Опубликованные материалы

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

20-08-2024

Алиева Гамар Фаиковна

 Воспитатель , МБДОУ № 56 "Искорка"

Описание опыта работы
Моя программа рассчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению я разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений детей через дидактические игры в младшей группе.
В своей работе использую следующие методы и приемы:
- словесный;
- практический;
- наглядный;
- игровой;
- иллюстративный.
Обычно они применяются комплексно в разнообразных комбинациях друг с другом.
Словесный метод обучения (рассказ воспитателя, пояснение, беседа, использование малых фольклорных форм, чтение художественной литературы).
Один из основных способов познания для ребенка этого возраста- рассказы, ответы на вопросы, а так же вопросы к ребенку. Пояснения делаю предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия. В самом начале заятия мотивирую детей, предлагая помочь решить проблему. При организации дидактических игр объясняю правила, уточняю и корректирую действия воспитанников. В процессе дидактических игр использую вопросы к детям. Рассматривая модели фигур, я придерживаюсь определенного плана. Например задаю вопросы:" Какая это фигура? Какого цвета? Какого размера?". В дальнейшем при рассматрении моделей фигур задаю вопросы, побуждающие детей выделять элементы фигур, устанавливать соотношения между ними. Дети очень любят стихотворения, загадки, потешки. С помощью них мы детьми закрепляем полученные знания.
Практический метод (упражнения, рассматривание, исследование предметов).
Любое знакомство детей с предметами начинаю с его рассматривания. Затем предлагаю детям его самостоятельно исследовать. Показываю различные способы действия с данным предметом. Упражнения на закрепление знаний детей о форме, размере и цвете предметов провожу с помощью показа наглядного материала. Например, предлагаю детям найти предметы, форма и цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же дети с удовольствием выкладывают узоры по образцу из небольших веточек, камушков, ракушек. Таким образом, развиваю у детей тактильные и пальчиковые ощущения.
Наглядный метод ( наблюдения за воспитателем).
Принимая детей в группе, говорю,что сейчас утро, что после зарядки будет завтрак и занятия , в обед будет тихий час . Так же использую этот мотод на прогулке,когда дети рассматривают окружающие предметы. На прогулке обращаю внимание детей на то, что у птичек две лапки,что у дерева толстый ствол, а листочки похожи на овал и т.п. Дети в непринужденной форме закрепляют знания о форме, величине, о частях суток.
Иллюстративный метод (плакаты, иллюстрации, видео и аудиозаписи). Для формирования элементарных математических представлений использую разнообразные плакаты " Геометрические фигуры", "Форма и цвет" и др., яркие иллюстрации, которые привлекают внимание детей. Активно использую аудио- и видеозаписи для расширения и уточнения знаний детей.
Игровой метод (дидактические игры). Различные виды дидактических игр провожу со всеми детьми организованно в часы занятий, в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Образовательную деятельность организую по группам, подгруппам, мини- подгруппам (3-4чел.),индивидуально.
Реализацию поставленных задач я осуществляю в следующих основных формах:
1. Специально организованные занятия.
2. Совместная деятельность детей и воспитателя, а также ребенка со сверстниками.
3. Свободно самостоятельная деятельность дошкольников. Создаю условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности и деятельности по интересам и желанию детей.
4. Проведение праздников, досугов, спортивных развлечений.
Я осуществляю работу в данном направлении через интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе проведения различных видов дидактических игр.
Познавательное развитие. Формирование понятий и представлений о числе,форме, величине, ориентировке во времени.
Речевое развитие. Овладение ребенком математическим словарем ( число, геометрическая фигура, больше, меньше и т. д.). Формирование грамматического стоя речи ( один ежик, одно солнце, одна шишка и т.д.).
Художественно- эстетическое развитие. Чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение картинок так, чтобы они относились к одному времени года; штриховка ( раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).
Физическое развитие. Проводятся подвижные дидактические игры " Найди свое место", "По ровненькой дорожке", "Найди свой цвет", а так же развлечения и спортивные праздники.
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.
Организация дидактических игр осуществляется мной в трех основных направлениях: подготовка к дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры всоответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, формирование элементарных математических представлений, активизация психических процессов ( память, внимание, мышление,речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
- выбор места игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате, и на участке детского сада;
- определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материаладля выбранной игры ( игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
- подготовкадетей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игравой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре ( показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, начеткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика........ Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участия в игре, педагог направляет действия играющих ( советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игравой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.
В конце игры я всегда спрашиваю у детей, понравилась ли игра, и обещаю, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, то не сработало и почему. Это помагает мне избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, я вношу коробку, на которой нарисованы геометрические фигуры, рассматриваем ее с детьми, а затемговорю:" Догодайтесь, дети, что в этой коробке".
Интерес к игре вызываю и использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек.
Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому я повторяю игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
При объяснении правил игры я обращаю свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, отмечаю только положительные стороны: играли дружно, научились делать ( указываю конкретно что), убирали на место игрушки.....
Исходя из всего перечисленного, я сделала вывод: игра для дошкольников- способ познания окружающего, игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в познании элементарных математических представлений.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования элементарных математических представлений ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- наличие детской деятельности для освоения ими элементаных математических представлений;
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными элементарными математическими представлениями в процессе содержательной детской деятельности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работыс детьми.





Поиск