Опубликованные материалы

20-01-2025

Мухамадеева Лилия Мансуровна

учитель русского языка и литературы ООШ с. Рассвет филиал МОБУ СОШ № 2 с. Буздяк

Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Доброе утро, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
- Ребята, на листочках у вас записаны слова
Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал, платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок.
- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)
- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)
- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)
- Составьте с этими словами предложения. (можете добавлять свои слова)
(Ребята составляют предложения)
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
- Назовите самую большую единицу синтаксиса (Текст)

Слайд 2 Казнить нельзя помиловать
- Ребята, обратите внимание на другую сторону листочка. Что вы видите? (Предложение)
- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)
- Поставьте знаки препинания.
Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Прочитайте предложения со знаками

Слайд 3 (Казнить нельзя, помиловать.)
- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока
- "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить?
(Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»). - Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.
Слайд 4 Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

Вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Синтаксису и Пунктуации. Запишите в тетрадях число и тему урока. Слайд 5


Слайд 6 (Повторяем всё, что знаем) Блиц-опрос
1.Что изучает синтаксис? А что изучает пунктуация (словосочетание и предложение), (систему знаков препинания).
2.Какими бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные)
3.Какие предложения мы называем простыми? (с одной грамматической основой)
4. Какие предложения мы называем сложными? (с двумя и более грамматическими основами)
5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений? (союзные и бессоюзные)
6.Какие предложения бывают по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные)
7. Какие предложения бывают по эмоциональной окраске?
(восклицательные и невосклицательные)
8. Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)
9.Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членам, обращениями)

III. Тренировочные упражнения.
─ Первая станция куда мы прибыли , это станция «Словосочетаний»!
Слайд 7 (станция «Словосочетаний»)
Ребята, давайте вспомним, что же такое словосочетание?
Чтобы поселить в домики жильцов необходимо вспомнить виды словосочетаний.
Слайд 8 2Расселите в домики словосочетания.
Удивительная картина, после уроков, раздаваться в лесу, леса и парки, исчезать в кустах, преподавать литературу, далёкий горизонт, около школы, долина реки, ребята трудятся, снежная зима, приближаться к реке.
Слайд 9
Именные словосочетания
Глагольные словосочетания Не являются словосочетанием
Удивительная картина
далёкий горизонт
долина реки
снежная зима раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу приближаться к реке. после уроков
леса и парки
около школы
ребята трудятся

3. Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.

Слайд10
1 ряд. Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей.
Слайд 11
2 ряд Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко. Голубушка как хороша
Слайд 12
3 ряд Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.

Слайд 13
4. Следующая станция, на которой мы сделаем остановку это «Предложение».
У каждого ряда есть свои задания. Выполняем и готовимся отвечать. Кто читает задание. И отвечает______
1.Укажите среди данных предложений повествовательные:
- Зима в нашу станицу пришла очень рано.
- Как ослепителен белый снежок!
- Когда выпал первый снег?
2. В конце какого предложения нужно поставить восклицательный знак :
- Дубравы пышные, где ваше одеянье
- Как красиво в зимнем сказочном лесу
- Наступила холодная зима

3. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
-Вышла на край леса волчица.
-Небо чистое.
-Земля наш общий дом.

Слайд 14
5. Игра на развитие внимания «Строим предложение» работаем в тетрадях.
Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.
Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.
Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».
Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».
Слайд 13
Яркие звезды блестели на небе.

Запишите предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению(повествовательное, невосклицательное, простое, неосложнённое)
Слайд 14 «Неприступный замок».
Замок окружён рвом, наполненным водой. В нём «тонут» простые и сложные предложения. Поможем им? Чтобы их вытащить, нужно вспомнить схемы предложений.
6. На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам. (Предложения развешаны по всем стенам на листах.)
1) По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи. [ О,О и О ]
2) Свети нам, солнышко, свети! [ …,Обр.,… ]!
3) Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. [ ], а [ ].
4) Он остался, чтобы навести порядок .[ ], (чтобы…).

IV. Физминутка.


Слайд 16 7. “Бурная река”.
Впереди препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого надо выполнить задание по карточкам. Правильные ответы будут спасительным мостиком.
(Учащиеся получают карточки с предложениями)
Индивидуальная работа по карточкам (на столах таблицы по мере выполнения задания каждый вписывает ответ в соответствующий столбик. Чья команда быстрее и правильно, без ошибок, выполнила задание, получает жетон)

Карточка 1
Укажите предложение, осложнённое однородными членами.
А) Осень наступила высохли цветы.
Б) Воздух чист и прозрачен..
В) Ребята вместе с учителем ходили в цирк.
Г) Они выучили сложный текст.
Карточка 2
Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Река была не глубокая но широкая.
Б) Лес пахнет дымом и сосной.
В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.
Г) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
Карточка 3
Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом.
Б) Зацвёл багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём.
В) Весёлые шутки и смех разносились по долине.
Г) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
Карточка 4
Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
А) Девки, девки простонала барыня.
Б) Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?
В) Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?
В) Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?
Карточка 5
Какое предложения является простыми? (Знаки препинания не расставлены).
А) Мне стало грустно, и я весь вечер просидел дома.
Б) Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.
В) Стояла зима и яблони около дома утопали в снегу.
Г) Он мечтал о том, что поедет на море.
Слайд 17 (мост)
Учитель: Поменяйтесь листочками проверяйте ответы
1 2 3 4 5
Б Г Б А Б







8 Станция Диалог
Слайд 20-26
Ребята, скажите с чего начинается Родина. А как называется Республика в котором мы живём? Какие достопримечательностей Башкортостана вы знаете? Сейчас составьте диалог состоящий из 6-8 реплик

8. Долина «Пунктуации».
а) Чтение сказки «О пользе знаков препинания» (читает учитель).
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А. Каневский.)
─ Почему человек разучился мыслить и дошел до точки? (Знаки препинания помогают нам понять смысл написанного, сказанного. Помните всегда о важности правильной постановки знаков препинания.)
9. Подведение итогов.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо справились с испытаниями: восстановили кар

07-02-2025

Дежурко Наталья Геннадьевна

учитель русского языка и литературы муниципального учреждения города Джанкоя Республики Крым "Средняя школа №8". 296102, Республика Крым, г. Джанкой


Родина, отечество, отчизна, сколько бы ни было придумано хороших синонимов этого понятия, одно остается неизменным. Это непоколебимое чувство ответственности к своему Отечеству, любви к своему народу, к тем, кто ежедневно окружает тебя. Но, к сожалению, далеко не все люди считают, что Родина дается тебе единожды, существуют люди, которые утверждают, что родина, там, где тебе хорошо, и менять ее можно сколько угодно. Я не отношусь к последним, более того, по моему мнению, такими высказываниями они унижают место своего рождения, обрекают себя на непонимание со стороны многих.
Как трудно находиться вдали от родины, об этом не понаслышке знали наши писатели, И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт и многие другие. Как тосковали они по тому милому сердцу кусочку земли, где они родились и провели значительную часть жизни. Писатели все время, проведенное за границей, испытывали приступы ностальгии и меланхолии, по вполне понятным причинам. Трудно иметь Замечательную Родину, место, где ты живешь и ощущаешь себя нужным, полноценным человеком, и не иметь возможности жить и находиться в этом месте. Но, в любом случае, находясь в эмиграции, наши соотечественники стремились хотя бы под «закат жизни» вернуться в свое отечество, в любимейший уголок отчизны, где так приятно и тепло, где ты каждой клеточкой своей души ощущаешь гармонию, слияние с природой, и всем, что тебя окружает. Конечно же, практически у каждого писателя есть стихотворение, посвященное отечеству и ярче всех, по моим представлениям строки Сергея Есенина из стихотворения «Не вернусь я в отчий дом»:

Но на склоне наших лет
В отчий дом ведут дороги.
Повезут глухие дроги
Полутруп, полускелет.
Ведь недаром с давних пор
Поговорка есть в народе:
Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.
Сергей Есенин на простом примере да так красочно пояснил, что даже животным свойственно возвращаться к истокам. Почему это так важно для большинства из нас, задумывались ли люди когда-нибудь над тем, почему нам так приятно находиться в своем «милом кусочке рая», своей отчизне? И вопрос этот действительно сложен, можно назвать его философским, гражданским, да каким угодно, однако, суть его при этом останется неизменной. Возможно, какие-то невидимые нити связывают каждого человека с его маленьким миром: где он родился, испытал первую боль от счесанных коленей, первую влюбленность, и даже первые неудачи.
Также трудно понять, что же заставляет людей беспрекословно защищать свою родину во время военных действий. И, тем не менее, многие наши соотечественники не раз доказывали на деле, в бою свою отвагу, любовь к Родине, к своей земле и своему народу. Как героически сражаются солдаты, иногда ценою своей жизни, защищая без преувеличения каждый метр своей матушки - Земли. Какую боль, однако же и гордость испытывают родственники погибшего героя, зная, что ценой своей крови он спас чужие жизни, и отвоевал отчизну. Такое чувство вряд ли можно сравнить хоть с чем-нибудь подобным, не подобрать подходящих слов…Если же опять обратиться к литературе, то Лев Николаевич Толстой в своих «Севастопольских рассказах» упоминал собирательный образ русского солдата, который: «спокойно, без похвальбы защищает свою Родину». Никто и никогда не смог бы так искренне и ожесточенно сражаться за свою землю, если бы не питал сильнейшего чувства любви и уважения к ней. И таких примеров множество не только в литературе, и в жизни тоже. Мы прекрасно знаем и благодарны нашим героям, которые отстояли несколько сильнейших войн на протяжении всей нашей истории. Знаем и понимаем, что воины сражались за людей, за Отчизну, за наше мирное небо. И утверждать, что Родина там, где ты находишься в данный момент - звучит кощунственно. Я, скорее всего, никогда не смогу понять таких людей, которые не уважают свою землю, не гордятся своей историей, это неправильно и неприемлемо. Каждое новое поколение воспитывается на определенных идеалах, традициях, обычаях, складывающихся на протяжении десятилетий. И нельзя забывать, что одним из главных критериев культуры и воспитанности имеет место быть отношение к своей отчизне. Я считаю, неуважение к Родине сродни непочтению к ближнему человеку. Кем мы будем тогда, если забудем свои корни? Если мы потеряем любовь к родной земле, к Отчизне, это будет позор, от которого вряд ли кто-то сможет очиститься.
Знаем, Крым испытал многое: разрывающую сердце боль утраты, реки крови наших солдат, взлёты и падения, моменты счастья и разочарования…Я точно знаю, нет ничего милее моей душе родной земли, когда возвращаюсь в Крым, пусть даже из небольшого путешествия по нашей необъятной стране.
Люблю тебя Крым, ведь для меня ты – Душа, а для других кусочек земли, зовущийся полуостровом!

12-11-2024

Пантелеева Елена Вадимовна

Педагог дополнительного образования, МБУДО "ГДДЮТ им. В.Г.Джарты"

На пути у начинающего вокалиста часто встречаются проблемы, которые не дают в полной мере использовать свои творческие возможности, что сказывается на качестве исполнения.

Это незнание специфики голоса, чрезмерная зажатость, страх перед аудиторией, неуверенность в себе, нарушение режима, неправильная эксплуатация голоса, эмоциональное состояние, состояние здоровья.

Для тех, у кого недостаточно выносливый голосовой аппарат, кто быстро устает от речевой и певческой нагрузки, можно рекомендовать упражнения для укрепления голосового аппарата и дыхательные упражнения.
Предложенные памятки, рекомендации и советы помогут вам справиться с этими трудностями

16-02-2023

Агаджанова Марина Робертовна

учитель начальных классов, ОУ "Многопрофильный лицей КГТИ, г. Кисловодск

1. Целостное описание опыта
2. Условия возникновения опыта
3. Актуальность опыта
4. Теоретическое обоснование опыта
5.Технология опыта:
1. Основные типы игровых заданий
2. Виды игр на уроках
6. Результативность опыта
7. Библиографический список
8. Приложения
1. Нестандартное начало урока
2. Игры 1 вида
3. Игры 1 вида «Подбери»
4. Игры 2 вида
5. Игры 3 вида
6. Игры 4 вида
7. Игры 5 вида
8. Игры 6 вида
9. Конспект урока русского языка «Сочинение - описание.
Прогулка в лесу»

17-12-2024

Таркина Ольга Николаевна

Воспитатель

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

03-02-2025

Шулика Светлана Викторовна

воспитатель ГБДОУ ЛНР "БЕЛОВОДСКИЙ ЯСЛИ-САД №3 "РОДНИЧОК"

«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
• приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,





• активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В старшей группе «Радуга» оборудован уголок духовно-нравственного воспитания детей, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи, былины, сказки, стихотворения, раскраски для детей) -устное народное творчество
- литература для родителей и педагогов;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД;
- дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию;
- русские, народные подвижные игры;
- иллюстрации.
Основные направления работы детей старшего дошкольного возраста
является краеведение, ознакомление с родной страной, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
1 . Материал для знакомства детей «малой родиной» Родной край —иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы.
2 . Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам :
• «Как жили люди на Руси»,
• «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берётся»,
• «Русские народные костюмы»,
• «Русские православные праздники»,
• «Русские народные игрушки»,
• предметы старины (расписные ложки, плошки, платки, и т.д.),
• русские игрушки (богородские игрушки, матрешки и т.д),
• предметы народного декоративно-прикладного искусства,
• куклы в национальных костюмах,
• дидактические игры по темам: «Русские народные костюмы», «Матрешки», «Русская изба»(патриотическое воспитание детей)
• различные театры по русским народным сказкам.
3.Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Подбирались и анализировались материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей соответственно возрасту, которые систематизировались по разделам:
- православные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Были организованы открытые показы НОД, что позволило овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Интеграция духовно-нравственного содержание воспитания происходит в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
-дидактических: «Православные праздники»
-конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».
-словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»)
4. Работа с родителями: включает информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры.)
Мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей, так же проводим анкетирования родителей по духовно-нравственному воспитанию детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных сказок, сказки о материнской любви;
- НОД под названием «Уроки доброты», « Знакомства с символами Р.Ф."целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
-постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
- тематические выставки детского творчества.
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- рассматривание открыток: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы»,
- участие детей в региональном областном конкурсе «Рождественская открытка»- выставка художественного творчества детей.
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Из рассказов педагога, литературы, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском (который совершал не только воинский, но и духовный подвиг)– храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: НОД и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 52% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашей группе дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения

26-02-2025

Пастухова Светлана Юрьевна

учитель географии

Тема: Проектирование метапредметных практико-ориентированных заданий по географии.
«Мы часто даем ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать».
Роджер Левин
Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему».
Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд простых
умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии, должна быть выстроена система в работе по их формированию.

Приемы формирования метапредметных умениий:
1. Работа с текстом учебника.
Приведу примеры заданий работы с текстом учебника, которые я часто использую в своей практике:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- создай диаграмму, схему;
- составь опорный конспект;
- составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

2. Работа с внетекстовым материалом учебника.
2.1. Работа с диаграммами:

-Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
-Знакомимся с условными обозначениями.
-Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

2.2. Работа с графиками:

1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
2. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

3. Работа с таблицами:
С таблицами в основном работаем в курсе экономической географии. Основные правила работы с таблицами:
1. Внимательно изучите шапку таблицы.
2. Ответьте на поставленные вопросы.
3. Сравните данные по годам, по отраслям, по странам и т.д.
4. Сделайте выводы.

5. Работа со схемами:

Приведу пример работы со схемами: Учебник 6 класса, автор Т.П. Герасимова, стр.115, схема: «Дневной бриз».
1. Ставлю перед учащимися вопросы:
2. Что показано на данной схеме? (суша, море)
3. Какова температура воздуха и атм. давление над сушей и морем?
4. Как подует ветер? Почему?
5. Сделайте выводы по схеме.

6. Работа с видеофрагментами:


В 6 классе при просмотре видеофайлов я предлагаю учащимся заполнить таблицы. Это не только формирует познавательный интерес к предмету, но и метапредметное умение выделять главное, преобразовывать аудио и видео информацию в текстовой файл.
Задание. По ходу просмотра видеофрагментов, заполнить таблицу.

Видеофрагмент: «Внутреннее строение Земли»

Часть
внутреннего строения Земли глубина Температура (tºС) Особенности

Из документа «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО», М. Просвещение. 2011 г. с. 9.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
1) Умение давать определения
Географическое понятие, как и любое другое научное понятие, имеет свое содержание, которое выражается в его признаках.
Правила:
- определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть не слишком широким, ни слишком узким по смыслу.
- определение должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны указываться признаки, которыми оно обладает.
- понятие нельзя определять через само это понятие. В этом случае говорят, что определение не должно делать круга.
- определение научного термина должно быть ясным и понятным.
Этапы:
1. Разбор хорошо известного определения понятия, его структуры:
понятие – что такое? / ближайший род (частью чего является?) + существенные признаки.
Географическая карта – изображение земной поверхности (или её частей).
Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других?
Какие признаки этого изображения существенны, т.е. неизменны?
• обобщенное;
• на плоскости;
• в масштабе;
• с помощью условных знаков.
2. Рассмотреть структуры еще нескольких известных определений с анализом признаков понятия (существенные, необходимые, все ли названы).
3. Составьте определения понятий:
1) меридиан и нулевой меридиан;
2) географический полюс и Северный полюс.
А теперь проанализируем проделанную работу.
Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находим, частью какого более широкого по смыслу термина оно является: карта — вид изображения местности...; меридиан — воображаемая линия...; нулевой меридиан — один из меридианов, который...
Во-вторых, мы находим, какими существенными признаками эта часть отличается от других.
В-третьих, делаем вывод: определение понятия можно построить по следующей схеме
Понятие – что такое? / ближайший род (частью чего является?) + существенные признаки.
2) Умение классифицировать
Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам.
Действуют правила:
• необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на группы – основание классификации.
• выбранный признак должен сохраняться до конца классификации.
• деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существующие группы предметов, которые определяются по этому признаку.
• члены деления должны взаимно исключать друг друга.
• деление предметов на группы должно проводиться постепенно, последовательно
Примеры:
• Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.
• Роса, град, иней, туман
• Найти ошибку в предложенной схеме.
• Из предложенного списка составить схему.
• Предложить основание для классификации – государств мира, географических карт и т. д.
• Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское, Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.
3) Умение сравнивать.
Общие правила:
• понимание учащимися сущности сравнения как приема учебной работы, позволяющего выяснить черты сходства и различия в изучаемом материале;
• знание как фактического материала, так и причинно-следственных связей, географических закономерностей, умение самостоятельно взять нужные сведения из карты, текста учебника, наглядных пособий и других источников знаний;
• понимание того, что признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть одинаковыми;
• умение выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях.
Все эти условия одинаковы для многих учебных предметов.
Сложность сравнения во многом зависит от того, по скольким признакам предлагается
его выполнить. Начинать учить этому ребят надо с одного признака, данного в задании
и конечный результат работы обучающихся будет ВЫВОД.
Затем переходить к усложнению от класса к классу – учим давать развернутые
сравнения.
Это умственные действия, которые с трудом осознаются школьниками. Поэтому
необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками,
помогающими их осознанию.
Например:
Отберите признаки для сравнения Высота Уральских и Кавказских гор.
Сопоставьте их максимальные высоты
Высота Кавказских гор – 5642 м, Уральских – 1894 м.
Сделайте вывод о сходстве и различии Кавказские горы выше Уральских
Объясните причины сходства и различия, если это необходимо Кавказские горы более молодые и менее разрушены, поэтому они выше
Формулирование вывода: делая выводы, следует использовать сравнительную степень прилагательного, замечая, насколько один объект длиннее/короче/выше/ниже и т.д. другого.
Задание – на основе художественных репродукций в учебнике выяснить, чем равнинная река отличается от горной.
Признаки реки Равнинная река Горная река
Скорость течения
Характер течения
Долина
Берега

4) Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот. При этом второй вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснять причины.
Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственные связи целесообразно отражать на доске в схематическом виде.
Действие постоянных ветров → Возникновение океанических течений
Причина
Разная подстилающая поверхность

Следствие
(как нагревается земная поверхность?)

Причина
(?)

Следствие
(?)
Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река Южной Америки? Ответ дайте в виде схемы!
На разрыве известных учащимся причинно-следственных связей можно конструировать проблемные ситуации, которые при осознании учащимися логического противоречия превращаются в проблемные вопросы и задания.
5) Умение делать выводы и умозаключения

18-02-2025

Иванова Елена Петровна

учитель изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства в жизни современного ребенка.
Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Творческая работа - особый вид деятельности, где требуется вдохновение, желание творить. Эта работа не может успешно выполняться, если человек не осознает значимость своего труда, не понимает, насколько она важна, прежде всего, для него самого и, затем уже, для окружающих. Творчество – это интересный, увлекательный и нелегкий труд, но не пустая трата времени. А всегда ли наши учащиеся понимают, какую роль играет данный вид деятельности? Возможно, многие учителя изобразительного искусства сталкивались с фразой: «Я не собираюсь быть художником, мой выбор уже определен…». Тем самым дети пытаются огородить себя, как им кажется, от ненужного и совершенно лишнего для их дальнейшей жизни предмета. Современные школьники очень часто недооценивают роли уроков изобразительного искусства. Каждодневные призывы об успешной сдаче ГИА и ЕГЭ отодвигают на задний план эти уроки, так как дети видят, что этот предмет лишь в малой степени может повлиять на их результат обучения. Чем старше ученики, тем у них чаще зарождается мысль, что занятие рисованием – это удел малышей.
Именно такие взгляды на роль изобразительного искусства в жизни современных школьников послужили началом научно - исследовательской деятельности по изобразительному искусству в нашей школе. Ребятам было предложено доказать или опровергнуть выдвигаемую ими гипотезу. Результаты исследования подтвердили, что скептические взгляды приходятся на наиболее старший возраст. В ходе работы над исследованием, при анализе результатов анкетирования ребята сами смогли убедиться, что школьники еще не в состоянии разобраться и сделать правильные выводы о значимости предмета. Они готовы спорить, отстаивать свою точку зрения, идти вразрез с суждениями взрослых, но их легко сбить с толку, попросив ответить на ряд вопросов. Сравнивая ответы школьников, мы видим, что они весьма противоречивы: учащиеся уверяют, что предмет ИЗО лишний в школьной программе, и в то же время считают, что знания по изобразительному искусству пригодятся им в жизни. Они утверждают, что не очень любят рисовать и в то же время очень хотят научиться рисовать лучше.
Результаты исследования заинтересовали не только того, кто им занимался, но и всех ребят школы. Первый опыт в исследовательской работе по изобразительному искусству оказался довольно успешным, выступая на районной научно – исследовательской конференции, автор данной работы получил диплом за первое место. Именно с этого момента возрос рейтинг данного предмета, ребята осознали, что серьезная работа может присутствовать не только на уроках математики, русского языка, химии, биологии и т.д., но и на уроках изобразительного искусства.
Опыт исследования потребовал от учащихся совершенствования навыков работы с компьютером, умения находить в Интернете нужную для себя информацию, анализировать ее, сравнивать с различными источниками, сопоставлять с собственным мнением и правильно делать выводы. Создание презентаций, иллюстрирующих выступление автора исследовательской деятельности, переросло в увлекательное занятие. Слайды, в первую очередь, рассчитывались на привлечение внимания школьников. Яркость, нестандартный подход и в то же время логически правильная последовательность требовали от ребят кропотливой работы. Причем, все эффекты, созданные в презентации, применялись не для простого развлечение зрителя, а несли определенную дополнительную информацию. В результате усилия авторов были оправданы: школьники разных возрастов слушали выступления учащихся с удовольствием. Ребятам очень нравится работать с компьютерными программами, они с интересом экспериментируют в программе «Photoshop», создают буклеты, что является частью их исследовательской работы и регулярной деятельностью на уроках.
Каждый урок изобразительного искусства - не только урок усвоения определенной информации и приобретения навыков рисования, но и накопление жизненного опыта, который пригодится каждому независимо от выбранного вида деятельности в дальнейшем. И не надо об этом много раз говорить учащимся, достаточно дать возможность применить свои творческие умения в серьезном деле, тем самым показать практическую значимость данных уроков.
«Нас объединяет красота» - так мы решили назвать социальный проект, который стал яркой иллюстрацией того, что уроки изобразительного искусства – это уроки приобретения умения сделать свое окружение неповторимым, прекрасным. Ребята с увлечением взялись за создание кабинета, в котором планировалось проводить занятия творчеством. Наш замысел предполагал, что мы должны были создать такое окружение, которое, прежде всего, являлось бы образцом эстетического оформления рабочего места, а также позволяло воспитывать в каждом учащемся культуру быта.
Все идеи, которые предлагали учащиеся, не оставались без внимания, они выносились на всеобщее обсуждение. Некоторые из них отвергались из-за нереальности их осуществления, другие всецело принимались или дополнялись новыми идеями. Все было продумано до мелочей, начиная от того, где будут храниться тряпка и мел для доски, и заканчивая шторами для оформления окон кабинета. Очень важно было сохранить авторство в работе, ведь каждая творческая поделка – это выражение собственного «я». Ребенок вложил в мастерство частичку своей души, и все это нужно было связать в единую гармоничную композицию, назначение которой создавать атмосферу уюта и в тоже время располагать к творчеству.
Весь подручный материал, необходимый для работы, мы расположили на видном месте, так чтобы он был доступен каждому ребенку в любой момент. Но все это не могло выглядеть простым нагромождением оборудования, поэтому каждой вещи ребята придумали оригинальное обрамление: резинки хранились в «карете», точилки – в «тыкве», карандаши - в сундучке из каморки Золушки и т. д. Дети создали свой мир, мир, который им дорог. Самой высшей оценкой совместной нашей работой стало удивление, а потом восхищение, с которым дети входили в кабинет, затаив дыхание, рассматривали поделки и удивлялись оригинальностью идей.
Выполнение проектной работы - неплохая альтернатива для детей, которые не желают связывать свое свободное время с регулярным посещением объединений по интересам, где от них требуется соблюдение определенного режима. Именно работа над проектом позволяет в большей степени раскрыть потенциал каждого ребенка, выявить степень заинтересованности его в творческих делах, проявить индивидуальные черты характера. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь обучающимся сделать правильный выбор с учетом их склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей, а также оказывать необходимую помощь непосредственно во время выполнения работы.
Вот так на уроках, говоря о великих достижениях в мировом искусстве, мы учимся применять полученные знания в жизни, учимся ценить и понимать прекрасное творение природы и человека, учимся преображать свой мир, делая его новым и неповторимым

03-02-2025

Макеева Инна Владимировна

учитель начальных классов, МБОУ "Свердловская СОШ", п.Свердловский

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят главной задачей развитие личности ребенка. Поэтому необходимо освоить современные педагогические технологии для реализации основных задач по ФГОС.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств. Решение этих задач возможно , если исходить из гуманистического убеждения : все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе:
• уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии
• использовать технологии оценки
• современные технологии проектирования образовательной среды.
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
В своей педагогической практике использую такие технологии, как:
1. технология проблемного обучения;
2. информационно - коммуникативные технологии;
3. игровые технологии;
4. здоровьесберегающая технология;
5. проектно-исследовательская технология;
6. групповые технологии;
7. технологии развивающего обучения.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Это ежедневная зарядка на первом уроке, физкультминутки на каждом уроке, пальчиковая и зрительная гимнастика, комплекс дыхательных упражнений и т.д.
Физические упражнения. Физические упражнения стимулируют процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
В режим дня учащихся начальных классов включены физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью увеличивается объём двигательной активности школьников. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток обязательно входит гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз).
Перечислю виды физкультминуток, которые я использую на уроках:
- физкультурно – спортивные упражнения (это традиционная гимнастика под счет), танцевальные упражнения (под детские мелодии), сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
Многие свои уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, печатного материала, использую тренажёры по предметам, электронное приложение по каждому предмету. Связь с родителями детей через специальную группу «3 класс» на сайте, электронная почта.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
• для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по Золотому кольцу России», урок –игра «Считай, смекай, отгадывай»);
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу самооценке своей деятельности и деятельности одноклассников.
Технология проблемного обучения. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. Эта технология позволяет построить любой урок так ,чтобы ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превратились в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
Исследовательская работа.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Со своими детьми выполнили следующие проекты: «Здоровый образ жизни», «Азбука», « Герои ВОВ - наши земляки», « Наш класс», «Моя семья», « Загадки в стихах», « Числа от 1 до 10», «Улицы родного посёлка» и т.д.

03-02-2025

Андреева Елена Александровна

учитель английского языка, руководитель программы основной школы

Актуальность данной технологии очевидна. Проектно – исследовательская деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Конечным продуктом будет разработка серии уроков-проектов по английскому языку.

-3-
С чего начинается исследование? С удивления…
Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Одна из важнейших задач учителя английского языка в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. «… Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать
-4-
сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Поиск