Опубликованные материалы

«Дружба - чудесное слово»

10-09-2024

Жихарева Надежда Сергеевна

 

 учитель начальных классов МБОУ Стародубская СОШ №2

Тема: « Дружба- чудесное слово».
Цели.
1.Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
3.Содействие формированию дружного коллектива.
Предварительная работа: сочинения « Мой друг», сердечки ,стихотворения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер; презентация, Толковый словарь русского языка, песня о дружбе (клип), модели ладошек, шипов, карточки («Правила дружбы»»), пословицы о дружбе (на карточках).
Ход классного часа:
1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Второй класс, второй класс,
Приглашает в гости Вас!
- Итак , мы начинаем классный час.
2. Формирование мотивации.
Дорогие ребята!
- Сядьте поудобнее. Молодцы! А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую улыбку

- Вот видите от наших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

- Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись и ты увидишь улыбку!

3. Сообщение темы, целей и задач классного часа:
- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема классного часа.
- Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Слайд 3,
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Слайд 4
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей)
- Молодцы.
- Итак , как вы думаете о чём мы будем беседовать на классном часе?

Слайд-5
- Тема нашего классного часа «Дружба – чудесное слово»
- “дружба”! ребята –это прекрасное слово.

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Слайд -6

-Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

- Ребята вы разбились на 3 группы. Три маленьких дружных семьи. Каждая группа должна активно принимать участие в ходе классного часа.


4. Работа над понятием « дружба»

Слайд 7
-Я предлагаю каждой группе подумать над вопросом , « Что такое дружба?»
После небольшого размышления от каждой группы высказывает общее мнение.

- Я вижу, что вы готовы. Давайте заслушаем ваши ответы.

Учитель подводит итог и даёт определение понятию «дружба».

-Вы все по своему правы.

Слайд 8
- А вот толковом словаре Ожигова, дается такое
определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

- Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба.

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
1.Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?
4.Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.

5.Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

6. Дружба-это теплый ветер,
Дружба- это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.

7. Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.

8. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.

5. Работа над понятием « настоящий друг»
Слайд -9
- Скажите ,а что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).

-Какие вы молодцы!

- У каждой группы на столе лежат 4 ладошки.
-Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, четыре самых важных слова, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (на каждой ладошке одно качество).
Слайд 10
- Для первой группы качества, записанные под пунктами 1 и 2, для второй группы -3 и 4, а для третьей группы пункты 5и 6.
- Группы приступайте к работе.

На доске:
1. добрый, жадный , вежливый
2. внимательный, заботливый, хитрый
3. преданный, умеющий хранить секреты, лживый
4. отзывчивый , трусливый , щедрый
5. терпеливый, ленивый, весёлый
6. капризный, трудолюбивый, честный
Дети пишут.
-Итак , какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
Слайд 11
-А сейчас представители из каждой группы будут выходить к доске , зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.

- Молодцы. Все группы справились с заданием .Какое нарядное дерево Дружбы выросло у нас в классе.

-А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя?

6.Работа над пословицами о дружбе:
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
- Возьмите конверт . Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.


-Все группы готовы. Называете пословицу и объясняете, как вы её понимаете.

-Какую пословицу составила 1 группа. Молодцы. И т.д.

-Все группы поработали очень хорошо . Давайте ещё раз назовём эти пословицы. Слайд12

-Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей).

7. Кто не может являться другом
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» .

-Ребята давайте снова вернёмся к знакомому слайду .Слайд13
-Здесь есть качества, которые не приемлемы для дружбы. Выберите эти качества.
- Напишите на шипах колючки слова- качества или слова-действия, которые мешают дружно жить в коллективе.

-А сейчас один представитель из каждой группы будет зачитывать эти качества и прикреплять шипы к колючке.
-Только такими шипами можно украсить это растение.
-Итак , вы правильно выбрали черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Давайте уберём этот сорняк, чтобы его шипы не мешали нам дружно жить.
- И если между вами и вашим другом произошла какая- нибудь ссора, нужно обязательно помириться.
-Очень интересное стихотворение « Давай мириться» прочитают ученики нашего класса.
Слайд -14
Стихотворение «Давай мириться»,
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.

На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем

Слайд -15

Поиск