16-10-2024
Лебедик Ольга Ивановна
учитель биологии и химии МБОУ Летяховская ООШ Брянская область
Моделирование на уроках биологии.
Цель : поделиться опытом применения метода моделирования на уроках биологии.
Мы часто слышим: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А сделать что-либо своими руками ещё лучше.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность», сказал Бернард Шоу.
Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения моделей.
В основе моделирования лежит модель.
Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства.
Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.
Все модели можно разбить на 3-и вида.
Чтобы создать модель нужно вспомнить теорию.
Органы растения
На растенье посмотрите,
Его части назовите.
Снизу корень есть друзья,
Без него прожить нельзя.
От него идет побег
И растет он чаще вверх.
Разделить его мы тоже
На несколько отделов можем.
Первый – стебель, а на нем
С вами почки мы найдем.
Тут скоро листья вырастут,
И кислород нам всем дадут.
Здесь и другие почки есть,
В них бутоны развились.
Вырастут из них цветы,
А из цветов потом плоды.
Орган, привлекающий насекомых (цветок)
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика. Чашечка состоит из чашелистиков, которые выполняют защитную функцию. Венчик состоит из лепестков, он бывает сростнолепестным и раздельнолепестным. Лепестки выполняют функции защиты и привлечения опылителей. Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод.
Итог: Модели используются на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.
Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, как естественных, так и общественных, как теоретических, так и экспериментальных, технических. При решении любой задачи моделирования основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Для исследователя эти элементы неотделимы друг от друга.