26-08-2024
Акуличева Наталия Николаевна
воспитатель СП детский сад "Ромашка" ГБОУ СОШ с. Красносамарское м.р. Кинельский Самарской области
Процесс становления и развития педагогической культуры родителей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Подготовила : Акуличева Н.Н. воспитатель
СП детский сад «Ромашка»
ГБОУ СОШ с. Красносамарское
м.р. Кинельский Самарской области
Педагогическая культура родителей – важная часть общей культуры человека, уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей, уровень усвоения родителями сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию его в повседневной деятельности. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня: образования, общей культуры, индивидуальных особенностей, накопленного жизненного опыта. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Поэтому важно подготовить родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на знаниях и умениях педагогического взаимодействия с ребенком, понимания особенностей его личностного развития и желания приобщить его к традициям семьи и общества.
В решении данного вопроса большая роль отводится педагогическому коллективу образовательной организации, определяющей формы, методы и приемы взаимодействия коллектива и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая роль в такой работе отводится специалистам сопровождения, работающим в тесном контакте с детьми с ОВЗ. Специалисты сопровождения должны «…осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ» .
Данная категория специалистов должна владеть современными формами, методами просвещения родителей в вопросе формированиях их педагогической культуры. Это могут быть:
– дискуссии – в ходе которых родители находят способы решения различных вопросов семейного воспитания;
– анализ педагогического опыта – обсуждение литературы по проблемам семейного воспитания;
– психологические тренинги, помогающие настроить родителей в гармонизации отношений родителей и детей;
– индивидуальное консультирование родителей по вопросам семейного воспитания;
– тематическое консультирование, направленное на обсуждение одинаковой проблемы нескольких семей;
– деловые игры, помогающие в обучении родителей принятию быстрых верных педагогических решений;
– просвещение средствами системы Интернет – создание сайтов, позволяющих информировать родителей по различным вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и проблемам семейного воспитания и обучения.
Следует подчеркнуть, что процесс формирования педагогической культуры родителей достаточно сложен и продолжителен во времени.
Его успешность зависит от реализации в процессе взаимодействия образовательной организации и семьи следующих основных положений:
– интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей с ОВЗ;
– управление взаимодействием детей и родителей;
– единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
– многообразие форм, методов работы с родителями детей с ОВЗ;
– стимулирование родителей к сотрудничеству;
– обеспечение добровольности; конфиденциальности.
Основа формирования педагогической культуры родителей реализуется через разнообразные формы взаимодействия: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные:
– анкетирование, тестирование, опрос с целью изучения родительского мнения по разным проблемам;
– индивидуальные беседы и консультации – работа с конкретной семьей с целью разбора конкретной ситуации и способа выйти из нее, установление партнерских отношений;
– тематические родительские собрания – обсуждение одинаковой проблемы между несколькими семьями (как по запросу родителей, так и планам учителя-дефектолога, опираясь на потребности группы);
– деловые игры, позволяющие научиться быстро принимать верные решения и вовремя исправить свою ошибку, поддерживающие уверенность в собственных педагогических возможностях;
– дискуссии - в ходе которых родители сами переживают конкретные ситуации;
– организация праздников, конкурсов – создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
– подготовка средств просвещения родителей: журналов, стенгазет, стендов – расширение сфер участия родителей в жизни группы и образовательной организации;
Эффективность и результативность работы в формировании педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с индивидуальной работой; педагогическое просвещение с активным включением родителей в воспитательную работу. Процесс овладения теоретическими знаниями должен включать решение практических задач воспитания и развития ребенка: обмен опытом родителей по вопросам семейного воспитания, разбор конкретных жизненных ситуаций.