Опубликованные материалы

Повышение мотивации учащихся 8-9 лет к изучению бисероплетения в объединение «Чудеса из бисера» посредством развития творческого потенциала.

08-08-2024

Мельникова Алевтина Павловна

 

 Педагог дополнительного образования

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений , влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел. Из поколения в поколение преподавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятие бисероплетением вызывает у детей большой интерес.
Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию воспитанников к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей. Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение.
Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение - не новый, но очень интересный вид рукоделия.
Творческие способности воспитанников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей воспитанников.
На занятиях бисероплетением возможно развивать моторные навыки и формировать творческие способности воспитанников разного возраста, а также данный вид не только способствует развитию мышления, моторных навыков, но и украшает внешний вид человека, женщину, девушку, тем, что таких самобытных, особенных, индивидуальных украшений нельзя нигде купить.
3.Теоретическая база
Сегодня сталкиваясь с такой проблемой, как развитие мелкой моторики, многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).
Занятие бисероплетением - это хорошое развитие моторики , а развитие моторики в первую очередь влияет на ум, а потому об этом стоит заботиться с детства.
Обучающиеся приходят в объединение бисероплетения с очень слабыми руками, не умеют правильно держать (проволоку)леску и бисер и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия рукоделием в целом и бисероплетением, в частности.
Изделия расположены по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития воспитанников. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого воспитанника отдельно. При планировании занятий мною это обязательно учитывается. Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы при бисероплетении невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы их искусственно не тормозить, им даются индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие обучающиеся.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.
4. Ведущая педагогическая идея
В процессе овладения бисерными приемами ребята приобретают навыки плетения, вышивки бисером и стеклярусом, знакомятся с основами дизайна. Способы бисероплетения, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность.
Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в творческой деятельности, а главное разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.
В ходе работы с бисерными материалами дети расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное — учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели бисерных поделок. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают простые и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства.
5. Цели и задачи опыта
Целью моей педагогической деятельности является выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами бисероплетения.
Одной из важнейших задач я считаю развитие интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, приобщения их к рукоделию, формированию основ нравственных ценностей, обучение ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия.
Воспитательно-образовательная работа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества.
6. Этапы накопления и систематизации опыта.
Этап 1: Изучение основ.
Первым шагом на пути к опытному бисероплетению является изучение основных техник и приемов работы с бисером. На этом этапе важно освоить основные узоры, научиться пользоваться инструментами (например, иглой, проволокой, леской) и понять основные принципы создания украшений.
Этап 2: Практика и творчество
Чтобы стать опытным мастером бисероплетения, необходимо много практиковаться. Выделить время для регулярной практики и постепенно улучшать свои навыки. Также важно развивать свою творческую мысль и искать вдохновение в окружающем мире.
Этап 3: Систематизация опыта
Для того чтобы эффективно использовать свой опыт в бисероплетении, важно систематизировать его. Можно вести журнал или блокнот, записывать свои идеи, техники, материалы и результаты работы. Это поможет отслеживать свой прогресс и извлекать уроки из своих проектов.
Бисероплетение – это увлекательное и творческое занятие, которое требует терпения, усердия и постоянного развития. Следуя вышеописанным этапам накопления и систематизации опыта, можно стать опытным мастером в этом деле и создавать удивительные украшения своими руками.

7. Основные понятия
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Технология параллельного плетения - особенность техники заключается в создании коротких параллельных рядов, скрепленных между собой только в начале и конце. Согласно со схемой на проволоку нанизывается определенное количество бисера. Кончики проволочек должны проходить сквозь набранные бисеринки навстречу друг другу.
Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним.
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст.

Поиск