы позволяют основной массе сотрудников регулярно получать постпрограммные консультации, сопровождение, методическую поддержку от более опытных коллег с успешным методическим и управленческим опытом.

03-09-2024

Обеланова Елена Владимировна

 

 ГПОУ "Хилокское железнодорожное училище"

Нетрадиционные формы уроков – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и студента, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Что такое нетрадиционные формы уроков?

Нетрадиционные формы обучения способствуют вовлеченности, повышению работоспособности и коммуникативности, а также результативности урока.

Два подхода к нетрадиционным формам

В педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока:

Модернизация традиционного урока: Внедрение современных технологий и методических приемов в структуру традиционного урока, что повышает эффективность обучения и развивает познавательные способности студентов.

Инновационные формы: Новые формы организации учебного процесса, которые появились в последнее время в педагогике. Они включают в себя элементы новизны и активно внедряются в образовательный процесс.

Примеры инновационных форм:

Урок-дискуссия: Способствует формированию навыков аргументации, умения вести диалог и отстаивать свою точку зрения.

Урок-игра: Мотивирует студентов на активное участие, развивает командный дух, креативность и нестандартное мышление.

Урок-практикум: Обеспечивает практическое применение теоретических знаний, развивает навыки решения проблемных задач.

КВН: Способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, повышает мотивацию к обучению.

О.В. Трофимова дает следующее определение "нетрадиционной форме урока": это интерактивные формы урока, характеризующиеся:

Субъект-субъектной позицией в системе "учитель-ученик" «преподаватель-студент»: Обеспечивает равноправное взаимодействие между преподавателем и студентом.

Многообразием видов деятельности: Включает в себя игровую, дискуссионную, оценочную, рефлексивную деятельность.

Базированием на активных методах обучения: Использует проблемный, исследовательский методы, метод прямого доступа.

Признаки нетрадиционного урока:

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки.

Кроме программного используется и внепрограммный материал.

Организуется коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной.

В процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.

Дается возможность студентам раскрыться по-новому, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска.

Планируется урок заранее, включая выбор формы, разработку сценария, подбор материалов, распределение ролей и др.

Достигается эмоциональный подъем студентов за счет интересных заданий, активного взаимодействия, игр и т.д.

Четко определяются три дидактические задачи (образовательная, воспитательная, развивающая).

Этапы подготовки и проведения

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

Замысел

Организация

Проведение

Рефлексия

Замысел

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

Определение временных рамок

На этом этапе следует определить:

время проведения нетрадиционного урока (отдельный урок, спаренный, серия уроков);

время подготовки (от нескольких дней до месяца, в зависимости от выбранной формы, целей урока, умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися).

Определение темы урока

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, "промежуточная" (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или урок «Открытия новых знаний».

Определение типа урока

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Нужно четко понимать, к какой теме какой тип урока более применим.

Выбор формы урока

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

специфика предмета и класса,

характеристика темы (материала),

возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

особенности и возможности выбранной формы урока;

характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данной группе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую). Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

распределение обязанностей (между преподавателем и студентом);

написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

разработка критериев оценки деятельности обучающихся.

Распределение обязанностей

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

Преподаватель: Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности обучающихся; распределяет роли между студентами и т. д.

Преподаватель и группа обучающихся: Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа студентов, состав которой определяется, как правило педагогом в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей обучающихся.

Преподаватель и группа:

В этом случае к уроку готовится вся группа. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между обучающимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае педагог дает каждому студенту индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференциальный подход в обучении. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для обучающихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для студентов разноуровневой группы задания подбирает сам педагог(дифференцированно).

Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока.

Сценарий должен отражать следующие моменты:

1.Подробную технологическую карту урока (с указанием целей урока и УУД);

2.Инструкции по проведению каждого этапа урока;

3.Подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

4.Критерии оценки деятельности обучающихся.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить преподаватель самостоятельно или совместно с обучающимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

1.Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.;

2.Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов);

3.Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание;

4.Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5.При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания "найди ошибку" или задачи, провоцирующие ошибку.

6.Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

7.Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания.

Методика оценки на уроке.

Критерии оценки работы обучающихся разрабатываются преподавателем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы). Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу "выделяется" определенное число "5", "4", "3", и студенты сами "распределяют" их между собой (обсуждение в группах).

Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, "заработанной" непосредственно на уроке.

Рефлексия

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его рефлексия. Рефлексия - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд "назад", помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

Проводить рефлексию урока можно в разных формах: устно "солнышко", т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить воз

21-11-2024

Елена Ивановна Жукова

 

 ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал

Памятка наставляемому.
1. Определите цели:
• чётко сформулируйте свои цели и ожидания от наставничества;
• запишите краткосрочные и долгосрочные цели
2. Будьте открытыми:
• Делитесь своими мыслями, вопросами и сомнениями с наставником.
• Не бойтесь задавать вопросы — это важная часть обучения.
3. Активно участвуйте:
• Принимайте участие в обсуждениях и мероприятиях.
• Проявляйте инициативу в проектах и задачах.
4. Принимайте обратную связь:
• Будьте готовы к конструктивной критике и используйте её для улучшения.
• Запрашивайте обратную связь регулярно.
5. Развивайте навыки:
• Работайте над своими профессиональными и личными навыками.
• Ищите возможности для обучения и саморазвития.
6. Устанавливайте связь:
• Стройте доверительные отношения с наставником.
• Общайтесь не только по рабочим вопросам, но и на личные темы.
7. Будьте Самостоятельными
• Учитесь принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия.
• Ищите решения проблем самостоятельно, прежде чем обращаться за помощью.

24-11-2024

Одина Юлия Викторовна, Руденко Наталья Николаевна

 

 педагог, концертмейстер МБУ ДО ДХШ им. М.М.Плисецкой г.о. Тольятти

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская хореографическая школа имени М.М. Плисецкой
городского округа Тольятти


Одина Юлия Викторовна
Руденко Наталья Николаевна


«Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах. Экзерсис у станка"


Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер.
На занятиях хореографии у учащихся формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Уроки классического танца – это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа Музыкальная тема и ее интонации должны соответствовать характеру задания. В этом случае у учащихся возникает творческая увлеченность.
Высокий художественный вкус преподавателя и концертмейстера должны обогащать, повышать трудоспособность и творческую активность учащихся. На уроке важно добиваться того, чтобы учащиеся слышали характер, тему, тональность и ритм, а так же пытались пропеть музыку движениями тела. Очень важно, чтобы музыка каждого учебного примера соответствовала хореографии.
Поскольку целью настоящей работы является помощь начинающим педагогам- хореографам и концертмейстерам.

Структура и музыкальная композиция урока классического танца
Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. Он складывается из одних и тех же движений, следующих в определенном порядке. Эта система, разработанная А.Я. Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела.
Упражнение у станка, а затем на середине зала выполняются поочередно с правой и левой ноги в следующем порядке:

1. Plie
2. Battements tendus
3. Battements tendus jetes
4. Ronds de jambe par terre
5. Battements fondus
6. Battements frappes
7. Ronds de jambe en l`air
6. Petits battements
7. Adagio
8. Grands battements jetes

Результатом работы по подбору произведений для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно -дивертисментная музыкальная композиция, таких авторов , как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер и другие.
Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна тоже соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений.
Например, plie, demi-plie, grand plie (фр.) – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды. Значит, музыкальное сопровождение будет иметь плавный, мягкий характер в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Battements tendus (battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок).
Музыкальный размер – 2/4, 4/4. Battements tendus (battements tendus jetes) – резкий маленький бросок ноги. В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Если Battements fondus исполняется в одной композиции с battements frappes, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, с переходом в резкий
Для успешной деятельности концертмейстера необходимо четко понимать особенности метроритмической организации хореографического и музыкального материала, применяемого на уроке классического танца, уметь создать эмоциональную атмосферу в классе. Музыкальный размер, метроритмическая структура, нюансы, мелодия, гармоническая составляющая аккомпанемента имеют важнейшее значение. Музыка должна быть четкой, понятной, должны присутствовать динамические оттенки, фразировка должна быть обозначена. В этом случае гарантирована успешная деятельность концертмейстера.

Список литературы

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2005.
2. Безуглая Г.А. «Концертмейстер балета» Изд. «Академия русского балета», 2005.
3. Безуглая Г.А. «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. - СПб: Изд. «Планета музыки», 2015.
4. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность/Л.Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987.






22-11-2024

Ахромешина Наталья Викторовна

 

 воспитатель

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Игрушки в гостях у ребят»
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема: «Игрушки в гостях у ребят»
Цель занятия: Развитие речевых навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года).
Задачи:
 Образовательные: обогащать словарь детей по теме «Игрушки», закреплять названия игрушек и действия с ним.
 Развивающие: развивать у детей речь, мыслительную активность, память, внимание; развивать умение детей принимать на себя игровую роль; развивать представления об окружающем мире.
 Воспитательные: воспитывать у детей чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам; создать положительный настрой.
 Здоровьесберегающие: снимать мышечное и умственное напряжение путем двигательной активности детей.
Материал: Игрушки из разных материалов – кукла, зайка, лошадка.
Форма: Групповая.
Возрастная группа: Первая младшая (2-3 года).
Структура занятия:
 Вводная часть – 1 минута.
 Основная часть – 8 минут.
 Заключительная часть (рефлексия) - 1 минута.
Продолжительность занятия: 10 минут.
Формы деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.
Методы и приемы:
 Наглядный: Показ игрушек.
 Словесный: Вопросы, индивидуальные ответы детей, похвала.
 Практический: Физминутка.
Предварительная работа: Чтение детям стихотворения и рассматривание иллюстраций из серии «Игрушки» А. Барто.

Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Приветствие присутствующих на открытом занятии.
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, на полу стоит корзина накрыта салфеткой.
II. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то к нам пришел в гости! Ребята, хотите узнать кто это!
Дети: Да!
Воспитатель: (убираю салфетку). Ребята, кто это?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с куклой!
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Скажем детки дружно «Доброе утро!»
- Ой, ребята наша куколка загрустила, спросим у нее, что случилось?
- Куколка, сказала, что ей грустно, потому что с ней никто не играет. Давайте вместе развеселим куколку, а что нам для этого надо сделать?
Дети: поиграть!
Воспитатель: молодцы ребята, правильно поиграем с куклой и ей станет весело!
- Ребята, но сначала кукла хочет с вами познакомиться, ее зовут Катя! Давайте и мы с куколкой познакомимся и скажем ей свое имя (имя воспитателя, затем к кому подойду с куклой, ребенок называет свое имя, обязательно предложить потрогать куклу для сравнения с другими игрушками).
- Ребята молодцы, куколке приятно было познакомиться с вами. Поиграем!?
- Ой, ребята, подождите! Куколка говорит, что у нее есть друг Зайчик-попрыгайчик, он живет в лесу! Позовем его с нами поиграть!? (Посадить куколку на стульчик).
Дети: Да! Зайчик-попрыгайчик!
Воспитатель: (берет зайчика в «зимовье зверей»). Зайчик здоровается с детьми и предлагает поиграть.
- Ребята, вставайте возле своих стульчиков, поиграем с зайчиком и куколкой Катей.
Физминутка «Зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и ускакал!
Воспитатель: Молодцы, у вас так все хорошо получается, присаживайтесь на свои места.
- Ребята, зайчик хочет, чтобы вы его погладили.
- Какой зайчик на ощупь?
Дети: Мягкий, пушистый!
Воспитатель: а кого зайчик цвета?
Дети: белый!
Воспитатель: правильно ребята! Какие вы молодцы!
- Детки, посмотрите, что у нас кукла Катюша загрустила, а что надо сделать, чтобы ее развеселить?
Дети: Поиграть!
Воспитатель: правильно ребята. И для этого я предлагаю поиграть пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
Я с игрушками играю (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук).
Мячик я тебе бросаю (протягиваем руки вперед – «бросаем мяч»).
Пирамидку собираю (прямые кисти ладонями вниз, поочередно кладем друг на друга несколько раз).
Машинку везде катаю (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «Катаем машинку»).
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы с вами покатаем наших гостей на лошадке?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Но сначала повторим стихотворение А. Барто «Лошадка».
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости!
-Ребята, как у нас «цокают» лошадки?
- Какие вы ребята молодцы! Посмотрите, какие веселые наши друзья. Вот видите, как мы с вами хорошо поиграли и развесили куклу Катю, зайку!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Кукла Катя и зайчик хотят ребята остаться с вами и жить в нашей группе.
Дети: Да!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами вспомним, кто к нам сегодня приходил в гости?
Дети: кукла Катя, зайчик-попрыгайчик.
Воспитатель: детки, скажите, а куколка Катя почему была грустная? (ответы детей).
- А мы поиграли с куклой, развеселили ее?
Дети: Да!
Воспитатель: Детки, а вам понравилось играть с нашими друзьями?
Дети: Да!
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы!
- Наше занятие подошло к концу. Говорим до свидания.

18-11-2024

Елена Юрьевна Тимофеева

 

 Музыкальный руководитель

Сценарий новогоднего праздника
«Снеговичок в гостях у ребят»
Младшая группа
Взрослые персонажи:
Снеговик
Снегурочка
Дед Мороз
Дети:
Снежинки
Зайчики
Под музыку дети держась за руки змейкой заходят в зал,проходят к стульчикам. Музыка постепенно затихает
Воспитатель:Снова к нам пришел сегодня
Праздник елки и зимы
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы!
Будем вместе веселиться,
Песни петь, стихи читать
И под ёлкой пушистой
Будем вместе танцевать!
Дети берутся за руки, в хороводе исполняют песню-хоровод
«Маленькой елочке холодно зимой

( дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Елочка милая, на нас посмотри,
Ребята, тебе расскажут стихи
Дети читают стихотворения
1 ребенок: Что за гостья к нам пришла,Запах хвои принесла?
А на ней огни, гирлянды. До чего ж она нарядна!
Вместе с нею к нам идет Зимний праздник Новый год!
2 ребенок:Вот так ёлка! Просто чудо!Не видали мы такой!
Вся в фонариках, игрушкахИ сверкает мишурой!
3 ребенок: Елочка красавица, Детям очень нравится.
Вот она, какая !Стройная, большая!
4 ребенок: Будет ёлочка сверкатьОгоньками ярко,
Добрый, Дедушка МорозПринесёт подарки!
5 ребенок: Все мы радостно живем, Весело играем,
И танцуем и поем, Новый год встречаем!
(садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребятишки, не шумите,
А тихонько посидите. Слышите, снежок хрустит,
Кто-то в гости к нам спешит!
ТРЭК 4 входит Снеговик
Снеговик: Здравствуйте, а вот и я( дети здороваются со снеговиком) С новым годом вас, друзья!
Я, ребята, Снеговик, к снегу, к холоду привык.
Снеговик, я не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я чем ребята занимаются зимой?
Воспитатель: Снеговик, любим мы в снежки играть.
Снеговик: Тогда в честь праздничного дня,
Сюрприз держите от меня
(берет из за елки 2 корзины и передает воспитателям, они раздают снежки детям)
Вы по снежку скорей берите!Веселый танец заводите!
Раз два три четыре пять- со снежками будем танцевать!
Танцуют рядом со скамейками
ТРЭК 5 Танец со снежками в конце танца дети катят снежки по полу в сторону снеговика и садятся на стульчики.
Снеговик: Ай да ребята, Ай да молодцы! Порадовали вы меня своим танцем!
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «собери снежки»
ТРЭК 6 Игра «Собери снежки» Дети сидят на стульчиках. Звучит подвижная музыка. Дети по двое- те, чье имя зазывает воспитатель, встают со стульчиков берут снежок и кладут в корзину.
Снеговик: (весело) Хорошо мы поиграли, быстро все снежки собрали
Воспитатель: Давайте праздник продолжать!
ТРЭК 7 Вдалеке звучит веселая музыка,
Воспитатель: Ребята, слышите?…
По лесной полянке, скачут где-то зайки.
Эй, зайчишки, шалунишки, выходите танцевать!
К елочке выходит «Зайка», читает стих
Зайчик 1:Я - беленький зайка, я прыгаю ловко,
Елочка, пожалуйста, подари мне морковку.
Воспитатель:
А где же твои братишки – зайчишки?
Позови их потанцевать
Зайчик: Эй, зайчишки, выходите, И у елки попляшите!
(снеговичок достает из под елки корзину с морковками раздаетдетям)
Танец зайчиков «На полянке Зайки танцевали»
Снеговик: ах, как зайчатки танцуют ловко, хоть и в лапках морковка!Молодцы!
Снеговик Ох, как жарко стало в зале! Ой, боюсь, сейчас растаю!
Воспитатель: Ребята, помогите, на снеговика руками помашите ( дети машут руками в сторону снеговика). И подуйте (дуют).
Снеговик: ой, спасибо, ребята, помогли… какой ветерок замечательный, но все равно ребята , побегу ка я на улицу, там хорошо, морозно.
Воспитатель: Снеговик, мы с тобой не прощаемся- как охладишься к нам возвращайся
Снеговик: Хорошо, спасибо ребята, я обязательно вернусь
(под музыку убегает)
Воспитатель (звонит в колокольчик)
Колокольчики звенят. Санки к садику спешат
Дети, кто же к нам идет?
в зал входит Снегурочка
Снегурочка:
Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я:
И больших, и маленьких, Шустрых и удаленьких.
Снежинки серебристые, Слетайтесь в хоровод!
А ёлочка пушистая Огнями расцветет.
Выходят девочки-"Снежинки" читают стихотворения:
1 снежинка:Мы белые снежинки, Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки, Снежком запорошим
2 снежинка: Я летаю, я сверкаю И кружусь, кружусь, кружусь
я желанья исполняю Тем кому на нос сажусь!
3 снежинка:Закружился хороводЛьются песни звонко
Это значит Новый год! Это значит Елка
4 снежинка: Я танцую вместе с ветром, Мчусь неведомо куда.
И в лучах любого света Я сверкаю, как звезда!
5 снежинкаВетер песенку поет На лесной опушке,
Танцевать меня зовет В хоровод к подружкам.
«Танец снежинок»
После танца, снежинки разлетаются по местам, (воспитатели и собирают серебристый дождик).
Воспитатель: Дед Мороз всё не идет, А ведь скоро Новый год! Уж пора б ему прийти, Задержался он в пути.
Снегурочка:
Дедушка Мороз, ау! Слышишь, я тебя зову?
Ребята, давайте вместе позовем Дедушку Мороза: Дед Мороз!
Воспитатель и дети хором :Дед Мороз! Дед Мороз!
Воспитатель: Ребята, а давайте песенку про Дедушку Мороза споем, он нашу песенку услышит и обязательно к нам придет. Чтобы песню запевать, надо всем на ножки встать.
ТРЭК 15 Песня Дед Мороз Филиппенко
Ведущий: Закружили, метели по местам скорей все сели!
Вход Деда Мороза.
Дед Мороз: Иду, иду!(голос издалека)Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки. Здравствуй внученька, Здравствуйте дорогие гости
Снегурочка: Здравствуй Дедушка Мороз!
Дети хором: здравствуй дедушка Мороз!
Дед Мороз: С Новым годом поздравляю
И здоровья вам желаю!чтоб росли вы и умнели
Веселились, песни пели, чтоб всегда звенел ваш смех
С Новым годом всех ,всех, всех!
(удивляется повернувшись к елке)
Ай да елочка - душа! Как пушиста хороша!
Скажем дружно: «Раз, два, три, Наша ёлочка гори! »
Дети кричат:
Дед Мороз: Кто-то видно не кричал
Кто -то видно промолчал
Еще разок
Скажем дружно: «Раз, два, три, Наша ёлочка гори! »
Звучит волшебная музыка
Елочка загорается
Дед Мороз: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
ТРЭК 19 Игра «Заморожу»
Снегурочка: никого ты дедушка и не заморозил, только посмотри, у ребяток щечки розовые стали- ну прямо как у тебя
Воспитатель: Дедушка Мороз ,послушай, какую песенку ребята про тебя споют
Песня танец «Дед Мороз»Розовые щечки»
Дед Мороз: Ай да молодцы ребята! Очень мне ваша песня понравилась. Спасибо,
а поиграть хотите дети? Много игр есть на свете
У меня есть паровоз, без трубы и без колес
Становитесь все за мной, в Новогодний паровоз!
Игра «Дед Мороз паровоз»
Дед Мороз: С вами пел, в игру играл, и немного я устал.
Ведущая: Дедушка Мороз,ты присядь , отдохни
А ребята тебе расскажут стихи
Дед Мороз: Я по секрету Вам скажу,очень я стихи люблю!
Посмотреть хочу сейчас, Кто тут смелый есть у вас.
Дети читают стихи
1 ребенок: Встану утром рано,Поцелую маму,
Загляну под елку,не колись иголкой.
Кто подарок мне принес, Мама или Дед Мороз?
2ребёнок Дед Мороз, Дед Мороз Елку из лесу принес,
А пока я в сад ходила Мама елку нарядила
3 ребёнок Дети водят хоровод, Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй, Новый год! Ты такой хороший
4 ребёнок Добрый дедушка Мороз Елку нам сюда принес.
Чтобы мы на Новый год С ней водили хоровод!
5ребенок:Закружился хоровод льются песни звонко
Это значит Новый год! Это значит Елка!
(+ еще стихи доп)
Дед Мороз: Молодцы ребятки! Порадовали дедушку!
Ну, пора мне собираться! В путь, дорогу отправляться!
С вами расставаться жалко!
Снегурочка: Дед мороз! А где же подарки? Дед Мороз: Подарки?. Разве я их не дарил?
Как же я про них забыл?
Где-ж мешок то мой? Не видно!
Что же делать? Как обидно!
Без подарков нам нельзя.
Будем их искать друзья!
Снегурочка:
Дедушка, как же так?
Ребятишки-то ведь очень подарков ждут!
под музыку забегает Снеговик
Снеговик : Урааааааааааааааааа!Нашёл, нашёл!

( закатывает снежный ком)
Дед Мороз: Да, это же снежный ком,я думал ты подарки нашел!
Снегурочка:Дедушка,ты же волшебник,под новый год всегда случаются чудеса!
Д.М:И то правда!(с посохом обходит вокруг снежного кома)
Снежный ком катись,катись,и в подарки превратись!
(ком катится за елку, «превращается» в подарки)
Звучит волшебная музыка Д.М вытаскивает мешок с подарками из за елки
( Дед Мороз раздает подарки, Снегурочка,воспитатель только подают!)
Дед Мороз: Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора!
Снегурочка:
А мы с Дедушкой Морозом К вам вернёмся через год!
(под музыку уходят)
Воспитатель: приглашает ДМ и Снегурочку на фото, поздравляет родителей с НГ, прощается с ними
фото








17-10-2024

Руденко Людмила Алексеевна

 

 студент, Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Искусственный интеллект (ИИ) становится все более важным инструментом в образовательном процессе. Его применение открывает новые возможности для персонализации обучения, оптимизации административных задач и повышения эффективности учебной деятельности. Однако вместе с преимуществами ИИ возникают и определенные вызовы, которые требуют анализа и ответственного подхода.
ИИ позволяет адаптировать учебный контент к индивидуальным потребностям и предпочтениям каждого студента. Системы, основанные на ИИ, могут анализировать результаты обучения и предлагать персонализированные рекомендации по дальнейшему развитию навыков. Это особенно полезно для студентов с различными уровнями начальных знаний или тем, кто нуждается в дополнительной поддержке.
Автоматизация рутинных задач освобождает преподавателей и администраторов от выполнения повторяющихся операций. ИИ может обрабатывать большие объемы данных о студентах, анализировать их успеваемость и прогнозировать результаты обучения. Это позволяет педагогам сосредоточиться на стратегических задачах и разработке инновационных методов обучения.
ИИ способен улучшить анализ данных о студентах, выявлять закономерности в их поведении и успеваемости. Это позволяет принимать более обоснованные решения по вопросам административного управления образовательным процессом. Например, ИИ может предсказывать вероятность отчисления студентов на основе анализа их поведения и результатов обучения.
Интерактивное обучение становится все более популярным благодаря ИИ-технологиям. Разработаны новые формы взаимодействия между преподавателями и учениками, включая виртуальную реальность и игровые механизмы. Эти технологии не только повышают вовлеченность студентов, но и создают более эффективные условия для закрепления знаний.
Виртуальные ассистенты на основе ИИ могут предоставлять индивидуальное сопровождение студентов 24/7. Это особенно полезно для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке или предпочитает работать в нестандартные часы. Однако важно обеспечить безопасность и конфиденциальность данных студентов при использовании таких систем.
Применение ИИ в образовании также открывает новые возможности для расширения доступа к качественному образованию. Онлайн-платформы с интегрированными ИИ-технологиями могут облегчить доступ к высшему образованию для людей из отдаленных регионов или с ограниченными финансовыми ресурсами.
Однако вместе с преимуществами применения ИИ в образовании возникают и определенные вызовы. Необходимо сохранять баланс между автоматизацией и человеческим фактором в образовательном процессе. Преподаватели должны продолжать играть ключевую роль в обучении студентов, а не просто быть заменены ИИ-системами.
Важно также обеспечить безопасность и конфиденциальность данных студентов при использовании ИИ-технологий. Это особенно критично в контексте растущих проблем с кибербезопасностью и возможным эксплуатацией персональных данных.
Потенциальное создание новых социальных неравенств в доступе к технологиям является еще одним важным вопросом. Нужно убедиться, что все слои общества имеют равные возможности для использования ИИ в образовательном процессе.
Необходимость регулярного обучения педагогов работе с ИИ также становится важным фактором. Это поможет преподавателям эффективно использовать технологии для улучшения качества образования и не заменить их в образовательной деятельности.
В заключение, искусственный интеллект открывает широкие возможности для трансформации образовательного процесса, но его применение требует ответственного подхода и постоянного мониторинга. Важно использовать преимущества ИИ для улучшения качества образования, а не заменить человеческий фактор в образовательной деятельности.

20-11-2024

Иванюк Г.С. Штеба Н.С

 

 учитель. Волгоград

В настоящее время город Волгоград, расположенный в районе с исторически сложившейся высокой долей русского населения (до 91%), стал центром миграционных потоков. Экономически развитый город «притягивает» мигрантов из экономически слабо развитых территорий. Поселяясь здесь, мигранты изменяют национальный состав города, привносят сюда элементы своей культуры. Воздействия мигрантов значительно на все слои общества (и не всегда это воздействие безболезненно и бесконфликтно).
Исследование национального состава позволяет не только оценить количественное соотношение разных национальностей, но и дать возможность определить характер и направление деятельности людям многих профессий, работающих с людьми (например, учителя, маркетологи, социальные работники и др.). Для учителей владение информацией помогает грамотно подобрать методики обучения, направление адаптации иноязычных детей, а в некоторых случаях даже открытия специальных национальных классов.
Выполняя данную работу, мы ставили своей целью изучить национальную принадлежность учащихся школы №129. Определить имеется ли связь национального состава с месторасположением учебного заведения. Так же, оценить уровень психологической комфортности в межличностных отношениях (эмигранты вынуждают контактировать с русскоязычным населением), мы предполагаем, что разница в воспитании, религиях, традициях должна вызывать ряд проблем и конфликтов, не адаптивность детей эмигрантов в русской среде. Отследить направление внешних миграций, характерных для последнего десятилетия, их причины.

02-10-2022

Ильсияр Вакифовна Дубровина

 

 учитель английского языка

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе.
В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык» не только как первому иностранному языку, но и как второму, возрастает его значимость. «Школьное многоязычие стало одной из самых интересных тенденций перестройки российской школы. Овладение вторым иностранным языком после родного и первого иностранного языка представляет собой процесс, особенности которого составляют психолингвитические закономерности взаимодействия конкретных языков в языковом сознании обучающего». Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Стандарты второго поколения), изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в Федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и Примерных программах по учебным предметам.
Таким образом, повсеместно осуществляется переход на преподавание английского языка, начиная со второго класса. В последние годы в российских школах стало популярным изучение нескольких иностранных языков. Распространение многоязычного обучения вызвано различными изменениями социального и экономического характера в жизни нашей страны. Современная школа стремится удовлетворить новые общественные запросы. Второй, а иногда и третий иностранные языки включаются в учебные планы средних образовательных учреждений. Молодые люди осознают значимость знания нескольких иностранных языков, так как это повышает их возможности в достижении социального и профессионального успеха. Кроме того, многоязычие способствует развитию мышления, приобщению учащихся к мировым культурным ценностям. Выбор в пользу того или иного иностранного языка как второго, обусловлен, прежде всего, прагматическими факторами. В силу этого приоритетное положение занимает английский язык, который в наши дни является языком международного общения. Следовательно, можно говорить о том, что соотношение иностранных языков, изучаемых в школах РФ, за последние годы изменилось существенным образом. В большинстве средних образовательных учреждений именно английский язык выступает в качестве второго иностранного языка (ИЯ 2), что вполне закономерно.
Достаточно часто знание английского языка, который изучался в школе в качестве ИЯ 1 или ИЯ 2, оказывается весьма значимым для будущей деятельности учащихся. В силу различия психологических особенностей учащихся 2 классов (когда начинается обучение ИЯ 1) и пятиклассников (когда в большинстве школ приступают к изучению ИЯ 2), использование учебников английского языка как первого иностранного языка, ориентированных на начальную школу, оказывается неправомерным.
Этими факторами объясняется необходимость наличия специальных учебников английского языка, которые используются в классах, где этот язык изучается в качестве второго иностранного. Примером такого учебника для средних образовательных учреждений может служить УМК «Английский язык как второй иностранный».
Отметим также, что в «иноязычной компетенции составляющие могут различаться по уровню развития и “практической востребованности”». Уровневый подход к стандартизации результатов обучения служит основным критерием определения цели обучения как для первого, так и для второго иностранного языка. Школьный курс второго иностранного языка должен обеспечить учащимся формирование как минимум элементарной коммуникативной компетенции. Многоязычная компетенция позволяет решать задачи, связанные с развивающим об- 7 учением.
Набор лингвистических знаний и умений в ИЯ 2 объективно не может быть иным, чем в ИЯ 1. Поэтому для определения обязательного минимума лингвистических средств можно использовать программы, созданные для первого иностранного языка и содержащие уровневое распределение материала.
Развитие лингвистической компетенции во втором иностранном языке должно осуществляться с опорой на металингвистические представления учащегося (сопоставительный подход), что обеспечивает интенсивность процесса обучения. Соответственно, при изучении ИЯ 2 необходимо учитывать тот факт, что учащиеся уже владеют на определенном уровне лингвистическими и речевыми компетенциями, которые были у них сформированы во время изучения родного и первого иностранного языков.
Отметим также, что в некоторых регионах РФ преподавание английского языка как основного иностранного по-прежнему начинается с 5 класса. В качестве главных причин этого можно назвать дефицит квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие у школьных учителей специальной подготовки для обучения младших школьников английскому языку, недостаточная общая подготовленность учащихся к обучению в школе, связанная с фактическим развалом дошкольного воспитания, произошедшим в 90-е гг. XX в.
Следовательно, данный курс может с успехом использоваться при обучении английскому языку и в этом случае.
В процессе обучения английскому языку решаются не только задачи практического владения языком, так как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными. Владея английским языком в должной степени, учащиеся приобретают умение разнообразить средства выражения своих мыслей через адекватное употребление различных синонимических единиц, перифраз и т. д. Данные умения оказывают определенное воздействие и на мыслительные процессы, развивают речевые способности учащихся и на родном языке. Фактически, изучая английский язык, школьники приобретают возможность лучше понимать родной язык. Они тренируют память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные интересы, формируют навыки работы с различными видами текстов.
Таким образом, можно заключить, что предмет «Английский язык» вносит существенный вклад в общее образование школьников. Он способствует формированию их коммуникативной культуры, в частности, воспитывает у них умение грамотно и логично излагать свои мысли, соблюдать речевой этикет, выбирать адекватные средства языка в той или иной ситуации общения. При изучении языка расширяется как общий, так и лингвистический кругозор школьников. Речевая деятельность на иностранном языке способствует формированию мировоззрения и таких личностных качеств как эмпатия, дружелюбие, толерантность. Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения.
Предлагаемая рабочая программа к линии учебников «Английкий язык как второй иностранный» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы».
Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком.
Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям основных федеральных документов.

11-12-2022

Татьяна Борисовна Целищева

 МАОУ "Образовательный центр им. М.М. Расковой"

«Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка».

Учитель английского языка МАОУ «Образовательный центр им.М.М.Расковой» Целищева Т.Б.
Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. При изучении традиционных грамматик иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики.
В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности. В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления (преимущественно синтаксического уровня), функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми — непременное условие успешного участия в устно-речевом общении на иностранном языке. Необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Языковая (лингвистическая) компетенция обеспечивает как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами иностранного языка. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.
В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – подготовку обучающихся к реальному общению на иностранном языке, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативного подхода сводятся в общих чертах к следующему:
• материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
• в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;
• грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
• введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
• пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;
• для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.
Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Этими этапами становятся этапы ознакомения, тренировки и применения. На этапе ознакомления необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку предполагает общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: «Сегодня вы научитесь говорить о своих планах на будущее» и т.п. Для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение нового грамматического явления, обратить внимание на особенности его формы, продемонстрировать употребление в речи.
Объяснить грамматическое явление значит:
• раскрыть его формальные признаки;
• объяснить его значение, т. е. семантические особенности;
• пояснить функцию в речевом контексте;
• провести первичное закрепление.
Целью первого этапа работы над новым грамматическим материалом должны быть не только презентация и ознакомление учащихся с данным явлением и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила, но и первичное выполнение грамматических действий в соответствующих упражнениях. Если при практической ориентировке эту функцию выполняют имитативные, в большинстве случаев подстановочные, условно-речевые упражнения по образцу, то при теоретико-практическом способе ориентировки наибольшую пользу могут принести языковые аналитические упражнения, примеры которых приводятся ниже:
• укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях при переводе их на английский язык;
• определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях;
• выберите подходящую форму из нескольких данных;
• найдите в тексте грамматические явления, которые выражают и т.д.
Методическая ценность подобных упражнений заключается в том, что они способствуют осознанию нового грамматического явления и осмысленному его усвоению.
Второй этап – тренировка практического использования грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие способности относительно точно воспроизводить изучаемое явление в типичных для его функционирования ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения, а также упражнения по комбинированию.
Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер. Это должна быть особая, учебная речь, имитирующая основные свойства естественной, но отличающаяся от нее рядом качеств: определенной методической организацией речевого материала и последовательностью его введения в речь, а также ее обучающим характером. Эту задачу можно решить с помощью условно-речевых упражнений, грамматически направленных упражнений, отличительной чертой которых является то, что в качестве установки используется речевая задача говорящего.
Выполняя данные упражнения, учащиеся не строят вопросительные, отрицательные предложения, не используют повелительное наклонение, а совершают речевые поступки: удивляются, спрашивают, советуют, сравнивают, предупреждают и т.п. Напротив, если установки учителя носят формальный характер (например: «Придумайте предложения в будущем времени», «Замените прямую речь косвенной» и т.п.), то упражнения по своей сути являются предречевыми или упражнениями с некоторой речевой направленностью.
Имитативные — это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например:
• Скажите, что Вы будете делать то же самое:
o I shall go to the museum on Sunday.
o I shall go to the museum on Sunday too.
Подстановочные упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы. Например:
• Поделитесь с товарищем, если у Вас есть другие намерения:
o I am going to write a letter to my pen-friend tonight.
o And I am going to help mother about the house tonight.
Трансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя, собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного и т.п. Например:
1. Передайте товарищу мои слова:
I have many friends.
Olga Petrova says she has many friends.
2. Спросите у своего товарища:
Ask your friend if he has seen this film.
Dima, have you seen this film?
Упражнения в комбинировании ставят учащихся перед необходимостью соединять активизируемые речевые образцы с усвоенными ранее. Речь идёт об управляемом комбинировании: упражнения этой стадии

Поиск