Опубликованные материалы

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

08-04-2025

Кран Оксана Александровна

Воспитатель

1.1. Развитие письменной речи в онтогенезе

Письмо – это результат длительной эволюции человека, который пытается выразить свои мысли не сейчас, а продлить их во времени. В начале этого пути люди рисовали то, что нужно было сообщить. Следом за этим способом появились картинки-схемы, клинопись, узелковое письмо, иероглифы, на последнем этапе мозг человека дозрел до условного знака – буквы. Детям также необходимо дозреть до этого периода.
Письменная речь является более сложной. Все недостатки развития речи, которые связаны с использованием средств языка (речевых звуков, слов, правил грамматики) мешают обучению чтению и письму. Письменная речь является более сложным способом выхода наружу внутренней речи.
Совокупность предпосылок письма представляет из себя многоуровневую систему с большим количеством мыслительных и речевых функций. Достигая минимального необходимого уровня зрелости, они создают возможности для осуществления операций звукобуквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова, реализации графомоторной программы.
Данные по доречевому развитию нормально развивающегося ребенка основаны на физиологических исследованиях В.М. Бехтерева, Н.И. Касаткина И.И. Павлова, Н.М. Сеченова и др. Исследователи подчеркивают большое значение доречевого периода, который длится с рождения до конца первого года жизни, для последующего развития речи и психики детей.
Активная речь ребенка проходит через несколько этапов развития. Первое проявление речи – крик ребенка. В 2-3 мес. крику сменяется гулением. Этот этап активно подготавливает речевой аппарат к произношению звуков. Одновременно проходит процесс развития понимания речи, дети учатся управлять интонацией. В 7-9 мес. ребенок произносит серии одинаковых слогов – лепечет. В 9-11 мес. Ребенок начинает подражать речевым звукам взрослых. В 11-13 мес. появляются осознанно употребляемые ребенком слова. Это состоящие из одинаковых слогов двусложные слова. К двум годам количество слов значительно увеличивается (примерно 300 слов разных частей речи). В 2 года ребенок начинает овладевать фразовой речью, появляются первые предложения. Быстро увеличиваются длинна предложений и грамотность их построения. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов. Наиболее благоприятный период развития речи – возраст от 1,5 до 3 лет. К 3-4 годам закладываются основы детской речи. На пятом году жизни дети усваивают способы словообразования. Словарь расширяется, появляются имена существительные, которые обозначают части предметов, и больше качественных имен прилагательных. Ребенок использует не только простые распространенные, но и сложносочиненные предложения с союзами «а», «и», а также сложноподчиненные с придаточными времени и причины. Дети в этом возрасте правильно произносят почти все группы звуков. В 5-6 лет продолжается совершенствование компонентов речи. В словарь входят обобщающие понятия, словарь детей постепенно систематизируется. Развивается функция словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи. В 6-7 лет формируется фонетико-фонематическое восприятие. Дети начинают понимать, что изменение одной фонемы или их последовательности в слове меняют смысл или разрушают слово.
Исходя из того, что речь не является врожденной способностью людей, то для нормального становления речи необходимо созревание коры головного мозг и органов чувств ребенка – слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
Хорошо развитый фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Младенца учат реагировать на интонацию, звучание слов и ритм. Он отличает одни речевые звуки от других, старается их произносить правильно. К концу второго года нормально развивающийся ребенок различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение в словах своих сверстников, пытается их исправить. Ему становится доступным фонематическое различение звуков.
Также важное значение имеет зрение, так как дети внимательно наблюдают за тем, как двигаются губы, язык говорящего, повторяют эти движения, подражая движениям артикуляционного аппарата.
В процессе своего развития между анализаторами возникает система связей, постепенно развивающаяся и укрепляющаяся вторичными связями.
Развитие мелкой моторики рук приводит к ускорению процесса развития артикуляционной моторики. И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Похожие высказывания мы встречаем в работах Кольцовой М.М.: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».
Готовность детей к усвоению грамоты складывается в процессе развития устной речи задолго до того, как начинается систематическое обучение письму и чтению.
Г.В. Чиркина пишет следующее: «При нормальном формировании устной речи у детей накапливается опыт познавательной работы в разделе звуковых обобщений. На ранних этапах формирования устной речи возникают предпосылки усвоения письма».
В трудах Р.Е. Левиной мы встречаем: «правильно написанные слова – это не результат изучения определенных правил. Большинство правильных написаний подготавливается в сознании ребенка еще в устной речи, тем активнее ребенок оказывается подготовленным к письму». В дошкольном периоде развитие устной речи способствует формированию практических знаний «о морфологическом и звуковом составе слова, которые в дальнейшем, при переходе ребенка к обучению грамоте, помогают осознанному их усвоению» [13].
Старшие дошкольники достигают такого уровня освоения языка, при котором язык становится полноценным средством общения и познания, а также предметом сознательного изучения. Этот новый этап познания языковой действительности называют периодом развития грамматического строя языка.
Для того, чтобы овладеть письменной речью необходима высокая степень сформированности всех компонентов речи. Нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического или фонематического компонента речи отражаются на письме. Это происходит за счет того, что графическая речь, как усложнение второй сигнальной системы, развивается на базе звуковой речи [21].
М.Е. Хватцев говорит, что «для осуществления процесса письма важно наличие правильных обобщенных представлений звуков языковой системы (фонем). Также фонемы непременно должны быть тесно связаны с графемами, которые их обозначают. Это достигается путем обеспечения четкого звукового анализа слов (выделением каждого звука и установлением их последовательности). Звуковой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова».
Внешний процесс письма строится на основе внутреннего процесса образования фонем: ребенок выполняет определение и запись нужной буквы, опираясь на внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова.
Очень важным для письма является высокий уровень сформированности фонематического слуха и слухового анализа.
Также в процесс письма активно включаются рука и глаз. П.Л. Горфункель говорит о том, что некоторые исследователи склоняются к предположению о необязательности зрительного участия в письме. Они считают, что письмо грамотного человека опирается на способность слухового и речедвигательного представлений. Например, М.Е. Хватцев пишет о том, что «оптический образ буквы и состояние мелкой моторики играют лишь третьестепенную роль. На самом деле зрение играет важную роль в формирующемся письме, на этапе, когда еще не сформированы сами двигательные представления, а не только их связи со слуховыми и речедвигательными представлениями.»
В ходе обучения грамоте процесс письма автоматизируется посредством упражнений, письмо становится навыком.
Можно сделать вывод, что формирование навыка письма является длительным, динамичным процессом, который состоит из усвоения знаний, приобретения умений изложения мыслей на письме в результате множественных повторений, названных выше умений на практике

Поиск