06-10-2024
Ольга Ивановна Мерзлая
учитель
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отстало¬стью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны осво¬ить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Про-грамму» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.
Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание кон¬турных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бу¬маги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются под¬готовленные емкости с чистым, просеянным песком. «Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.
обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
— Рисованию контурных и цветных изображений по тра¬фаретам.
— Рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюанс¬ное соотношение.
— Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы.
— Обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двух¬мерное изображение предмета.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащейся, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой,СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2017-2018 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Краткая характеристика учащегося.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
Организовать речевую среду.
Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.
Научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты.
Развитие коммуникативной функции речи.
Обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно ми¬мики и эмоциональных состояний человека.
Сформировать у них предметные и предметно-игровые действия.
Научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока Кол-во
часов
1. Упражнение для развития мелкой моторики рук 11
2. Рисуночное письмо 20
3. Жестово-образные игры 12
4. Письменные упражнения 25
Всего 68
Содержание тем учебного курса
«Упражнения для развития тонкой моторики рук»:
• Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции.
• Массаж рук с использованием различных массажеров.
• Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание.
• Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо»:
• Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
• Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой.
• Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
• Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров).
• Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.
«Жестово-образные игры»:
• Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.
«Письменные упражнения»:
• «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
• Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии.
• Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь».
• «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
• Индивидуальные упражнения в тетради.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
• Владеть приемами само¬массажа рук с использованием различных массажеров, выполнять пальчиковую гимнастику.
• Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками.
• Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончи¬ком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.
• Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами.
• «Письмо» букв по трафарету.
• Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.