Опубликованные материалы

Мотивация учебной деятельности через организацию самоподготовок

24-08-2024

Пономаренко Ольга Степановна

 

 воспитатель МКОУ Ордынская санаторная школа

Тема: «Мотивация учебной деятельности через организацию самоподготовок»
Только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  обучающихся,  может быть успешно  решена  проблема  повышения эффективности обучения
Для  воспитания  обучающихся, данная проблема также важна, поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.
Домашняя  учебная  работа школьников является  важной составной частью процесса  обучения  и выступает  одной  из  существенных  форм  его  организации.   Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения обучающихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока. 
Выполняя   домашнее задание, обучающийся учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи.
Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.
Воспитатель  должен стремиться, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Формирование мотивации проходи в несколько этапов:
1 этап. Возникновение мотивации.
На этом этапе необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений - “Ты выучил таблицу умножения на 2-5, но не знаешь еще на 6-9, а это понадобится на последующих уроках математики”.
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
На этом этапе активизируется поиск самих обучающихся, подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различной трудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иного предмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания, мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все это способствует усилению возникшей мотивации.

3 этап. Мотивация завершения.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце самоподготовки формировалась положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, чтобы оценочная деятельность самих обучающихся совпадала с дифференцированной отметкой учителя.
Каждый этап самоподготовки – это специфическая психологическая ситуация.
Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов – интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периода пребывания воспитанника.
При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия.
Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные решения. Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников я использую замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.
В нашем образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:
1. Проведение самоподготовки в одно и то же время.
Поскольку обучающиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.
Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых обучающихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни обучающиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.
2. Воспитателю нужно хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемые к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
3. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.
Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками:
➢ обеспечить глубокие прочные знания программного материала,
➢ развивать познавательные способности,
➢ формирование положительной мотивации к учению,
➢ обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями,
➢ умению адекватно оценивать свои возможности,
➢ работать с книгой, справочной и другой литературой,
➢ формирование культуры учебного труда.
Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные.
Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы:
➢ контроль,
➢ самоконтроль,
➢ взаимопроверка,
➢ доверие,
➢ помощь воспитателя,
➢ моделирование ситуаций успеха.
В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, но близкую к домашней, психологическую обстановку.
Проведение самоподготовки
Для того, чтобы самоподготовка способствовала формированию учебной мотивации обучающихся составляю план самоподготовки, который включает следующие моменты:
I. Организационный этап.
Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.
Перед началом самоподготовки течение 2-3 минут делаю анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.
Обучающиеся, знания которых оценены хорошими оценками, получают похвалу и тут же отмечается недостаточная работа на самоподготовке тех ребят, которые получили неудовлетворительные оценки, но акцентируется внимание на том, что они могут получить положительные оценки, но для этого необходимо проявить больше настойчивости, усидчивости, внимания. Полезно отметить, что не стоит отчаиваться, т.к. он уже знает часть изучаемого материала, но этого недостаточно, чтобы его знания по изучаемой теме учитель оценил положительно. Анализ провожу без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.
II. Выполнение домашнего задании по предметам.
Для меня наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков:
1. Литература или устный предмет. Чтение помогает подростку включиться в работу, подготовиться к письменному заданию.
2. Русский язык.
3. Математика
4. Устные предметы, более легкие.
Но если ученик предпочитает учить уроки в другом порядке, то иду ему навстречу.
Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями.
Время на подготовку каждого предмета дозировано и для наглядности записываю его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате.
На доске записываю предметы и задания по ним, которые необходимо подготовить на следующий день. Домашние задания учениками фиксируются в дневниках, но запись на доске нужна для того, чтобы обучающиеся ошибочно, по своей невнимательности не ошиблись в выборе домашнего задания.
В процессе проведения самоподготовки по-разному контролирую подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга.
Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия.

Поиск