Опубликованные материалы

«Занимательные задачи по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экономика – это серьезно!»

17-08-2025

Петунина Лариса Николаевна

воспитатель

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся в реальной жизни. Поэтому необходимо начинать процесс подготовки и формирования экономических знаний в дошкольном возрасте.
Дети дошкольного возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. В своих же играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций). Осуществляя экономическое воспитание, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Основная форма обучения в дошкольных учреждениях – это игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками.
Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Для удобства все дидактические игры разделены на блоки
1 блок – «Человек и его потребности»
2 блок - «Работник. Товар. Кто производит товары?»
3 блок - «Деньги»
4 блок - «Рынок, товар, цена»
1 блок - «Человек и его потребности». Первый блок игр ориентирован на формирование у детей представлений о материальных потребностях человека. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д. Сюда относятся игры: «Хочу и надо», «Потребности и товар».
2 блок - «Работник. Товар. Кто производит товары?». Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. В этом помогают дидактические игры «Профессии», «Что нужно для работы», «Что перепутал художник», «Очень интересные разные профессии».
3 блок - «Деньги». Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Деньги – это универсальное и удобное средство обмена, но нужно знать в какой стране используются, какие деньги. Здесь применяются дидактические игры: пазл «Собери рубль», «Собери доллар», Домино, «Как выглядят денежные единицы разных стран», «Назови монетку», «Мемори», «Поезд монет и купюр», «Наполни копилку».
4 блок - «Рынок, товар, цена». Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Рынок - это обмен товарами между продавцами и покупателями, цена – это количество денег, которые люди платят за товар. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят дешевле. В этой категории используются дидактические игры: «Конфетки-монетки», «Дорого-дешево», «Что быстрее купят», «Магазин», «Супермаркет».
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику понятной помогут сюжетно – ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру.
В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведения в семье, в общественных местах. Через игру старшие дошкольники знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд, который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.
Наша методическая копилка наполнена сюжетно-ролевыми играми: «Супермаркет», «Сбербанк», «Почта», «Кафе», «Аптека», «Магазин»
Экономические сказки
Значительное место при знакомстве старших дошкольников с экономикой отводится народным и авторским сказкам.
Сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
И народные, и авторские сказки являются эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств.
Используя сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения.
К каждой сказке подобраны проблемные ситуации, с помощью которых дети учатся решать финансово-экономические задачи, что повышает интерес ребёнка.
Проблемные ситуации
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Сказки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Экономические загадки
Загадки играют немаловажную роль в развитии ребенка. Многие дети любят отгадывать загадки, это их увлекает. Загадка приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, делать выводы, развивают умственные способности. Интересные загадки помогут детям разобраться в таком сложном предмете, как экономика. Экономические загадки учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания об экономике.
Загадки используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
Лэпбук - это самодельная интерактивная папка, в которой собирается материал по финансовой грамотности. Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Картотека дидактических игр
по финансовой грамотности

«Человек и его потребности»
Дидактическая игра «Хочу и надо»
Цель игры: Выявить знания детей о потребностях, необходимых для жизни человека.
Ход игры: Воспитатель показывает предметные картинки. Нужно выбрать только самые необходимые для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор.
Дидактическая игра «Потребности и товар»
Цель игры: Формировать представления с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров удовлетворяющих потребности человека.
Ход игры: Подобрать картинки для больших карт, отображающие товары, позволяющие удовлетворить потребности первой необходимости.

«Работник. Кто производит товар?»
Дидактическая игра: «Профессии»
Цель игры: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Дидактическая игра: «Назови монетку»
Цель игры: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.
Ход игры: картинки делятся между игроками. По очереди игроки называют достоинс

Поиск