Опубликованные материалы

«Маленький очерк о маленьком Храме» или «Свет пяти икон и «горящей к Небу «свечи»

23-08-2024

Гайкова Нина Николаевна

 

 Колледж Московского гуманитарно-экономического университета. Преподаватель литературы

«Маленький очерк о маленьком Храме»
или
«Свет пяти икон и «горящей к Небу «свечи»
Маленький Храм, словно «спрятавшийся» на самом краю улицы. Маленький – потому что не приходской, а фамильный, семейный в имении графа...
Конечно, слова князя Е.Н.Трубецкого о том, что купол православного храма выражает «молитвенное горение к Небесам», обо всех православных святынях России, но здесь, кажутся они особенно «актуальными». Словно белая свеча венчальная ввысь устремилась, «венчая» землю с Небесами.
Ввысь устремилось всё пространство Храма – словно в небеса улетающий иконостас – и очень маленькое пространство для прихожан. «Хватает», – говорят здесь служащие. А самое главное, что Святыня одна на несколько улиц этого, муравейник напоминающего, густонаселённого района Столицы…
А иконостас удивительно красивый – цвет морской волны с золотом – такого видеть ещё не приходилось.
Здесь, наверное, особо ощутимы слова П.В.Флоренского об «окне в Царствие Небесное».
Ряды, которым быть «положено», – апостольский, пророческий праотеческий, и, конечно, местный.
В самом верху Распятие, рядом с Которым Пречистая Матерь Христа и одна из Жен-Мироносиц - Мария Магдалина. С другой стороны Евангелист, сказавший, что начале было слово, и Мученик Лонгин Сотник, раскаявшийся за совершение казни Сына Божьего, и мучения принявший.
Ряд Праздничный. Изображены здесь и приход в мир Спасителя беззащитным младенцем в пещере, Мария и Иосиф; и смирение шестнадцатилетней Мария перед Волей Божию – стать Матерью Спасителя рода человеческого; и вхождение трёхлетней Марии по высоким ступеням в Храм. А далее будет Она жить при Храме - без родителей.
Все поняли, конечно...
Нет в Праздничном Ряду Главного События всего мира христианского, всего человечества – только любому человеку должно быть ясно, что без Воскресения Христова все другие Праздники смысла бы лишились…
На Царских Вратах, как чаще всего бывает, Благовещенье и четыре Евангелиста, а на дьяконских Первосвященник Аарон и Священник Всевышнего Мелхиседек, из Ветхого Завета пришедшие.
Конечно, привычнее как-то Святые Мученики Стефан и Лаврентий. Однако вспоминаются слова Святого двадцатого века Николая Сербского о том, что для кого не существует Ветхий Завет, для того «Христос не воскрес»…
Место для хора того же неземного цвета, что иконостас. И на нём изображения - создателей духовных трудов, священных книг, церковных песнопений.
Пастушок, победивший великана Голиафа, создатель Самой Таинственной Книги Ветхого Завета, к которой особое отношение и у Церкви Новозаветной, - Царь Давид, из рода которого, как мы знаем, Спаситель. (Если быть точным, Давид создал примерно сорок процентов псалмов, но основная часть по сравнению с другими «авторами» - его творения)...
Дьякон, которому во сне явилась Матерь Божия и сказала проглотить свиток с песнопениями. И после этого стал он не только обладать абсолютным музыкальным слухом, но и создавать церковные песнопения, например, известное всем: «Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Он изображён и на Иконе Покрова Богородицы, в честь него в двадцатом веке назвались монашескими именами два известных всем создателя духовных песен.
Как всем уже, наверное, ясно, речь о Романе-Сладкопевце...
А он жил на рубеже 7-8 веков, создал фундаментальный труд «Источник знания», претерпевший гонения от еретиков-иконоборцев. Чудом спасённый Матерью Божией – так появился Образ Ея Троеручица. О нём написал известную поэму, часть которой стала очень известным романсом, А.К.Толстой. Святой Иоанн Дамаскин.
А пять икон в самом пространстве Храма пребывают. Это – Образы Святых века окаянного: Врача-Исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) и Священномученика Василия.
Далее – Образ Самого Бога. Сейчас Образ Того Праздника, когда
поднялся Спаситель на Гору Фавор и преобразился, просияв Светом Невещественным – Светом Божественных Энергий.
До того на этом месте был Образ Триединого Божества...
И вот, наконец, Образ Пречистой, в честь Которого Храм возведён, - назовём Его несколько позже.
Пятая же икона, очевидно изображает Праздник – вернее, Памятный День, который сейчас. 9 августа вечером была Икона Матери Божией - Смоленская, в День Памяти Которой в 2010 остановилось пламя адово.
(См. «Одоление адова пламени»).
Сейчас – минеи августа.
А в притворе Распятие и Канун. Потому что не может не быть их в любом в храме…
Наверное, всё главное сказано. Остаётся добавить, что в притворе, над дверью в Храм Образ Святителя Мирликийского. Говорят, что взгляд его словно «идёт» за
молящимися. Возможно, но главное, что обращаются к нему и путешествующие, и невинно осуждённые, и в тиски нужды зажатые. Он Тайный Благотворитель.
А на тех, кто ещё не вошёл, на всю округу взирает на людей Матерь Божия с Образа, в честь
произошло Чудесное Явление Образа на корне сваленного бурей дерева...
Которого Святыня возведена. День Памяти Образа в декабре - вернее – это - один из дней.
Однажды Известный Храм Образа Этого находится недалеко от Рижского вокзала.(См. также «Святыня, Покровом Пречистой сохранённая.»).
Образ именуют Знаменьем. Знаменье Пресвятой Богородицы над районом Перово.
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость...



Поиск