Опубликованные материалы

«Papercraft – бумажное искусство в развитии творческих способностей детей»

13-11-2024

Дмитренко Людмила Николаевна

 

 Педагог дополнительного образования, МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов"

Papercraft – бумажное искусство в развитии творческих способностей детей
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»,
Дмитренко Людмила Николаевна,
г. Новый Уренгой, 2024г.

Одним из видов современных технологий является Papercraft – бумажное моделирование, которое является самым современным, модным, красивым и интересным увлечением. Его возможности безграничны, дети с огромным удовольствием собирают модели из бумаги.
Papercraft (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло) – это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.
Бумажное моделирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Кроме того, она способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. В процессе моделирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии. Работа в технике Papercraft имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
В настоящее время доказано, что бумажное моделирование способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Какие разновидности техник Papercraft существуют?
Искусство Papercraft может быть дифференцировано по уровню сложности. Существуют модели которые являются несложными и имеют минимальное количество деталей, что делает их подходящими даже для детей. Есть средние по сложности наборы, где нужно проявить аккуратность и внимательность к деталям. Конечный результат покрывают несколькими слоями красок из-за чего их сложно отличить от пластмассовых моделей. И наконец, для продвинутой кaтегории людей, выпускает большие наборы, которые напоминают конструктор с огромным количеством мелких деталей.
В Японии и других восточных странах Papercraft особенно популярен, и в этих регионах существуют уникальные разновидности этого искусства:
 CubeeCraft – кубическое моделирование. Как видно из назвaния, база всех таких фигурок – это куб и параллелепипед. На бумагу заранее наносят краски или напечатанную картинку и собирают кубик.
 3D-PaperModel. Для продвинутых пользовaтелей существует самый сложный из уровней – это подробный 3D-PaperModel.
 ChibiCraft – моделирование персонажей в aниме-стиле Chibi. Их особенность – это большие головы и миниатюрные тела. Благодаря универсальной форме, из бумаги можно сделать модель абсолютно любого персонажа, даже авторского, и наделить его своим хaрактером.
Отличие Papercraft от оригами
Papercraft и оригами — два термина, которые можно часто слышать со слов людей хобби ручной работы с бумагой. Оба термина подчеркивают процесс изготовления фигур из бумаги, но в чем разница между ними?
Во-первых, Papercraft – это искусство создания многочисленных моделей, которые исчисляются из нескольких частей и зачастую требуют работы с клеем и другими инструментами. Оригами — это японское искусство противоположное искусство, которые не требуют клея и других инструментов.
Во-вторых, Papercraft часто применяется для создания макетов автомобилей, кораблей, а также многих других объектов. Оригами- это создание фигур, связанных с животными, птицами.
Эти оба искусства, работы по созданию фигур требуют определенных навыков и умений работать с ними.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника. Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики, и развитию детского творчества. Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста. В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина).

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.
В работе в технике Papercraft используются следующие методы:
• Наглядные – рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме совместной деятельности взрослого и ребенка; наблюдение за этапами выполнения работы, презентация на тему «Знакомитесь Papercraft».
• Словесные – чтение художественной литературы, беседы, подбор стихотворений; объяснение и обсуждения хода работы.
• Практические – индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Из бумаги можно сделать модель едва ли не любого предмета или существа, но чаще всего создаются модели:
- зданий и других архитектурных сооружений (например, мостов);
- кораблей, самолётов, вертолётов, и другой военной и гражданской техники
- геометрических тел
- также изготовляются бумажные образы (модели) людей, животных, растений, насекомых, кукол, роботов, сказочных персонажей и т. п.
Здания популярны, вероятнее всего потому, что для них легче всего разработать комплект выкроек, и они очень хорошо воплощаются в бумаге, и ещё потому, что архитектура первостепенно заняла место в жизни человека, где архитекторы моделировали здание из бумаги, а после воплощали его в камне или других материалах. Но популярны и модели самолётов, кораблей и другой техники, не менее макетов зданий для большинства моделистов, а здания дополняют пространство при создании диорам в совокупности с техническими моделями.
При этом увлечения существенно зависят от личных интересов, пола, возраста, природного и культурно-информационного окружения. Так, у девушек интерес к моделированию военных самолётов и боевых кораблей обычно заметно уступает изготовлению моделей кукол, цветов, красивых многогранников, паркетов из бумаги и т. п.
Подобное изделие нельзя приобрести на рынке. Полный расчёт себестоимости показывает, что изготовление бумажной модели своими руками экономически целесообразно и получается значительно дешевле, чем покупка готового набора для создания объёмной модели из бумаги. Кроме того, в данном проекте была использована только белая бумага, что позволило снизить себестоимость изделия. И интересен тот факт, что Papercraft как и бумажное моделирование не стоит на месте, а постоянно развивается не просто небольшие фигурки для декорирования интерьера или детской игры, а также создаются целые композиции для оформления стен или потолков, а еще всевозможные ночники. И кто знает, что еще придумают дизайнеры, вдохновляясь формами, создаваемыми в этой удивительной технике. Одно ясно точно: направление это очень перспективное. И это – отличный повод попробовать свои силы в нем


Список использованных источников
1. Бумажное моделирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бумажное_мод-ние

Поиск