Опубликованные материалы

Проект в первой младшей группе по теме: «Волшебные пальчики»

10-09-2024

Бочкарева Екатерина Алексеевна

 

 Воспитатель

проект в первой младшей группе по теме: «Волшебные пальчики»
Актуальность.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.




Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2021– май 2022г.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста.

Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
Подготовить дидактический материал.
Разучить с детьми пальчиковые игры.
Формировать навыки предметной деятельности детей.
Формировать навыки самообслуживания.
Привлекать родителей к совместной деятельности.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.

Прогнозируемый результат:

1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.






Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение:

- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Изучение анализа полученных результатов, выводы.
Создание предметно-развивающей среды;
Изучить мнение родителей по данной проблеме.
II этап – основной.

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с педагогами – проведение семинара-практикума, консультаций.
с родителями - посредством проведения консультаций, родительских собраний.
III этап – заключительный.

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
Презентация проекта на родительском собрании.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.


Работа

с родителями

сентябрь

Изучить психолого-педогогическую, методическую

литературу


Игры

с пальчиковыми бассейнами (различные крупы, макароны, горох, фасоль)

Игры с массажными мячами

Пальчиковые игры:

«Ладушки»


Консультации по адаптации детей к

Детскому саду.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук»




октябрь

Изучить мнение родителей по данной проблеме.

Изучение анализа полученных данных

Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук

Пальчиковые игры:

«Цветные карандаши»

«Молоточек»

Родительское собрание. Познакомить родителей

с проектом.


ноябрь

Подобрать дидактический, раздаточный материал (природный и бросовый материал)

Игры с природным материалом(камешки, ракушки, листья)

Пальчиковые игры:

«Помоем ручки»,

« Массажный мяч»

Папка-передвижка: «Ум ребенка на кончиках пальцев»


декабрь

Картотека

«пальчиковые игры»

«пальчиковая гимнастика»

Игры с бумагой (мнут,рвут), пирамидками

Пальчиковые игры:

«Погреем ручки»

«Идет коза рогатая»

Игры с конструктором ЛЕГО

Пополнение развивающей среды

Фотовыставка

«Пока мама на кухне»


январь

Изготовить дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

пальчиковые игры:

«Сорока белобока»

«Человечик»

Консультация

«Влияние мелкой моторики рук на речь детей»

Выставка «Игры своими руками»


февраль

Изготовить пальчиковые театры к сказкам: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Самомассаж кистей рук и пальчиков

Игры с пальчиковыми театрами

Пальчиковые игры:

«Засолка капусты»

«Перчатки»

Фотовыставка

«Наши пальчики

умеют»


март

Изготовить игры-шнуровки

Семинар-практикум с педагогами «Игры на развитие мелкой моторики»

Игры с мелкими деталями ЛЕГО, игры-шнуровки

Пальчиковые игры: «Гуси щиплют травку»

«Моя семья»

Конкурс:

«Игры-шнуровки своими руками»

(участниками конкурса являются папы)


апрель

Диагностика уровня сформированности

навыков развития мелкой моторики рук

Игры с различными мозайками, вкладышами.

Рисование на крупе.

Игры с тестом.

Родительское собрание «развитие мелкой моторики»


май

Разработать рекомендаций по развитию мелкой моторики рук

Пальчиковые упражнения: «Клубочек», «Волчки».

Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Жучок».

Презентация проекта: «речь ребёнка на кончиках пальцев.




Развитие мелкой моторики рук

у детей раннего возраста

Консультация для родителей

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование << речевых>> зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками- стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду др.

Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторике рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки и др., застегивание и расстегивание и т.д.) в дошкольном возрасти является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развивать недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

В настоящем пособии представлены упражнения массажа рук и игры, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку.





Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начн

Поиск