15-11-2023
Пахалина Анна Юрьевна
методист, ДЮЦ №3
«Приоритетные направления дополнительного образования в современных условиях развития образования»
Пахалина А. Ю.,
методист
Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. В результате общее и дополнительное образование становятся частями единого образовательного процесса. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.
Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать деятельность в соответствии со своими интересами. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому росту.
Развитие системы дополнительного образования детей является сейчас приоритетным направлением государственной образовательной политики.
Сегодняшнее время диктует нам свои условия, ритмы жизни, и мы стараемся дать обучающимся все возможное для того, чтобы они чувствовали себя комфортно, смогли развиваться всесторонне и самореализовать себя и свои возможности.
Работа нашего «Детско-юношеского центра №3» строится в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года», Программой развития ДЮЦ №3, основными направлениями областных целевых программ и проектов в области дополнительного образования, Образовательной программой и Программой воспитания обучающихся ДЮЦ №3.
В настоящее время приоритетными направлениями в развитии дополнительного образования являются:
1. Развитие кадрового потенциала, повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников.
2. Модернизация образовательных программ, обновление содержания дополнительного образования.
3. Повышение доступности дополнительного образования, увеличение охвата детей дополнительным образованием.
4. Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.
5. Конкурентоспособность, PR-коммуникация и информационная открытость.
6. Сетевое партнерство как условие интеграции ресурсов.
7. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы.
Список используемой литературы:
1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 1998 - 147 с.
2. Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01/Абраухова Валентина Владимировна.- Ростов на Дону,1997. - 21с.
3. Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. : 13.00.01/Валеева М.А.,Оренбург, 1999 - 167 c.
4. Щетинская, А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 Щетинская Анна Ивановна, М., 1995-158 с.
Нормативно-методические издания
5. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред.от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
6. Березина, В.А. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе.//Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
7. Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования до 2030 года»