Опубликованные материалы

03-12-2024

Тулякова Тамара Рафаиловна

 

 инструктор по физической культуре

Цель: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов, укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о признаках зимы; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении детьми различных упражнений и заданий.
Развивающие: развивать ловкость, координацию движений, внимание; способствовать оздоровлению организма детей посредством выполнения различных видов физических упражнений на свежем воздухе; развитие коммуникации.
Воспитательные: воспитывать командный дух; продолжать прививать детям интерес к физической культуре, играм, забавам; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Место проведения: игровая площадка на улице.
Предварительная работа: подготовка участка; беседа с детьми о признаках зимы; подготовка оборудования.
Оборудование и инвентарь: конверт с письмом, загадки о зиме,
канат, санки, метёлка, клюшка, шайба, конусы, мягкий набивной мяч, ёлка маленькая, рукавичка, лопатки, снежные комочки, флажки.
Место проведения: детская площадка.
Ход мероприятия:

Дети выходят на площадку перед детским садом, становятся свободно.
Ведущий: Ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег. А вы зиму любите? А мороза не боитесь? Давайте вместе погреемся.
Проводится с детьми веселая зимняя зарядка.(Зарядка)
Ведущий: Все дышите! Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо, Улыбнитесь!
Подвижная игра" Зима"
Участники игры ходят по кругу. Ведущий произносит сигналы:
«Снег» - кружатся на месте, руки в стороны;
«Вьюга» - бегут;
«Сугроб» - приседают.
Ведущий: Сегодня, , в нашем детском саду спортивное развлечение – «Зимние забавы».
\ Ребята,перед началом разрешите напомнить о технике безопасности на снегу и льду: не толкать друг друга, не ставить подножки, уважать соперника.
Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха всем!
Ведущий:
Итак, все собрались, все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда торопись,
Не зевай и не ленись!
1.Эстафета «Весёлые пингвины»
Любят ледяные глыбы,
птицы - плавают, как рыбы.
Кто так любит снег и льдины?
Дети, это же ... (Пингвины)
Участники прыгают из « льдинки « на « льдинку»( из обруча в обруч)
2.Эстафета «На помеле»
Видели мы все не мало,
Но такого не бывало –
От угла и до угла
Всё вокруг метет … (Метла)
Метла в команде, словно эстафету они передают её друг другу, пробежав верхом на метле, нужно обежать конус и передать метлу следующему.
3. Эстафета: « Хоккеисты»
Палка в виде запятой
Гонит шайбу перед собой (клюшка)
У первого игрока клюшка и шайба. По сигналу игроки обегают фишку, ведя шайбу клюшкой. Возвратившись на место передают эстафету.
4. Игра «Кто быстрее заполнит снегом ведро » (для всех групп).
Каждой команде надо заполнить ведро снегом.
5.Эстафета «Горячая рукавичка».
Команды стоят в шеренгу по одному, по сигналу передают друг другу рукавичку в одну, а потом в другую сторону. Выигрывает та команда, чья рукавичка раньше всех вернется к капитану.
6.Эстафета "Найди флажки" (для всех групп)
Девочки – внимание!
Мальчики – внимание!
Есть для вас еще одно,
Веселое задание.
Найти на участках флажки двух цветов. Девочки красные , мальчики синие .
7.Эстафета «Гонки игрушек» Участники на тюбинге катают игрушки мягкие . Какая команда быстрее.
Ведущий:
Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, а самое главное дружными. Вот таких здоровых и сильных ребят растит наш детский сад!
(Все вместе танцуют)




03-12-2024

Тулякова Тамара Рафаиловна

 

 инструктор по физической культуре

Цель: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов, укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о признаках зимы; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении детьми различных упражнений и заданий.
Развивающие: развивать ловкость, координацию движений, внимание; способствовать оздоровлению организма детей посредством выполнения различных видов физических упражнений на свежем воздухе; развитие коммуникации.
Воспитательные: воспитывать командный дух; продолжать прививать детям интерес к физической культуре, играм, забавам; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Место проведения: игровая площадка на улице.
Предварительная работа: подготовка участка; беседа с детьми о признаках зимы; подготовка оборудования.
Оборудование и инвентарь: конверт с письмом, загадки о зиме,
канат, санки, метёлка, клюшка, шайба, конусы, мягкий набивной мяч, ёлка маленькая, рукавичка, лопатки, снежные комочки, флажки.
Место проведения: детская площадка.
Ход мероприятия:

Дети выходят на площадку перед детским садом, становятся свободно.
Ведущий: Ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег. А вы зиму любите? А мороза не боитесь? Давайте вместе погреемся.
Проводится с детьми веселая зимняя зарядка.(Зарядка)
Ведущий: Все дышите! Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо, Улыбнитесь!
Подвижная игра" Зима"
Участники игры ходят по кругу. Ведущий произносит сигналы:
«Снег» - кружатся на месте, руки в стороны;
«Вьюга» - бегут;
«Сугроб» - приседают.
Ведущий: Сегодня, , в нашем детском саду спортивное развлечение – «Зимние забавы».
\ Ребята,перед началом разрешите напомнить о технике безопасности на снегу и льду: не толкать друг друга, не ставить подножки, уважать соперника.
Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха всем!
Ведущий:
Итак, все собрались, все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда торопись,
Не зевай и не ленись!
1.Эстафета «Весёлые пингвины»
Любят ледяные глыбы,
птицы - плавают, как рыбы.
Кто так любит снег и льдины?
Дети, это же ... (Пингвины)
Участники прыгают из « льдинки « на « льдинку»( из обруча в обруч)
2.Эстафета «На помеле»
Видели мы все не мало,
Но такого не бывало –
От угла и до угла
Всё вокруг метет … (Метла)
Метла в команде, словно эстафету они передают её друг другу, пробежав верхом на метле, нужно обежать конус и передать метлу следующему.
3. Эстафета: « Хоккеисты»
Палка в виде запятой
Гонит шайбу перед собой (клюшка)
У первого игрока клюшка и шайба. По сигналу игроки обегают фишку, ведя шайбу клюшкой. Возвратившись на место передают эстафету.
4. Игра «Кто быстрее заполнит снегом ведро » (для всех групп).
Каждой команде надо заполнить ведро снегом.
5.Эстафета «Горячая рукавичка».
Команды стоят в шеренгу по одному, по сигналу передают друг другу рукавичку в одну, а потом в другую сторону. Выигрывает та команда, чья рукавичка раньше всех вернется к капитану.
6.Эстафета "Найди флажки" (для всех групп)
Девочки – внимание!
Мальчики – внимание!
Есть для вас еще одно,
Веселое задание.
Найти на участках флажки двух цветов. Девочки красные , мальчики синие .
7.Эстафета «Гонки игрушек» Участники на тюбинге катают игрушки мягкие . Какая команда быстрее.
Ведущий:
Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, а самое главное дружными. Вот таких здоровых и сильных ребят растит наш детский сад!
(Все вместе танцуют)




19-12-2024

Макарова Наталья Ивановна

 

 Учитель русского языка и литературы


Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация;
целеполагание;
осознание недостаточности имеющихся знаний;
коммуникация;
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
3 – й шаг. Планирование действий.
4 – й шаг. Планирование решений.
5 – й шаг. Планирование результата.
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.

27-12-2024

Дмитренко Людмила Николаевна

 

 Педагог дополнительного образования, МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов"

Педагогический инструментарий воспитательных технологий на занятиях в дополнительном образовании

1. Теоретические основы воспитательной технологии.
2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий.

Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
Воспитательная технология
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.
В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.
Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.
Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.
Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств:
o Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.
o С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.
o В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном процессе.

Воспитательный процесс и воспитательная технология
Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Процесс в общеязыковом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основания для понимания воспитательного процесса как организованного взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматриваются как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.
Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:
• целостность;
• системность;
• цикличность;
• технологичность.
Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом обеспечивается целостность всего педагогического процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях.
Воспитательный процесс и воспитательная система также составляют единство, поскольку процессы представляют собой свойство систем. Можно сказать, что воспитательные процессы - это последовательная смена состояний воспитательной системы.
Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания и т.д.
Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих основным компонентам воспитательной технологии. Вследствие этого в число его структурных элементов включены:
 целевой - определение целей воспитания;
 содержательный - разработка содержания воспитания;
 операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса;
 оценочно-результативный - оценка и анализ эффективности воспитания.
В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса. Взаимосвязь и последовательность этапов воспитательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости воспитательной деятельности: диагностика – проектирование – реализация - диагностика на новом уровне воспитательного взаимодействия.
В связи с этим встает вопрос о том, что является толчком, движущей силой воспитательного процесса. В педагогике считается, что таким источником является противоречие между требованиями к человеку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем личностного развития. Это становится толчком к началу процесса воспитания и личностному росту человека, но только в том случае, когда эти требования соответствуют его возрастным особенностям. В связи с этим Л.С.Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором, например,

16-12-2024

Власова Ирина Владимировна

 

 учитель труд (технология) МБОУ лицей № 4 г. Георгиевска

Формирование у учащихся представления о труде – основе производства.
Содержательная: Расширение знаний, умений учащихся

08-12-2024

Михайлова Людмила Александровна

 

 учитель

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами
нетрадиционных техник в рамках экологического воспитания».

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Однако в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья решение данной задачи предполагает значительные трудности. Дети с особыми образовательными потребностями зачастую лишены возможности непосредственного общения с растительным и животным миром (ограничены в передвижении или имеют другие препятствия для контакта с природой).
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Учителю принципиально важно в сотрудничестве с такими детьми применять разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию. Одной из форм работы является организованная образовательная деятельность. Экологические представления формируются помимо прочих и на уроках по продуктивной деятельности с применением нетрадиционных приемов аппликации. Во время таких уроков ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Этот вид деятельности доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.
Использование нетрадиционных техник аппликации в формировании экологического сознания детей решает следующие задачи:
-создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;
-помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, цвета в окружающем мире;
-побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на гармонию и красоту природы;
-учить сопровождать чувственное познание словом;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило.
Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Решая поставленные задачи важно предоставить учащимся возможности для творческого самовыражения через созданные следующие условия:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организацию художественной деятельности, адекватной данному возрасту;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;
- поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;
Приобщая ребенка к природе через нетрадиционные виды аппликации, учитель способствует формированию у детей человеческих ценностей:
-познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует;
-преобразовательных, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил;
-ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее.
И сегодня нам хотелось бы рассказать по подробнее о применении нетрадиционных техник аппликации на уроках.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из круп. Учащимся начальных классов полезно развивать мелкую моторику рук. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды и клеют на картон разные сюжеты.
Аппликация из засушенных травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит самостоятельно, во время прогулки.
В своей работе мы стараемся использовать все подручные материалы, которые можно применять на уроках. У детей развивается интерес к образовательной деятельности, они проявляют самостоятельность, обогащается словарный запас, развиваются мыслительные процессы, мелкая моторика пальцев.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нетрадиционные техники аппликации наполнены новизной, поэтому детям очень интересно работать на уроках. Использование нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений учащихся о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними. Применение нетрадиционных техник аппликации влияет на развитие у детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями творческих способностей, формирование экологической культуры.

Список используемой литературы:
Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2013
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. Пособие/Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие/ Т.В. Варенова.- М.: Форум, 2015

02-12-2024

Чуркина Лия Геннадьевна

 

 учитель музыки, БОУ ЧР "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1"

Актуальность уроков музыки для детей с ТМНР заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль уроков в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.
Основная цель использования музыкальных игр и упражнений для развития и коррекции речи - развитие фонематического и музыкального слуха.
Музыкальные игры и упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;
 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.
Типичные затруднения у детей с ТМНР
1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.
2. Низкий уровень свойств внимания.
3. Низкий уровень развития речи, мышления.
4. Инфантилизм.
5. Нарушение координации движения.
6.Низкая самооценка.
7. Повышенная тревожность.
8. Высокий уровень психомышечного напряжения.
9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:
• простоту и выразительность композиций
• доступностью восприятия и исполнения песни
• небольшой объём произведений
• наглядность и эмоциональность

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ТМНР:
• многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
• частой смены видов деятельности;
• дозировки заданий;
• темп работы, соответствующий работе детей.

Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений речи у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:
 слушание
 пение
 распевки, потешки, прибаутки,
 пальчиковая гимнастика,
 логоритмические упражнения и музыкально - ритмические движения и танцы,
 игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Для развития устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка и движение» я использую игровые приемы на своих уроках. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление и речь, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Основной мотив игры – это не результат, а сам процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра, являясь прекрасным средством активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению – это также и одна из любимых форм работы учащихся на уроке. «Особые дети» чаще всего не умеют играть.
Задача педагога – научить детей играть не меняя, не переделывая ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
и доступность в исполнении.
Основной вид музыкальной деятельности наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Процесс пения уже сам по себе способствует развитию речевых навыков ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, вырабатывает чувство темпа и ритма речи, формирует правильное дыхание. Кроме того, в этой части урока мы применяем специальные технологии, направленные на формирование четкой дикции.
Прежде всего, это специальные попевки - коротенькие песенки с несложной мелодией, направленные на вырабатывание определенных вокальных умений и формирование речевых навыков детей. Они применяются в начале занятия для подготовки голосового аппарата к работе, а так же являются хорошими тренировочными упражнениями . Например, песенки-попевки: «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дудочка»
К ним относятся:
• попевки с повторяющимися фразами в конце предложения, что облегчает произношение этих фраз
• попевки со звукоподражанием (га-га-га, ха-ха-ха, да,да,да, тра-ля-ля). Игровая форма этих попевок облегчает звуковоспроизведение
• попевки с ускорением темпа
Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления.
Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Трик-трак», «Ежик».
Любая музыкальная деятельность контролируется, главным образом, при помощи слуха. Например игра «Тихо –громко», благодаря этой игре ребенок может научиться различать громкость музыки. Под музыку Бетховена «Весело-грустно» можно предложить детям сыграть в игру «Кошки-мышки». Пока «кот» спит под тихую, спокойную музыку, «мышки» крадутся на носочках, а как только заиграет веселая музыка, «кот» просыпается и старается догнать «мышек». Здесь дети учатся определять смену характера музыки. Немаловажное значение имеет развитие чувства ритма. В зависимости от темпа музыки выполняем различные движения. Под медленную музыку - ходим, покачиваем головой, плавно машем руками, под быструю - хлопаем, бегаем, прыгаем. Будет еще интересней , если использовать произведения со сменой темпа( р.н.п. «Калинка», П. И Чайковский «Неаполитанская песенка»).
Эффективны в работе упражнения на координацию речи движений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально — подвижные игры
Речь, музыка, движения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.
Особую заинтересованность вызывает у детей игры на музыкальных инструментах (погремушки, ложки, трещотки, бубен, барабан). Использую чувашскую и русскую народную музыку, также как «Тункки-тункки», «Ачасен ташши», «Суреть Ваня», «Линкка-линкка», «Ax вы сени», «Как у наших у ворот» и т.д. Дети чувствуют начало и окончание музыки, отличают его ритм. В зависимости от возраста детей задания усложняются. Если в первом –втором классе провожу игру «Угадай на чем я играю?», «Угадай музыкальный инструмент, «Собери музыкальный инструмент» - Дети знакомятся с различными детскими инструментами, дети различают тембр у музыкальных инструментов, передают ритмический рисунок, показывают на картинке, то в третьих и последующих классах дети сами аккомпанируют под фортепианную музыку. Задания на развитие танцевального и игрового творчества также применяю на каждом уроке в последней части урока. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. На одном занятии чаще всего разучивается пляска или игра. Решаются на уроке музыкальные, двигательные, воспитательные задачи. С этой целью задания неоднократно повторяются, используя разнообразные методические приемы. Дети любят игры, в которых есть действие - ловля или прятки, выбор нового водящего. Например, в игре «Зайчики и лисичка» нравятся ритмические движения, поскоки, то, что дети самостоятельно сопровождают пением свои движения. В инсценировки песни «Теремок» детей привлекают выступления в разных ролях и момент ловли. В игре «Как на тоненький ледок» - развитие сюжета

14-12-2024

Грачева Ксения Андреевна

 

 учитель химии, биологии МОУ "СОШ-17"- " СОШ-3" г. Карталы

К использованию технологии коллаборации в обучении я пришла не сразу. Я считаю себя одним из тех учителей, которых учили по старинке: учитель объясняет, дети делают. И вообще, учителя очень неохотно используют эти технологии. Основные причины:
- в классе шумно (говорят дисциплинарные работники);
- мы теряем много драгоценного времени (наши уроки химии уже сокращены и нам еще предстоит готовиться к контролю, к госэкзамену).
И еще многое можно сказать, продолжая этот список. Я сама люблю тишину на уроках, и чтобы дети на ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадах показывали хорошие результаты. Поэтому я очень осторожно применяла эти технологии на уроках.
А побудила меня к этому необходимость. Когда сократили часы химии в 8-9 классах по 2 часа и в 10-11 по 1 уроку, то практически не осталось времени на отработку ЗУН. У меня встал вопрос, где брать время на нарешивание задач, на отработку теоретического материала, так же упало «качество» по предмету.
Первая идея, которая у меня возникла – это перевести весь материал в конспекты, которые будут объединять 3-4 параграфа. Эту систему мне удалось внедрить в 8 классе и в начале 9 класса, т.к. дальше объем материала сильно усложнялся и увеличивался, и мне не удавалась сократить время.
Сейчас в 8 классах ребята учат конспекты, но на этой конспектной системе я организовываю работу консультантов. Именно о ней я сегодня буду говорить.
Где я использую работу консультантов (помощников)
1) При проверке домашнего задания (конспектов)
Так как конспекты включают в себя небольшой материал, но самый важный, то необходимо спросить весь класс. Сразу на первом уроке мы записываем конспект 1, и я говорю ребятам, что опрошены будут все. На следующем уроке я спрашиваю 5-6 человек, кто поднимает руки. Так как ребята для меня новые, я не знаю, кто из них плохо учится, а кто хорошо. Как только у меня набирается пять учеников получивших - «5», я их объявляю консультантами и прикрепляю к ним ребят по списку (по 4-5 человек). До следующего урока все ребята им сдают конспект. Сдача конспекта занимает обычно минуты 2-3, они могут это сделать на переменах или после уроков. На следующий урок консультанты мне приносят списки с оценками. Я спрашиваю одного ребенка из группы. Он должен подтвердить свою оценку, а может ответить лучше. Если ребенок подтверждает или отвечает лучше, я всей группе засчитываю оценки, отвечающий если ответил лучше, то я ставлю лучшую оценку. Таким образом, я экономлю время на уроке при этом опрашиваю всех и добиваюсь того, что ребята дважды учат один и тот же материал. В 1 четверти 6 конспектов, консультанты если были 2-3 раза я им в последний день ставлю «5» за работу консультанта.
2) Использую работу консультантов на уроках РНО. Например, 8 класс в конце 1 четверти контрольная работа «Первоначальные химические понятия. На следующий урок я рассаживаю ребят определенным образом: на 1 вариант 1 ряда садятся те, у кого за контрольную «5», на 2 ряд 1 вариант у кого «4». К тем, у кого «5» садятся те, у кого «3», к тем, у кого «4» - у кого «2» или «3». Они объясняют им ошибки, смотрят как они делают РНО. После чего ребята отсаживаются писать другой вариант, а к консультанту может подсесть другой ученик. Таким образом, за урок консультант охватывает 2-3 учеников. Конечно, на таком уроке шумновато, однако КПД от такого урока намного больше, чем если бы я у доски разбирала эти ошибки. Многие бы даже и не поняли, что это именно их ошибки.
3) В 9-11 классах я использую работу консультантов для тех ребят, которые хотят исправить какую-то работу или написать работу, на которой они отсутствовали. У меня есть время, когда ребята могут что-то прийти переписать и к 9 классу они все понимают, что нужно готовиться, чтобы написать на оценку лучше. После работы я спрашиваю, нужны ли консультанты, ребята поднимают руки, кому нужны консультанты. Затем я спрашиваю, у кого «5» по этой теме, ребята поднимают руки. И они по желанию выбирают друг друга. Такая работа консультантов очень хорошо поднимает качество. Если ученик повышает свою оценку, то консультанту я ставлю «5». Поэтому и консультанты и их подопечные заинтересованы в положительном результате их работы. В этом году в 11 классе качество поднялось почти на 30 % благодаря работе консультантов.

Таким образом, использование консультантов положительно влияет на качество образования, а также формирует положительные мотивации. Формированию учебной мотивации при работе консультантов способствуют следующие методы:
- изменение формы общения (ученик становится в роль учителя, многие ребята хотят быть консультантами и стараются к уроку выучить конспект на «5»);
- создание ситуации успеха (когда неуспевающий по другим предметам ученик становится консультантом, попадая в атмосферу успеха, он начинает стараться);
- соревнования, стремление занять определенную позицию, получить одобрение ребят и учителя (многие хотят быть консультантом);
- формирование чувства долга и ответственности (у ребят, которые отвечают за всю группу);
- стимулирование (повышение оценки как консультанта, так и подопечного);
- свобода выбора стимулирует внутреннюю мотивацию учащихся (учащийся может выбрать себе консультанта или отказаться от его помощи);
- создание атмосферы сотрудничества и доверия.
Таким образом, правильно организованная работа консультантов разгружает учителя, повышает качество образования за счет формирования положительной мотивации обучающихся.

11-11-2024

Лия Геннадьевна Чуркина

 

 БОУ ЧР "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1"

Авторы: Чуркина Лия Геннадьевна и Михайлова Людмила Александровна
БОУ ЧР «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»
Аннотация:В этой статье автор пишет о том, что интегрированные уроки повышают интерес к изучаемым предметам, снимают напряжение и утомляемость у обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова:интегрированный, ОВЗ, ТМНР
Тематическая рубрика: Коррекционная школа

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание,  они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
  Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин.  Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.   Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.  Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления - «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков для детей с ТМНР:
- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
 Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Важное место в качественном проведении урока, по Л.Е.Шевчук, имеет «постановка» сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения. Первый этап - целевой. Он включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.
   Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:
- деятельность учителя,
- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,
- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.
    Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
  Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта  в раскрытии  тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному  определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.
  Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п.,  а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.
  Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.
Результат интегрированного обучения проявляется в следующем: в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук; - в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;
- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся с ТМНР в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
   Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично.   На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал.
И хочется рассказать об интегрированных уроках музыки и изобразительной деятельности, которые мы провели совместно с учителем начальных классов. Например, интегрированный урок по теме: «Путешествие в сказку «Колобок». В классе 5 учащихся, обучаются по программе СИПР.
На уроках музыки осуществляются интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт педагогу возможность создавать у учащихся целостное представление об искусстве. Для постижения “языка” различных видов искусства перед учащимися ставятся конкретные творческие задачи. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку
Структура урока построена с учётом соответствия типу обобщающего урока, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Учащиеся слушали музыкальные произведения и определяли характер музыкального произведения для каждого сказочного героя и изображали в движение каждого героя. Затем отвечали на поставленные учителем музыки вопросы, анализируя музыкальные произведения. Нетрадиционное рисование колобка и зайчика явилось плавным переходом от первой части урока ко второй.Для развития  ладового и ритмического слуха детей мы включили в урок игру на ложках.
Чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки,  провели физкультминутку и исполнили танец. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности  возраста детей. В конце урока была проведена музыкальная игра «Зайчики и лисичка». Мы предложили ученикам разнообразные виды творческой деятельности, направленные  на развитие художественно-творческих и музыкальных способностей детей, закрепление и обобщение пройденного материала.
Урок удался и прошел в интересной форме. На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера.Педагогическое общение на уроке носило уважительный характер. Дети активно и легко вступали в обсуждение темы, в диалоге с учителем и друг другом, свободно строили рассуждения. Удалось избежать перегрузки и переутомления, и сохранить продуктивную мотивацию к учению. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Все поставленные цели и задачи были реализованы,
Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.


16-12-2024

Вакуленко Маргарита Игоревна

 

 педагог-психолог МБДОУ детский сад № 3 "Ивушка" г. Пятигорска

В статье рассмотрены факторы и условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. психологической готовности к школьному обучению, ее содержательные компоненты. Сформулированы основные ведущие направления деятельности педагога-психолога детского сада по реализации программы адаптации.

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная изменением привычных условий жизни и установлением новых социальных связей. Часть детей входит в новую обстановку почти без проблем. А у других процесс адаптации к детскому саду растягивается на месяц и более [3, c. 21].
Длительность адаптация зависит от множества факторов и среди них можно выделить следующие наиболее важные:
- взаимное соответствие режимов, по которым живет ребенок дома и в дошкольном учреждении;
- определенная самостоятельность в бытовом обслуживании (по возрасту);
- уровень умственного развития [2, c. 17].
Период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания. Поэтому еще одна важная причина сокращения периода адаптации ребенка к условиям ДОУ это необходимость со стороны детского сада создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды, а также грамотное отношение к данному процессу со стороны родителей [5, c. 43].
Проблема адаптации – это проблема, как родителей, так и воспитателей.
Педагог-психолог в период адаптации, является непосредственным координатором и помощником этого процесса, учитывая индивидуальность каждого малыша, помогает воспитателям и родителям определить изменившуюся ситуацию в поведении ребенка и определить условия семейного воспитания ребёнка раннего возраста в период начального этапа прихода ребенка в детский сад.
Поэтому работа педагога - психолога детского сада в период адаптации детей к включает такие ведущие направления:
-психологическое просвещение;
-психологическая профилактика;
-психологическое консультирование.
Психологическое просвещение и психологическое консультирование носит профилактический характер. Основным средством профилактики благоприятной адаптации детей раннего возраста в период знакомства с группой служит информированность родителей и воспитателей, повышение их психологической культуры. В связи с этим необходимо проведение в ДОУ консультаций и психологических практикумов, охватывающих вопросы адаптации ребенка в детском саду. В рамках реализации данного направления психолог заботиться о создании благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательного, воспитательного процесса.
Задача родителей – всячески поддержать, подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Задача психолога, воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. Детский сад, в свою очередь готовится к принятию малышей: осуществляется подбор содержания психолого-педагогической деятельности в период адаптации, с родителями согласовывается индивидуальный график посещения группы, ведутся практикумы, семинары, консультации для родителей на предмет «Как детский сад готов принять ребёнка?» «Кризисные проблемы детей» «Особенности социализации ребёнка раннего возраста», для педагогов семинары и практикумы: «Использование игровых методов в адаптационный период», «Традиционные и нетрадиционные подходы к периоду адаптации» [1, c. 78]. Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними.
Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации ребенка, поступающего в ДОУ. Целью программы адаптации является: создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
К задачам программы адаптации можно отнести:
1. изучение индивидуальных физических и психологических особенностей ребёнка раннего возраста;
2. отслеживание результатов привыкания ребёнка к условиям детского сада;
3. обогащение педагогического процесса доступными психолого-педагогическими методами межличностного, игрового взаимодействия [2, c. 25].
Реализация целей и задач программы возможна благодаря взаимодействию всех участников данного процесса: педагог-психолог, родители, ребенок, воспитатели. Средства реализации программы:
-ведение адаптационных листов при участии воспитателя;
-анкетирование родителей «Готовность ребенка к детскому саду»
-диагностика уровня развития детей, психоэмоционального благополучия при участии родителей детей;
-проведение групповых (при необходимости) индивидуальных коррекционно – развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Коррекционно – развивающие занятия, проводимые психологом в группе с детьми раннего возраста в период адаптации несут следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия для адаптации детей и устранить факторы, препятствующие нормальному периоду адаптации.
2. Развивать коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности.
3. Способствовать активному налаживанию контакта.
4. Оценивать эмоциональное состояние детей и корректировать нежелательные проявления поведения (импульсивность, тревожность, возбудимость, застенчивость).
Формы работы: коммуникативные игры, игры с водой, игры с тестом, игры с песком, игры с тканью (прозрачные прятки) [4, c. 56].
Успешность реализации программы адаптации – это показатель принятия ребёнком условий детского сада.
Список литературы:
1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [текст] / А.И. Баркан - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 328 с.
2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [текст] / Л.В. Белкина. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 278 с.
3. Веракса, А.Н., Гуторова, М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов [текст] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 163 с.
5. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей [текст]/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2012. – 241 с.

Поиск