Опубликованные материалы

Проект "В гостях у сказки"

04-09-2024

Алиева Алла Владимировна

 

 Воспитатель МДОАУ № 181 г.Оренбург

Проект

Тема: «В гостях у сказки»














Содержание:
1. Паспорт проекта.
2.Актуальность.
3. Цели и задачи.
4. Ожидаемые результаты.
5. Формы и методы реализации проекта.
6. Содержание проекта.
7. Выводы.
8. Список литературы.
9. Приложение.

Паспорт проекта:
Тема: «В гостях у сказки»
Тип проекта: познавательно- речевой
Продолжительность: долгосрочный.
База для реализации проекта: I младшая группа.
Участники проекта:
-воспитатели I младшей группы,
- дети 2-3 лет,
- родители
Сроки реализации проекта: октябрь-май.

Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок

Актуальность проекта.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора –
народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.






Цель проекта: развитие у детей интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству –
сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
3. Научить отражать содержание сказок в играх.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта,
при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых
инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом
опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Формы и методы реализации проекта:

1. Речь и речевое общение
- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
- пение детской песенки «Два веселых гуся»;
- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…»,
«Ладушки-ладушки» и других;
- инсценировка сказок совместно с воспитателем.


2. Здоровье и физическое развитие
- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;
- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».
3. Взаимодействие с родителями
- консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
- изготовление фигурок для пальчикового театра;
- инсценировка сказки «Колобок».

Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
2. Подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки,
с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними
животными и птицами;
3. Иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками,
картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы
(петушок, курочка, цыплята);
4. Подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба»,
«Репка».

Основной этап:
1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление
с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных
персонажей на игровом столе.
3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей с
комментарием воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
4. Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку».
Цель: развитие мыслительных способностей, память.
5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».

Заключительный этап:
1. Оформление папки-передвижки для родителей;
2. Театрализовано-развлекательный досуг «Сказка - «Колобок»;
3. Подведение итогов проекта;
4. Подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.


Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.

Список литературы:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
2. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред.
Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
4. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».








Поиск