Опубликованные материалы

Лучшая практика работы с родителями

23-01-2024

Дильмухаметова Ирина Маратовна

 

 Учитель, МБОУ "СОШ №23" г. Салават

Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка, желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Ребенок - росток человеческий. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По своему опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Итак, начну по порядку!
Роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективедетей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Шаг первый.
Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаю родителей. Они не просто зрители, они – и участники представления, и жюри, и спонсоры.Например, очень запоминающийся момент - это фотосессия.
Поскольку адаптационный период происходит не только у самих ребят, но и у их родителей, то просмотр фотографий любимых чад, того, как проходит их день, служит одним из факторов формирования душевного спокойствия родителей. А от этого, как известно, зависит и состояние деток, которые очень хорошо чувствуют своих родителей. Вот тут и начинается первая помощь от родителей. Фотосессия начинается с утра и продолжается весь учебный день. Родители заменяют друг друга каждые 30 минут. Тут то мы и знакомимся ближе, совместная работа учителя, родителей и детей ведёт к созданию и сплочению родительского и детского коллектива.
Шаг второй.
Я в своей работе никогда не скуплюсь на внимательное отношение к родителям. На каждое родительское собрание обязательно направляю индивидуальное приглашение.
Шаг третий.
Уроки с родителями.
Приглашаю родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п.
Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам.
Например,родительский классный час. В нашем случае он проходит 2 раза в год. На первом в году собрании мы сразу выбираем родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбираем других. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2024 мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю», «Мисс Осень». Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке таких мероприятий, которые проходят интересно и оживлённо.
Шаг пятый.
Родительские вечера.
Такие вечера я провожу 2-3 раза в год и без детей. Первый вечер я , обычно, провожу в начале учебного года.
Например, в 5 классе первая встреча была посвящена теме: «В кругу семьи».
Перед встречей провожу с детьми конкурс рисунков на тему «Моя семья». Вместе с детьми оформляем приглашения для родителей. Заранее заготавливаем эмблемы для членов команд. (мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка). Классную комнату украшаем шариками, рисунками детей. В ходе мероприятия узнаём много интересного:
-Средний возраст вашей семьи.
-Увлечения семьи.
-Традиции, обычаи семьи.
-Девиз семьи.
На этом вечере поём песни, участвуем в конкурсах, проводим аукцион развлечений между семьями, рассказываем смешные истории из жизни.
Итогом родительских вечеров может стать выпуск родителями газеты, в которой они могут обратиться к детям с предложением или просьбой, вызвать ребят на какое-либо соревнование, объявить им конкурс.
Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в новом свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Шаг шестой.
Социальные сети.
Сколько бы ни говорили о том, что это зло, но хотим мы этого или нет, соцсети успешно существуют. Почему бы их не использовать на благо воспитания? Какой информацией я наполняю содержание группы или блога?
Обычноэто новости из жизни класса и школы, сопровождаемые интересными фотографиями с небольшими содержательными комментариями.
Также включаю информацию, на первый взгляд, далёкую от школы. Это тексты, касающиеся хобби родителей(о которых я узнаю на родительских вечерах).
Например, после очередного дня именинника в нашей группе частенько появляется рецепт пирога или салата, приготовленного чьей – то мамой, или мастер – класс по приготовлению вкуснейших блинчиков от другой мамочки. Или чей-то папа может нас научить делать кормушку для птиц, а кто-то покажет свой улов!!!
Шаг седьмой.
Внеклассные мероприятия.
Активно вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе.
Не останавливаюсь на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а пытаюсь максимально разнообразить их, сделать их более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Если большинство учащихся в классе любят петь и читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, при подготовке празднования Дня победы многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет. Кто-то принимал участие в конкурсе, кто-то в проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвящённой этой знаменательной дате.
А как же быть, если большая часть класса любит рисовать или мастерить поделки?Конечно, вовлекать таких детей в эту деятельность! В этом году мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Осенние пейзажи»( три первых места), «Мама-добрый ангел» ( четыре первых места), «Мастерская Деда Мороза» (четыре первых места).
Следует отметить, что родители принимают активное участие в изготовлении поделок . Ребята по моему заданию, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы, поделки, рисунки, плакаты.
Одним из интересных способов объединить группу – создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
Один из таких проектов: «Орск межнациональный», городской конкурс видеороликов. Ребята учили стихи на своём родном языке, кто-то танцевал, кто-то готовил национальное блюдо. Здесь мы разгулялись… Родители пекли, готовили, шили, танцевали, пели…Результат – 2 место.
Есть ещё одна форма организации воспитательного процесса – проведение акций!
Участие ребят в социальных акциях должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и родителям пережить свою значимость и нужность.
Самой масштабной по количеству участников и по насыщенности мероприятий является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Она проводиться ко Дню Победы.
Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто». Я объяснила детям, что праздник – День Победы, с одной стороны радостный, потому что мы помним о Великой Победе, с другой стороны этот праздник наполнен печалью, потому что мы помним, какой ценою досталась эта победа.
Ребята с огромным интересом слушают рассказы своих бабушек и дедушек. Навещаем всем классом ветерана. Приносим от класса угощения, цветы, поём хором песни.
Ещё можно выделить такие акции:
«Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Голубь мира» (в этой акции дети с родителями изготавливали голубей и запускали в небо, кто-то запускал живых голубей), «Окна России», «Испеки пирог и скажи спасибо»(ребята вместе с мамами пекли пироги, торты, пиццы, делились рецептами, фотографировались, устраивали мастер-классы), «Скажи спасибо докторам» и многие другие.
Общайтесь с родителями! Сообщайте им не только о проступках их детей. Рассказывайте и о достижениях ребёнка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят Вам взаимностью.
Считаю, что коллектив единомышленников: учитель и родители – непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Таким образом, в результате совместной работы формируется дружный, самостоятельный, трудоспособный коллектив.

Поиск