Опубликованные материалы

По страницам романа или «Один из героев начала века»

16-11-2023

Назырова Айгуль Ришатовна

 

 учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей#3 г. Сургута

Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Воспитательные:
– мотивировать учащихся на размышления о судьбе поколения, о своем моральном облике;
– способствовать воспитанию внимательного читателя.
Образовательные:
–познакомить учащихся с историей создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
– расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве
М. Ю. Лермонтова.
Развивающие:
– продолжить развитие навыков анализа текста;
– способствовать развитию умения самостоятельно работать с художественной и критической литературой.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, раздаточный материал (таблицы), презентация.

Ход урока

I . Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (3 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Работа над сюжетом и композицией романа (12 мин.)
V. Рассмотрение проблематики романа (10 мин.)
VI. Подведение итогов (5 мин.)




I . Организационный момент. Вступительное слово учителя
– Добрый день! Сегодня нам предстоит изучение интересного и глубокого материала, буду приветствовать вашу активность!
II. Актуализация знаний
– Вашим домашним заданием было ознакомление и прочтение выделенных мною отрывков романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Что говорит в предисловии о «Герое нашего времени» сам автор? Найдите этот отрывок.
«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
– Как вы думаете, какие исторические события «рисовали» «портрет поколения»? Давайте вспомним исторические события времён М. Ю. Лермонтова.
Работа с презентацией:
1812г. – окончание войны с Наполеоном.
1825г. – восстание декабристов. Начало правления Николая I.
– Историк В.О.Ключевский говорил: «Время правления Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени». Николай I который стремился не допустить возникновения ростков оппозиционности и свободомыслия в обществе. Широкое распространение получили слежка, доносы и свирепые цензурные гонения. Сам Лермонтов говорил: «У будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
III. Изучение нового материала
История создания
(Слайд) В 1836 году юный поэт Лермонтов стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли писателя) должен был нести в своей душе противоречия человека своего времени.
(Слайд) В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах , повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова
История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя Печориным, а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора. (Слайд)
В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир-русский гений А.С. Пушкин. (Слайд) Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом ссылки Лермонтова на Кавказ. (Слайд)
Уехав из Петербурга, Лермонтов продолжал работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.
Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, (Слайд) побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателем в образе не скучающего дворянина, без особых занятий, а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени», хотя первоначальное название – «Один из героев начала века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).
Смысл названия.
– Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Давайте попробуем дать определение слову «герой».
– А теперь узнаем, какие определения этому понятию дает словарь. (Выступление Алины)
Словарь Ожегова даёт несколько определений данному понятию:
1. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Герой – тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
3. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
4. Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
– Спасибо, Алина! Итак, какое из данных определений мы возьмём для объяснения названия романа? Вернемся к этому в конце урока.
IV. Работа над сюжетом и композицией романа
– Ребята, расскажите об особенностях композиции романа. (Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин).
– Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера –типического характера. (слайд) Об этом сказал сам Лермонтов : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
– Что вы думаете по поводу этого высказывания? (…)
– Итак, композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни. Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени. Сюжет романа строится фрагментарно.
– Скажите, можно ли каждую часть произведения считать самостоятельным рассказом? (Да, при этом единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением).
– В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета (Слайд).
Фабула – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
Сюжет – та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? (Заполнение таблицы)

Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

1. «Бэла» /4/
2. «Максим Максимыч» /5/
3. «Предисловие” к “Журналу Печорина» /6/
4. «Тамань» /1/
5. «Княжна Мери» /2/
6. «Фаталист» /3/
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

1. «Тамань»
2. «Княжна Мери»
3. «Фаталист»
4. «Бэла»
5. «Максим Максимыч»
6. «Предисловие” к “Журналу Печорина».

Сюжет повестей:
1. «Тамань» – прибытие на Кавказ, встреча с контрабандистами
2. «Княжна Мери» – в Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной Мери, княгиней Верой, дуэль с Грушницким
3. «Фаталист» – рассказ о Вуличе и его смерти
4. «Бэла» – в крепости, отношения с Бэлой
5. «Максим Максимыч» – Печорин уезжает с Кавказа

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

« Максим Максимыч»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»


Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

«Максим Максимыч»

«Фаталист»



– Остановимся на хронологии событий.
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
– Чем обусловлен отказ от хронологии? (выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказч

Поиск