28-12-2024
Наталия Григорьевна Шевченко
учитель
АКТИВИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ХИМИИ.
Шевченко Наталия Григорьевна,
МАУО «Кыласовская СОШ»
Активизация функциональной грамотности учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся школы, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, которые определяет образовательный стандарт по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности.
На уроках химии мы развиваем различные ценности, одни из таких ценностей, как любовь к Родине, к своему краю возможно при изучении различных тем, среди них изучение металлов и неметаллов.Минерально-сырьевые ресурсы Пермского края включают нефть, газ, калийно-магниевые и натриевые соли, алмазы, золото, железные руды. Однако среди них есть те, которые имеют первостепенное значение для Пермского Края. В первую очередь, это нефть и соль. На этот факт обязательно обращаем внимание при изучение тем: «Соли» пример г. Соликамск (8класс.); «Природные источники углеводородов» (10 класс.), «Металлы» (9 класс.) и др.
Активизировать функциональную грамотность школьников можно с помощью решения ситуационных задач.
Чтобы решить ситуационную задачу, требуется знание нескольких учебных предметов. таких как география, математика, физика, литература, история, биология и др. Например, назовите химические элементы, которые названы в честь ученых? Приведите не менее трех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах (за каждое название и сученого - 1б, протоны и нейтроны-2б)
Еще пример, вы директор предприятия. Экологи обнаружили отклонения от нормы состава воды из близлежащей реки и установлена причина: большие выбросы промышленных отходов в реку. Что вы предпримете?
а) Очистку воды в реке.
б) закроете предприятие;
в) модернизируете очистные сооружения;
В процессе обучения многих тем по химии, мы обсуждаем имена великих учёных, внёсших бесценный вклад в развитие химии: Д.И. Менделеева, М.В. Ломоносова А.М. Бутлерова и др. При этом делаем акцент на их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учёными других стран у истоков мировой химии как науки стояли и русские учёные.
Я считаю, что важное при развитии функциональной грамотности – это читательская грамотность. Обучающие на уроках, занимаются чтением с пониманием текста.
Приведу примеры заданий к тексту по теме: «Физические и химические явления в химии».
Задание 1. Прочитайте, предложенный текст и выпишите основные понятия.
Задание 2. Используя ключевое понятие текста, укажите критерии деления, составьте логическую схему. Приведите аргументы с примерами.
Задание3. Ответьте на проблемные вопросы в форме суждений и умозаключений.
Также для актуализации функциональной грамотности использую, различные виды деятельности – выполнение лабораторных работ, составление проектов, презентаций.
Мы сотрудничаем с «Пермским государственным национальным исследовательским университетом», выполняем совместный лабораторный практикум по теме: «Пирогенная трансформация почв». Обучающиеся узнали о географическом расположении почв, посмотрели почвенный профиль различных по типу почв и узнали химический состав почв. Научились определять органическое вещество по методу Тюриля в модификации Никитина, актуальную и обменную кислотность потенциометрическим методом, гидролитической кислотности методом Кеппена, находить подвижные формы фосфора и калия по методу Кирсанова и др.
В своей деятельности я использую дифференцированные задания. Рассмотрим несколько примеров дифференцированных заданий для развития функциональной грамотности. Например, возьмите два вещества: вода и натрий. Напишите уравнения всех возможных реакций, с помощью которых можно осуществить исходя из названных химических реагентов, с целью получения как можно большего числа новых веществ.
Еще пример разноуровневого задания; темы «Чистые вещества и смеси.»:
Задания простого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) вода из- под крана
б) вода и толченый мел
Задания среднего уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) из железных опилок и серы) из воды, спирта и бензина.
Задания высокого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) для разделения, которых надо применить фильтрование, перегонку, отстаивание.
б) которые можно разделить на основания различной плотности веществ и температуры кипения.
Для того чтобы объединить учебный процесс в школе с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения экскурсии.
Экскурсия с изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний.
В связи с этим обучающие побывали на экскурсии в почвенном музее, который был создан в 1923году в Пермском государственном аграрном - технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова.
Во время экскурсии школьники знакомятся с различными профессиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ различных профессий, которые они не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Ещё одна интересная профориентационная экскурсия была проведена ПГАТУ на кафедре лесоводства и ландшафтной архитектуры. По желанию школьников была проведена экскурсия в музей палеонтологии и Ботанический сад им. А.Г. Ганкеля Пермского университета (ФГАОУ ПГНИУ).
Функция формирования профессиональных интересов, мотивации школьников тоже является функцией экскурсии.
Делегация МАОУ «Кыласовская СОШ» посетила мероприятие, проходившее в ОЦ "Сириус" г. Перми по проекту "Большие вызовы".
Таким образом, потенциал химии для актуализации функциональной грамотности велик. Учитель на уроке должен раскрывать воспитательный и развивающий потенциал обучающихся. Создавать условия для решения практико-ориентированных задач, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
• -Воронина Ю. В. Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам-Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление.
• Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html