15-09-2024
Колмакова Наталья Алексадровна
воспитатель, МБДОУ детский сад № 274 "Белочка" г. Новосибирска
«Инновационные технологии физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»
В настоящее время одной из наиболее важных и главных задач детского сада является охрана, укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников ДОУ. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.
Различают следующие типы технологий в ДОУ:
Здоровьесберегающая технология: (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
1) Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- Стретчинг – рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;
- динамические паузы – проводятся во время занятий и для профилактики утомляемости детей. Они включают в себя элементы физминуток, кинезотерапию (гимнастика мозга), гимнастику для глаз и другие виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная) в зависимости от вида деятельности;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
- гимнастика пробуждения;
- дорожки (тропинки) здоровья;
- ортопедическая гимнастика - в различных формах физкультурно - оздоровительной работы (рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы).
2) Технология обучения здоровому образу жизни (включение
соответствующих тем в образовательную деятельность (НОД): беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка, физическая культура, занятия в бассейне, занятия по формированию ЗОЖ и т.д.;
- утренняя гимнастика;
- точечный массаж и самомассаж (рекомендуется проводить в утренние часы);
- допобразование (ритмика, хореография);
- физкультурные праздники и досуги (с привлечением родителей);
- проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия) в свободное время;
- коммуникативные игры (1 - 2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста).
3) Коррекционные технологии:
- ЛФК;
- арт – терапия;
- технологии музыкального воздействия (музыкотерапия);
- сказкотерапия;
- психогимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- антистрессовый массаж;
- смехотерапия;
- аромотерапия;
- игротерапия;
- самомассаж;
- Су - Джок терапия;
- артсинтезтерапия семь видов искусств в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, театр, пластика, драматургия, риторика.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии с применением развивающей программы оздоровления приводят не только к сохранению и развитию здоровья воспитанников, но и формируют в итоге у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
1. Пальчиковая гимнастика (служит развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.
Виды пальчиковых игр: - Игры – потешки «Сорока – белобока», «ладушки – ладушки» и т.д.;
- игры с речевым сопровождением;
- игры с мелкими предметами;
- игры с кинетическим песком;
- пальчиковый театр.
2. Гимнастика для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.
Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.
3. Дыхательная гимнастика.
Проводится на физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время с целью:
- обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;
- профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
- насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;
-восстановления дыхания после физической нагрузки.
Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением. Для детей постарше можно использовать различные предметы (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
4. Бодрящая гимнастика, или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным (проводится ежедневно в течение 5-7 минут).
5. Утренняя гимнастика.
Проводится с детьми ежедневно, длительность её обычно составляет 5 - 8 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.
Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
- сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
- игровая гимнастика, состоящая из 3 - 4 подвижных игр;
- ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
6. Артикуляционная гимнастика.
Движения необходимы не только телу ребенка, нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.