14-10-2024
Ахунова Светлана Марсовна
учитель, МАОУ "Азигуловская СОШ"
«Деятельность учителя родного языка в условиях реализации обновленных ФГОС» доклад по теме:
Значимые мероприятия по сохранению родного языка
и культуры татарского народа.
Добрый день, уважаемые коллеги. Мне выпала честь поделиться опытом нашей школы по сохранению родного языка и татарской культуры.
Свое выступление мне бы хотелось начать со слов Президента РФ Владимира Владимировича Путина: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Находясь на территории компактного проживания татарского населения, Азигуловская средняя общеобразовательная школа реализует вариант учебного плана для школ с русским (неродным) языком обучения, где этнокультурный компонент образования представлен уроками татарского языка и литературы в объеме 2-хчасов в неделю с 1по 8-й класс и 1 час в неделю в 9-м классе. Школьная библиотека оснащена достаточным количеством учебников по татарскому языку и литературе. Родители, оформляя ребенка в школу, пишут заявление о выборе языка обучения и изучения родного языка.
Дать качественные знания в различных областях науки, привить любовь к родному языку, воспитать учеников на основах народной культуры, вырастить поколение, знающее традиции и обычаи своего народа – вот те основные задачи, которые поставил перед собой наш педагогический коллектив школы.
Учителя татарского языка с целью привития любви к родному языку и культуре ведут большую внеклассную работу, целенаправленно работают над подготовкой обучающихся к олимпиадам. Учащиеся нашей школы из года в год занимают призовые места в олимпиадах по родному языку и литературе. Результаты вы видите на слайде. (таблица).
По итогам олимпиад ученики становятся обладателями Губернаторской премии и премии Президента РФ. (таблица).
В последние годы за счет миграции населения увеличивается количество детей других национальностей (русские, мари, узбеки), что создает дополнительные трудности при обучении. Использование на уроках словарей, переводов, объяснений, сравнительного анализа, индивидуальной работы помогает решить проблему преподавания.
Во внеурочной деятельности татарский этнокультурный компонент представлен разнообразно. Это кружковая работа, проектная деятельность, различные акции, мастер-классы для учеников и родителей . (фото)
Школа имеет свои традиции и традиционные мероприятия, в основе которых лежат национальные традиции и обряды. Ежегодно во время летнего оздоровительного лагеря проводится школьный детский сабантуй, а также областной детский сабантуй. Летом 2022 года в рамках оздоровительного лагеря «Калейдоскоп родного края» была организована смена, посвященная народным традициям, национальным костюмам. В формате квестов, мастер-классов дети знакомились с традициями татарского, русского, марийского народа, орнаментами этих национальностей. (фото)
Ежегодно с учащимися проводятся конкурсы чтецов на русском и татарском языках. Результаты видите на слайде. (таблица)
Проводятся праздники:
1. День родного языка.
2. День национальных культур.
3. Неделя татарского языка.
4. Национальные праздники .
Различные конкурсы:
Например: в 2018 году провели конкурс «Татар малае», где соревновались ученики Усть-Манчажской и Азигуловской школы. (фото)
В 2019 году организовали Областной конкурс «Сылу кызлар». Участниками стали ученицы Артинского, Нижнесерьгинского и Красноуфимского района. (фото)
Ученики и педагоги ежегодно участвуют в акции «Татарча диктант яз». (фото)
В школе организуются выставки детских рисунков, поделок на тему «Наследие моего народа». Стали традиционными вечера, посвященные татарскому поэту Габдулле Тукаю; Мусе Джалилю. (фото)
В рамках литературной гостиной школьники встречаются с местными писателями, знаменитыми людьми района и деревни. В школе были организованы встречи с писателями РТ: Резедой Валиевой, Данилом Салиховым, Набирой Гыйматдиновой, Рифой Рахман, а также с поэтессами села Гафурьяновой З.А. и Мунировой К.В.
В музее школы создан уголок татарской культуры, где дети знакомятся с национальным костюмом, бытом, украшениями. (фото)
Талантливые ученики принимают участие в работе межрегионального лагеря «Сәләт».
В 2019 году школа получила грант в размере 100 тысяч рублей. На эти деньги сшили татарские костюмы и закупили художественную литературу на татарском языке.
Тесную связь школа поддерживает с домом культуры. В нашем селе действует коллектив художественной самодеятельности «Нур». Руководителем является Гайнанова Расиля Муллануровна. (фото)
Более 50 лет существовал образцовый детский коллектив «Мотыльки». Руководителем была Зайнуллина Галия Муллануровна. (фото)
Байрамов Руслан Маратович обучает детей игре на музыкальных инструментах. Также он является режиссером народного театра, где наши ученики являются актерами разных постановок.
Воспитательный потенциал народной педагогики очень велик. Ее использование помогает формированию духовно-нравственных качеств личности школьника. Активное вовлечение обучающихся во внеклассную и внеурочную деятельность, восприятие языка через музыку, стихи помогает формированию языковой культуры, развитию познавательных интересов, прививает любовь к родному языку и дает свои положительные результаты.
Ученики нашей школы занимают призовые места в конкурсе «Урал сандугачы» и фестивалях разного уровня. В 2017 году. Ачбакиев Ильнур, Валиев Рустам и ансамбль «Нур» приняли участие в передаче «Жырлыйк эле» на канале тнв. (фото)
Мы гордимся тем, что выпускниками нашей школы являются: певцы Сагыйть Гибашев и Ильяс Валишев, артистка театра Гайнизаманова (Хабибуллина) Рузанна.
На базе нашей школы организуются семинары и конференции для педагогов района и области. Проводятся открытые уроки. Учителя активно принимают участие в различных конкурсах. А также мы обмениваемся опытом со школами РТ. При содействии представительства РТ в Свердловской бласти и личном сопровождении Динарии Идрисовны для педагогов нашей школы были организованы поездки в школы Набережных Челнов и Казани.
Все проведенные мероприятия и результаты отражаются на сайте школы, а также в газетах «Саф чишма», «Артинские вести».
Таким образом, осуществляемая систематическая работа по приобщению школьников к традициям татарской народной культуры с привлечением родителей учащихся обеспечивает благоприятное влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие, а также содействует социализации личности ребёнка.