Опубликованные материалы

Использование современных педагогических технологий, личностно-ориентированного и системно-деятельностный подходов для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы

11-10-2022

Бутырская Людмила Анатольевна

 

 учитель русского языка т литературы ОГБОУ Гимназия №1

В гимназии, в которой я работаю, собраны учащиеся с разными интеллектуальными способностями и индивидуальными особенностями, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно-ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Подобные задания дают мне возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Конечно, применение уровневых заданий не исключает использование на моих уроках других вариантов письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ответы учеников всегда внимательно выслушиваю, даже если они спорные. Нередко уроки литературы превращаются в дискуссию. Приучаю детей к цивилизованному ведению диалога, воспитываю терпимость к чужому мнению. Способы общения: понимание, признание и принятие личности другого человека, уважение чужого мнения, понимание чувств и эмоций оппонента. В завершение урока проводим обязательный анализ того, что узнали, чему научились. При выставлении оценки учитываю ряд параметров: конечный результат, пути его достижения, самостоятельность, оригинальность. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. Применение этого метода показало свою эффективность как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, иллюстративный материал, практические задания с решениями и оформить всё это либо в виде презентации либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, понятно из тех ответов, которые они дают учителю и одноклассникам. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, чтобы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Например, в 11 классе по литературе изучается раздел «Серебряный век». Класс был поделен на группы, ученики получили задание: изучить манифесты представителей различных литературных направлений данного периода в литературе; отобрать стихи, иллюстрирующие основные положения, изложенные представителями литературных направлений начала XX века, подготовить презентацию о своем направлении. Результатом этой работы был "литературный съезд", на котором каждое направление представляло свою позицию и свое творчество. Метод проекта использую в своей работе в системе, например, в 6 классе этот метод использую, в частности, при изучении стихотворений о природе, в этом случае предлагаю ребятам подобрать музыку, видеоряд, иллюстрирующие стихотворения, или нарисовать рисунки-иллюстрации. Это позволяет ребенку не просто заучить стихотворение, а "прочувствовать" его и читать выразительно. Формой проекта является инсценировка литературного произведения, например, басни или отрывка. Такой проект предполагает написание сценария, распределение ролей в группе, создание декораций, продумывание и изготовление элементов костюмов. Несомненно, любой проект, используемый в качестве задания на уроках русского языка и литературы, предполагает не только учебную работу, но и творчество, поэтому ребята с удовольствием включаются в эту деятельность. На сегодня большинство из моих учеников легко справляются с созданием презентаций, которые выполняют в рамках проектов. Использование этого метода позволяет преодолеть у учащихся страх перед публичными выступлениями. Мои учащиеся - участники всех школьных концертов.
Эффективность работы учителя на уроках, несомненно, повышает использование компьютерных технологий. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Использую компьютер на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и дистанционного обучения. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Для повышения качества знаний и более эффективной подготовки к ЕГЭ, развития долговременной памяти я разработала свою систему повторения программного материала. Основанием для разработки данной системы стал анализ выполнения текущих срезов и контрольных работ. Первичные данные говорили о том, что программный материал усвоен обучающимися на хорошем уровне, но при проведении итогового контроля показатели качества знаний были несколько ниже. Рассмотрев ситуацию, пришла к выводу, что на уроках опираюсь в основном на кратковременную память, недостаточно уделяя внимание долговременной, для меня выходом стало формирование системы целенаправленного повторения программного материала. Повторение провожу как в самом начале урока через синтаксические и орфографические пятиминутки, решение логических цепочек, дидактические игры, так и на других этапах занятия через работу с тетрадями для конспектов.
Повышенный интерес у детей вызывают нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. Все они присутствуют в моей практике. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

Поиск