Опубликованные материалы

Вторичное сиротство: причины и профилактика

14-08-2024

Наталья Викторовна Семенюк

 

 ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям

В Банке данных замещающих семей состоит 115 семьи, в них 202 ребенка. В 2022 году семьям предоставлены услуги по сопровождению.
В отношении социального окружения подразделение курирует четыре района: Зерноградский, Веселовский, Багаевский, Волгодонской.



В любом обществе есть дети, которые остались без попечения родителей, и государство в таком случае обязано брать на себя ответственность за этих детей. Такое явление определяют два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство». Первое понятие подразумевает под собой тот случай, когда у ребенка умерли оба или один из родителей. Социальные сироты – это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и др.)

Особого, внимания заслуживает проблема, которую называют вторичным сиротством. Под вторичным сиротством можно понимать отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка.

Из причин, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно выделить следующие:

· отсутствие должного правового регулирования устройства детей-сирот в семью и условий возвращения ребенка в интернатное учреждение;

· неподготовленность опекунов быть родителями;

· мотивация только на получение материальной выгоды опекунов;

· отсутствие взаимопонимания с ребенком.



Таким образом, можно сказать, что профилактика вторичного сиротства необходима, для того, чтобы предотвращать отказы от детей сирот, которые наносят огромные душевные травмы детям. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация профилактики вторичного сиротства играет немаловажную роль в деятельности органов социальной защиты населения. Благодаря профилактическим мероприятиям, дети не получают психологических травм в связи с тем, что их предали приемные родители, и они снова оказываются в интернатном учреждении. Ведь, как известно, повторный отказ от ребенка наносит неизгладимую травму не только ребенку, но и приемным родителям, которые могут чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания ребенка.

Основную роль в профилактике социального сиротства играют органы опеки и попечительства, деятельность которых направлена не только на изъятие ребенка из семьи, и передачу его в государственные учреждения или на семейное воспитание, но и на сохранение самой биологической семьи ребенка . Помощь биологической семье, является наиболее действенным направлением в профилактике социального сиротства.

Семьям оказывается помощь на самых ранних этапах возникновения проблем в ней, разрабатываются различные программы, которые направлены на социальную реабилитацию родителей и детей.



Причины вторичного сиротства:

· психологическая неготовность быть родителями зачастую - проявляется в том, что приемные родители могут испытывать определенного рода иллюзии в плане того, как сложатся их взаимоотношения с ребенком. Но при возникновении определенных трудностей, они просто не понимают, как справляться с ними. Для ребенка попадание в приемную семью является не только радостью, но еще и стрессом, ведь он попадает в новую ему среду, в которой он не знает, как правильно вести себя.

· отсутствие педагогических навыков у приемных родителей. - Прохождение школы приемного родителя, является обязательным шагом на пути принятия ребенка в семью. И если у приемных родителей есть свои дети, то им намного легче будет установить контакт с ребенком. Но получая в школе приемного родителя лишь теоретические знания, которые зачастую не были использованы на практике, родители могут сталкиваться с определенными трудностями в воспитании и взаимодействии с ребенком.

· материальная заинтересованность приемных родителей. За счет - определенных выплат, которые положено получать при воспитании приемного ребенка, приемные родители надеются улучшить свое материальное положение. Но решив свои проблемы, или убедившись, что они не так велики, как казалось, приемные родители считают что воспитание ребенка непосильный труд для них, и возвращают ребенка обратно в интернатное учреждение.

· конфликты и недопонимания в отношениях с приемных - ребенком. Необходимо устанавливать доверительные и дружеские взаимоотношения с ребенком. Но условия жизни в интернатном учреждении и в приемной семье значительно отличаются. Ребенок просто не знает, как себя вести, что необходимо брать на себя определенную ответственность, помогать родителям, слушать их наставления. Должен пройти адаптационный период, который является самым сложным, и на котором чаще всего возникают ссоры и разногласия.

· несовершенство законодательной базы. Необходимо - предусматривать ответственность приемных родителей за возврат ребенка в интернатное учреждение. Возможно ввести ограничение, по которому ребенок обязательно должен находится в семье в течении всего адаптационного периода (примерно 6 месяцев). А если проблемы все же возникли, то подключать специалистов по кризисным семейным делам, задача которых наладить отношения в семье. Это поможет не только предотвратить отказы от детей, но и выработать у приемных родителей осознание своей полной ответственности за ребенка, которого они решили взять на воспитание.

· отсутствие строго контроля и отбора кандидатов в приемные - родители. Необходим более тщательный отбор, чтобы ребенок попал в ту семью, где его действительно готовы принять, и где он будет чувствовать себя комфортно.



Профилактика вторичного сиротства: сущность, направления



Как и все семьи, замещающая семья сталкивается с различного рода проблемами, которые свойственны всем семьям (медицинского, психологического, педагогического, материального характера). Но то, что для кровной семьи может быть обычной проблемой, которую возможно решить без последствий, для приемной семьи аналогичная проблема даст обостренный эффект.

Основывается социальная профилактика на ряде следующих принципов:

· системность, которая подразумевает под собой выявление- комплекса причин социальной проблемы, и использование в профилактической работе всех доступных форм и методик работы;

· превентивность, означающая действия, которые носят- предупредительный характер;

· оптимальность, предполагает объективное определение- актуальности проблемы для клиента;

· активизация собственных сил человека, предполагающая- субъектное участие клиента в профилактических мероприятиях.

Профилактика в общем виде, и та, которая направлена на вторичное сиротство может быть общей и специальной, а также первичной, вторичной и третичной.







Первичная профилактика:

· Консультативная помощь специалистов центра: социальная, психологическая, юридическая.

· Выезд в семью группы специалистов подразделения для выяснения проблемы в семье с помощью беседы, тренингов и медиации.



Вторичная профилактика:

· Диагностика родителей и ребенка (тестирование на выгорание родителей, детско-родительские отношения, выявление проблемы, заключение диагностик и рекомендации.

· Взаимодействие с центром психолого-педагогической медицинской и социальной помощи. (ГБУ РО ЦППМ И СП) при чрезвычайной необходимости.

· (Кризисный уровень)



Третичная профилактика:

· По соглашению замещающих родителей с органами опеки и попечительства и ЦПД, ребенка помещают в центр.

· Провидится комплексные мероприятия специалистами подразделения

· Социальный педагог- ИПРиЖ (Индивидуальный план реабилитации и жизнеустройства для каждого ребенка)

· Психолог- Индивидуальный план (Тесты, диагностики, беседы, тренинги)

· Медицинские работники- ( мед.обследования ребенка, профилактика вредных привычек)

· Юрист- юридическая помощь в правах ребенка.

· (Экстренный уровень)



И в заключении хочется сказать: Какой бы не была причина отказа от ребенка, в любом случае повторное возвращение в интернатное учреждение нанесет ему психологическую травму, которую впоследствии очень тяжело пережить.

Поиск