13-11-2024
Никитина Кристина Олеговна
преподаватель спо
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский государственный колледж технологии и дизайна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 10 ГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕЙЗАЖА»
Разработала:
Преподаватель специальных дисциплин
Никитина Кристина Олеговна
Уфа. 2024
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
Дизайн
Протокол №____ от ______ 2024г.
Председатель ЦК
_______________Ахмадеева Е.А.
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора по УМР
_________________ 2024 г.
_________З.К.Биктина
ОДОБРЕНО
Методическим советом колледжа
Протокол №____ от _____2024 г.
Методист ___________З.Р.Киньябулатова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации занятия по теме «изображение пейзажа».
3. Критерии оценки практической и самостоятельной работы.
4. Практическая и самостоятельная работы.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок на тему «изображение пейзажа» разработана в соответветствии с ФГОС по профессии 52.01.20 Графический дизайн.
Тема урока: «изображение пейзажа». Данная тема дает базовые знания об основных принципах изображения пейзажа, его видах. Обучающиеся знакомятся с различными видами пейзажа и техниках его изображения. Каждый из этапов обучения является переходным от простого к более сложному. Начинается он с теоретических знаний о видах пейзажа, этапах и приемах изображения. Завершается обобщением знаний о пейзаже. Основная цель урока развить художественно-творческие способности обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии.
С учетом подготовки группы урок построен по плану, в котором выступление преподавателя чередуется с ответами и дополнениями обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды пейзажа;
назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения изображения и композиции в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять изображение пейзажа;
- соблюдать последовательность выполнения работ.
В результате освоения дисциплины в соответствии с ФГОС СПО обучающийся также должен освоить аспекты общих и/или профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировато предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных, необходимых для разработки технического задания дизайн-продукта.
ПК 1.2. Определять выбор технических и программных средств для разработки дизайн-макета с учетом их особенностей использования.
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 12 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда, готовый к освоению новых компетенций и к изменению условий труда, демонстрирующий навыки самообразования и саморазвития.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 04.12.23
Группа: ГД 22-29 профессия 54.01.20 Графический дизайнер.
Тема урока: «изображение пейзажа»
Цели урока:
Обучающая:
-обучить основным принципам изображения пейзажа, применять полученные знания при выполнении рисунка.
Развивающая:
-развить художественно-творческие способности обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии;
-сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Воспитательная:
-внимательность
-аккуратность
-интерес к рисунку
Задачи урока:
Обучить изображению пейзажа.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формируемые компетенции:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.1. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных, необходимых для разработки технического задания дизайн-продукта.
Методы: Объяснительно-иллюстративный
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
1. Рабочие зоны с мольбертами и удобными стульями в хорошо освещаемой зоне.
2. Объяснение по теме.
3. Наглядные пособия – виды пейзажей, работы обучающихся прошлых лет.
Дидактическая структура учебного занятия Время, мин Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Методы, приемы, формы обучения Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Учебно-методическое обеспечение
Организация группы 3 мин Приветствие обучающихся, получение информации об отсутствующих.
Инструктаж по работе с инструментами Подготавливаются к уроку. Возможные ответы на вопросы преподавателя Подготавливаются к уроку
Постановка цели урока 5 мин Задаю наводящие вопросы, подводя к теме урока. Озвучивание проблемы Формулируют выводы наблюдений, рассказывают, делают предположения о теме урока Метод проблемного обучения Самостоятельно ставят цель урока Наглядное пособие
Изложение нового материала 10 мин Организовать изучение нового знания: проговаривание всех видов пейзажа формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Наглядный метод Получают новые знания. Наглядное пособие
Реализация полученных знаний 20 Прошу выполнить задания Самостоятельно анализируют, используя наглядный материал, как наглядное пособие. Практический метод Самостоятельно анализируют, думают и принимают решение Наглядное пособие
Обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов занятия. 5 Анализирую ответы обучающихся. Студенты сами анализируют проделанную работу. Словесный метод Самостоятельно анализируют свою работу
Домашнее задание. 2 Задаю домашнюю работу Записывают домашнее задание Словесный метод Слушают домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент (3 минута)
- приветствие;
- проверка отсутствующих;
- озвучивание темы и цели занятия
2. Постановка цели урока (5 минут)
Опрос в форме беседы:
Преподаватель: - Что такое пейзаж?
Обучающийся: - изображение природы
Преподаватель: - Всё верно. Сейчас мы с вами рассмотрим данную тему подробнее.
3. Изложение нового материала(10 минут)
Рассматриваемые вопросы:
- Что такое пейзаж?
-его основные виды
4. Реализация полученных знаний (20мин)
Обучающиеся продолжают тему.
5. Обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов занятия (5 минут)
- просмотр всех работ
6. Домашнее задание (2 минуты)
- Выполнить изображение пейзажа
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «орнамент как вид декоративной композиции».
Данная тема «Изображение пейзажа» дают базовые знания об основных видах пейзажа, его этапах изображения. Студенты знакомятся с различными видами пейзажа. Каждый из этапов обучения является переходным от простого к более сложному заданию. Начинается он с теоритических знаний о пейзаже, этапах и приемах изображения. Завершается обобщением знаний о изображении пейзажа.
При выполнении изображении пейзажа основными этапами принято считать: первый этап заключает в себе выборе изображения, выбор техники изображения, изучить характерные черты и элементы изображаемого фрагмента. Второй этап- это непосредственно создание самого изображения.
Пейзаж-это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вид местности, ландшафта. Пейзаж-это традиционный жанр станковой графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, парковый, индустриальный, морской пейзаж(марина).
Пространственное изображение пейзажа решается средствами линии и тона. С помощью линейной перспективы художники создают глубину пространства.
Формы окружающих нас предметов, растений и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от наблюдателя.
Позиция с которой мы смотрим на местность, называется точкой зрения. На плоской равнине небо и земля встречается на горизонте. Плоскость, горизонтальная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя называется горизонтом.
Воздушная перспектива-кажущиеся изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления и приближения натуры от глаз наблюдателя.
3 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для оценки знаний, умений и навыков принята пятибалльная система.
Оценка «отлично»: учащийся в полном объеме, без замечаний и ошибок: - выполняет подготовительные работы в соответствии с технологической картой - выполняет разнообразные и качественных художественные работы; - работы отличаются разнообразием графических технологий и материалов.
Оценка «хорошо»: учащийся в полном объеме, с незначительными замечаниями, с минимальными ошибками: - выполняет подготовительные работы в соответствии с технологической картой - выполняет разнообразные и качественных художественные работы; - работы отличаются разнообразием графических технологий и материалов.
Оценка «удовлетворительно»: учащийся в полном объеме, с грубыми замечаниями, с ошибками: - выполняет подготовительные работы в соответствии с технологической картой - выполняет разнообразные и качественных художественные работы; - работы не отличаются разнообразием графических технологий и материалов.
Оценка «неудовлетворительно»: учащийся не в полном объеме, или не выполнил совсем, с грубыми замечаниям