Опубликованные материалы

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

26-10-2022

Сайфуллина Альбина Ахсановна

 

 педагог-психолог

Актуальность работы определяется тем, что на сегодняшний день отмечается склонности возрастания количества дошкольников с трудностями в воображении, освоении речи и поэтому появляются поздно говорящие дети. Современные гаджеты заменяют живое общение готовыми «живыми» картинками и играми в одиночку. Нейропсихология позволяет глубже посмотреть на проблему, и выявить причины нарушений, а также сформировать грамотную программу сопровождения.
Дошкольный возраст – это самый наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этом возрасте и происходит формирование и становление человека, его склонностей и способностей.
Говоря о строении головного мозга, можно утверждать, что его правое полушарие отвечает за творческое мышление. Люди, у которых больше развита именно эта часть мозга, более чувствительны, склонны полагаться на интуицию в принятии решений. Левое же полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, развития творческих способностей.
Нейропсихологические игры – это игровые специальные комплексы, которые способствуют развитию психических процессов, таких как памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций.
Мы считаем, что нейропсихологические упражнения не требует какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Рассотрим основные правила выполнения нейропсихологических упражнений:
1. должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
2. нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
3. следует менять привычные маршруты выполнения движения;
4. необходимо выполнять упражнения регулярно.
Нейропсихологические упражнения – это действенная методика, которая позволяет без использования медикаментов помочь детям при нарушений, в частности, при синдроме дефицита внимания, гиперактивности, неразвитости воображения, задержке развития и т.д. Для детей подобная методика безопасна полностью, и не вызывает абсолютно никаких нежелательных проявлений, а при квалифицированном и правильном подходе удается достичь высоких результатов.
Для развития межполушарных связей следует играть на специальных тренажерах. Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. На съемную межполушарную доску ребенок накладывает лист бумаги, обеими руками прорисовывает лабиринт справа и слева одновременно, затем, используя воображение, дорисовывает сюжет к лабиринтам. Эта игра стимулирует оба полушария головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, воображение, внимательность и мелкую моторику. Нейропсихологические игры и упражнения применяются как в индивидуальном, так и в подгрупповом взаимодействии.
В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, а дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Ведь более значимы не результаты детского творчества, а формирование творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Так, например, в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Хотя занятия рисованием приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности, ведь все необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
Нейропсихологические упражнения для развития, как межполушарного взаимодействия, так и творческих способностей, можно варьировать и усовершенствовать. Например, перенести рисование на прозрачный мольберт. В отличие от бумаги стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона. Использовать для рисования на стеклянном мольберте можно и мелки, и водные маркеры.
Рисование на стекле является хорошим средством для профилактики и коррекции страхов, связанных с боязнью ошибок, снимает страх неудачи, ведь под рукой есть влажная салфетка, а краски высыхают небыстро и рисунок можно всегда откорректировать.
Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой. Для лучшего развития и стимуляции полушарий головного мозга можно одновременно задействовать обе руки.
Прозрачный мольберт позволяет выполнять тренинговые упражнения, такие как «Обведи по точкам», «Обведи по линиям», «Обведи по контуру», «Заштрихуй фигуры», «Кто быстрее обведет фигуру?», «Кто лучше заштрихует?», «Соедини по точкам», «Дорисуй», «Рисуем эмоции и настроение обеими руками», «Узоры и бордюры», «Геометрический диктант» и др. Такие игры-упражнения стимулируют активность, раскрывают творческий потенциал каждого ребенка, что немало важно в его развитии.
На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте часто используется педагогами в работе с дошкольниками и является инновационной технологией. С уверенностью можно сказать, что занятия с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка творческого воображения и формированию у него художественно-творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что нейропсихологические игры являются здоровьесберегающей технологией, которая способствует развитию всех психических процессов. Благодаря их применению, заметно улучшается когнитивное развитие дошкольников. Кроме того, данная технология способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Использованные источники:

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Глобус, 2003. – 64 с.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Сфера, 2016. – 209 с.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2017. – 582 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363901 (дата обращения: 28.05.2023).
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Академия, 2013. – 421 с. . URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 27.05.2023).

Поиск