Опубликованные материалы

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире литературы" 6 класс

17-08-2025

Односум Юлия Сергеевна

ГБОУ "СОШ № 3 ГОРОДА КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО М.О."

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ «СШ №3 Г.КИРОВСКОЕ
ШАХТЕРСКОГО М.О.»
______________
« ___» ____ 2024 г.
М.П.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_________
« ___ » _____ 2024 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире литературы»
для 6-А класса





Рабочую программу
по внеурочной деятельности составила
Односум Юлия Сергеевна
учитель русского языка и литературы





2024-2025 учебный год


1.Пояснительная записка

Рабочая программа «В мире литературы» составлена на основе:
-Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва, «Русское слово», 2014 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Курс «Современные писатели детям» для учащихся 6 класса школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем современном мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно подросткам. Именно поэтому необходимо изучать творчество популярных среди детей авторов различных произведений.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
• улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
• видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
• соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
• анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
• соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи курса:
• познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Формы организации учебного процесса:
Урок- беседа, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, создание проекта.
Виды проектов:
- Создание презентации, творческой папки, оформление справочника по творчеству писателя.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Формы и методы, приёмы, технологии обучения:
Основными технологиями данного курса являются технология применение ИКТ. Используются и уроки-открытия, уроки-исследования, при этом применяются проектный метод, исследовательский метод.
Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Литература
1.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель
В.И. Новиков, Москва, «Педагогика», 2007 г.

Интернет-ресурсы
1. http://www.school-litra.ru/
2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
3. http://pushkin.niv.ru/
4. http://www.hobbitaniya.ru/
5. http://skazka.ucoz.ru/






















Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия
Содержание занятия Часы Дата проведения
по плану по факту
1. Вводный урок. Знакомство с содержанием факультативного курса.
Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения. 1 03/09
2.
3. Абрамцева Наталья Корнельевна. Оформление творческой папки по жизни и творчеству.
Сказки Н.Абрамцевой 2 10/09
17/09
4.
5. Александрова Татьяна Ивановна. Оформление справочника.
«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»
2 24/09
01/10
6.
7. Алексин Анатолий Георгиевич. Создание презентации.
«Мой брат играет на кларнете»,), «В стране вечных каникул», «Юлька».Воспитание чувства ответственности по отношению к окружающим, содействие утверждению общечеловеческих ценностей 2 08/10
15/10
8.

9. Успенский Эдуард Николаевич. Работа с оформлением справочника.
«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки».Викторина. 2 22/10
05/11
10.

11. Булычев Кир. Знакомство с писателем. Оформление презентации по творчеству.
«Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений»,«Заповедник сказок» , «Лиловый шар» 2 12/11
19/11
12.

13. Владислав Крапивин. Знакомство с писателем.
«Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников. 2 26/11
03/12
14.

15. Ю. Я. Яковлев. Создание творческой папки.
Слово о писателе.
«Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа подростка. Отношение к животным (по выбору). 2 10/12
17/12
16.

17. В. К. Железников. Создание презентации.
Слово о писателе.
«Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору). Мир детства, сложные взаимоотношения подростков. 2 24/12
14/01
18.

19. А.А. Лиханов. Слово о писателе.
«Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе. 2 21/01
28/01
20.

21. Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Оформление с

Поиск