Опубликованные материалы

Методическая работа по познавательному развитию старших дошкольников

14-05-2025

Колденкова Анастасия Геннадьевна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева

Проблема интереса очень широко исследуется в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. До сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Анализ литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление называется аксеологическим. Оно связано с этимологией слова «интерес».
Второе направление определения интереса называют аттитюдным, так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. Так А. А. Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [10, с. 11].
По мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В. И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение к окружающему миру [10, с. 13].
Третье направление в психолого-педагогической литературе обозначают как векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании.
Так, С. Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К. К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности, В. Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал [10, с. 14]..
Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г. И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира», одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру». А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман и Т. А. Матис полагают, что это направленность активности, а Э. Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [15, с. 27]..
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом, по мнению К. М. Трубиновой, является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [43, с. 33]..
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность личности в знаниях, ориентирующих ее в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса человек старается найти новые стороны в предмете, привлекающем его внимание, пытается установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Познавательный интерес, отмечает Д. В. Петрова, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес [43, с. 34].
Более того, отмечает Н. Г. Капустина, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) [48, с. 11].
Особенностью познавательного интереса, по мнению А. К. Марковой, является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно [53, с. 17].
Физиологической основой познавательного интереса, по утверждению И. П. Павлова, является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Само содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий), до избирательного отношения (А. Г. Ковалев, О. Н. Михайлова и др.) и мотива (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова) [53, с. 17].
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
Под интеллектуальным компонентом, по мнению М. Г. Косточаковой, подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремление передать их другим [45, с. 10].
Под волевым компонентом подразумевают умение человека направить свои действия на познание окружающей действительности.
Под эмоциональным компонентом – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики).
М. Г. Косточакова выделяет следующие стадии в развитии познавательного интереса:
1. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
2. Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания [45, с. 10]..
В работе С. И. Кудинова любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации [53, с. 19].

Поиск