Опубликованные материалы

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

21-08-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель,МБДОУ «Детский сад №18»,г.Арзамас

Для детей дошкольного возраста источником познания является чувствен- ный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика и глазо- мер. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой.
Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким обра- зом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материа- лов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда разви- вает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать ее.
В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рас- сматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы и много интересного для привлечения внимания детей младшего
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
1

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
дошкольного возраста. А еще в уголке присутствуют дополнительные матери- алы с целью использования в зависимости от потребности и темы недели.
Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в нее я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с ин- тересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают.
Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в про- странстве.
С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с при- родными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, зем- лей и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий кон- структор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками не- скольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобрази- тельной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, кар- тоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными крас- ками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного раз- вития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из раз- ных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными зву- чащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А еще мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по ме- стам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом.
Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, бе- седы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. В свою
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
очередь семьи дошкольников не остаются равнодушными к проблеме. Они стали активными участниками образовательного процесса, изготавливают для детей разные тренажеры, с большим интересом участвуют в конкурсах и охотно откли- каются на мои просьбы.
Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила поло- жительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспе- риментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повы- сились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организован- ной мною работы с включением всех участников образовательного процесса за- метно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития яв- ляется своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Поиск