11-02-2023
Шакирова Гульгена Мосавировна
воспитатель, МБДОУ "Арский детский сад √8", г.Арск
Проект «Знакомство с Республикой Чувашия».
Актуальность проекта
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту.
Мы, старшая группа №1, выбрали изучить Республику Чувашия.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одно плановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Цель проекта:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.
Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи проекта:
1. Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой (народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);
2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный
Руководитель проекта: Шакирова Гульгена Мосавировна
Мубаракшина Кадрия Камиловна
Участники проекта: дети старшей группы №1, родители (законные представители) воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: с 1ноября 2023 года по 13 февраля 2024 года
Место реализации проекта: МБДОУ «Арский детский сад №8»
Мероприятия:
1 этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Чувашия.
2 этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
3этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Чувашия.
4этап: проведение фестиваля «Путешествие по Республике Чувашия», посвященного культуре и традициям чувашского народа.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- знания о флаге и гербе Республики Чувашии;
- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».
2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».
- «Лиса – плясунья»
- «Мост Азамата»
- «Земля Улыпа»
- «Песня»
- «Почему ель и сосна вечно зеленые»
- «Девушка на луне»
3. Чувашские детские игры «Паттр вййнсем»:
- «Надень тухью»
- «Уголки»
- «Луна и солнце»
- «Бросание пояса»
- «Тили – рам»
- «Расходитесь!»
- «Колечко»
- «В быка»
- «Колобок»
- «Хищник в море»
- «Цыган»
- «Сидит Миша»
- «Водяной медведь».
4. Дидактические игры:
«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)
«Слова приветствия»
«Найди такой же узор»
«Что лишнее»
5. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:
Украшение фартука для Илемпи (рисование)
Салфетка для бабушки (аппликация)
Рубашка для Сетнера –рисование
Посуда (тарелка) – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта.
Дата Вид Тема Цель
01.11.2023 Рассматривание карты Чувашской Республики. Познакомить с республикой Чувашии
9.11.2023 Чтение
Сказка «Мост Азамата» Познакомить с чувашским народными сказками, учить детей понимать содержание сказки
26.11.2023 Беседа Моя Чувашия Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей, историей развития.
27.11.2023 Беседа Чувашские узоры Вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивка, учить детей рисовать, используя разную технику
28.11.2023 Беседа Чувашские народные костюмы
Рассматривание с детьми чувашских головных уборов – хушпу, тухья, масмак, сурпан. Рассказать историю возникновения костюма, его особенности и отличия от народных костюмов других национальностей
7.12.2022 Чувашская народная игра «Салки» Знакомить детей с чувашскими народными играми
17.12.2022 Рассматривание герба и флага Чувашской Республики Продолжать знакомить детей с символикой Чувашии
17.12.2022 Чтение
Сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые» Познакомить детей со сказкой
19.12.2022 Игра «Города» Продолжать знакомить с чувашскими народными играми и правилами игры.
21.01.2024 Беседа Республика Чувашия Вызвать у детей интерес к другим республикам
23.01.2024 Предложить детям нарисовать чувашские узоры Продолжать знакомить детей с изделиями и узорами чувашского народа
24.01.2024 Чувашская народная игра «Не проспи» Продолжать учить с чувашскими народными играми
25.01.2024 Рисование Рубашка для Сетнера – Закреплять знания о чувашских народных промыслах. Учить составлять узор, используя элементы чувашской росписи, ее колорит.
28.01.2024 Игра со строительными материалом «Строим чувашскую хату» Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе
30.01.2024 Беседа О народных промыслах чувашского народа Формирование представлений о быте чувашских предков
30.01.2024 Чуваш халык уены «Чэчэклэр» Чуваш миллэт вэкиллэренэ ихтирамлы монэсэбэт тэрбиялэу
31.01.2024 Чувашские узоры Учить рисовать элементы чувашской росписи
31.01.2024 Чтение художественная литература Сказка «Мышка вострохвостик» Продолжить знакомить сказками чув.н. с.. Формировать навыки творческого рассказывания
4.02.2024 Рисование
Украшение фартука для
Илемпи Учить детей составлять простой узор из элементов чувашского орнамента.
6.02.2024 Мультфильм «Почему сосна всегда зеленая?» Формировать навыки эмоционально –положительного, доброжелательного отношения к другим народам
7.02.2024 Игра «Платочек» Продолжать учить чувашские народные игры
11.02.2024 Предложить украсить тарелку с чувашским орнаментом. Цель: познакомить детей с элементами чувашского орнамента. Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.
12.02.2024 Беседа «Мой родной язык» Цель: вызвать у детей интерес к родному языку, его разнообразию, желание изучать языки разных народов (чувашский язык)
12.02.2024 Подвижная игра «Хищник в море»
Цель: развивать ловкость.
12.02.2024 Аппликация Салфетка Цель: учить составлять геометрический узор, состоящий из отдельных элементов, по образцам чувашских народных рисунков.
13.02.2024 Чувашская малоподвижная игра «Луна и Солнце» Цель: развивать внимание и ловкость.
13.02.2024 Дидактическая игра «Найди пару» (Машар-туп) Цель: научить различать чувашские орнаменты, сравнивать их между собой.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Консультация «Народная кукла в игре современных детей».
2. Привлечь родителей к сбору материал