Опубликованные материалы

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

01-04-2024

Елена Сергеевна Загирная

 МБОУ "Старокрымская средняя школа" администрации города Мариуполя

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ
В ЗАВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анотация
В статье освещается сущность управления процессом социально-эмоциональным воспитанием в заведениях общего среднего образования. Описано значение эмоционального интеллекта как важного фактора полноценного формирования личности школьника, сохранения его социального и психологического здоровья, адаптации к социальному миру и формированию готовности к будущей жизни. Раскрыты особенности развития эмоционального интеллекта внутри организации образовательного процесса. Освещены особенности организации социально-эмоционального воспитания в заведениях среднего образования, которые позволяют сформировать и развить эмоциональную грамотность школьников и также развитие эмоционального интеллекта ребенка.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социально-эмоциональное воспитание, управление социально-эмоциональным воспитанием.
Актуальность статьи.
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования и развития личности, содержащий в себе процессы актуализации личности, формирования ее социальных компетентностей на основе самопознания, самоопределения и самосовершенствования. Исходя из цели воспитания, запроса общества по формированию способности к социальной адаптации учащихся в новом глобализированном, информационном обществе, а также в соответствии с рекомендациями по ключевым компетентностям XXI века, есть необходимость в трансформации понимания роли и места развития социально-эмоциональной сферы школьников в заведениях общего среднего образования.
Недостаточная исследовательская работа в научном сообществе определяет необходимость научного поиска в указанном направлении.
Анализ последних исследований и публикаций.
Подходы к внедрению социально-эмоционального воспитания школьников освещается во многих зарубежных научных трудах (Д. Вечслер, Дж. Гилфорд, Д. Мейер, П. Селовей, В. Юркевич, Д. Гоулман, Э. Думницкий, Р. Тейлор, Д. Ошер, Г. Гарднер, Дж. Дурлак и др.).
Однако особенную актуальность сегодня приобретает исследование возможностей и факторов развития эмоционального интеллекта личности во время обучения в заведении общего среднего образования в нашей стране.
Теоретико-методологические и нормативно-правовые основания программного комплекса.
В качестве методологической основы развития социально-эмоциональных навыков используются идеи культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский), субъектно-деятельностного (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу) подходов, которые дают основание для понимания специфики социальной ситуации развития, ведущей роли деятельности и активного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой для решения задач развития в младшем школьном возрасте, а также компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования в качестве которого рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.).

Программный комплекс разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
 Международная «Конвенцией о правах ребенка»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства»;
 ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897), среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009 №413); среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
 Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 №514н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18.08.15, регистрационный №38575;
 Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министром образования и науки 19.12.2017;
 План мероприятий по реализации национального проекта «Образование» на период 01.01.2019 - 31.12.2024
Цель статьи:
раскрыть особенности управления процессом социально-эмоционального воспитания детей в общем среднем образовании.
Изложение основного материала.
Концепция социального и эмоционального воспитания в учебных заведениях разработала американская ассоциация CASEL (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning), которая начиная с 1994 года внедряет программы социально-эмоционального воспитания в заведениях начального и среднего образования США и других стран мира.
CASEL – организация, которая стремится способствовать развитию академического, социального и эмоционального обучения. Миссия CASEL – помочь сделать социально-эмоциональное обучение, основанное на фактических данных, неотъемлемой частью образования от дошкольного до старшего школьного возраста. Благодаря программам социально-эмоционального развития учащиеся учатся договариваться между собой, находить компромиссные решения. Формирование универсальных компетенций способствует развитию у учащихся навыков самосознания, самоуправления, социальной осведомлённости, взаимоотношений и навыков ответственного принятия решений; улучшению отношения и убеждения учащихся о себе, других людях. Это, в свою очередь, обеспечивает основу для лучшей адаптации; повышения мотивации к изучению учебных предметов и образовательных результатов; позитивного социального поведения и отношений со сверстниками. В образовательный процесс активно вовлекаются законные представители учащихся. Исследования показали, что учебные программы, ориентированные на CASEL и его компетенции, могут оказать положительное влияние на школьный климат и способствовать получению множества социальных и эмоциональных преимуществ для учащихся.
Социально-эмоциональное обучение (SEL) является неотъемлемой частью образования и человеческого развития. SEL – это процесс, посредством которого все учащиеся и взрослые приобретают и применяют знания, навыки и отношения для управления эмоциями и достижения личных и коллективных целей, чувствуют и проявляют сочувствие к другим, устанавливают поддерживающие отношения с окружающими. SEL способствует достижению равноправия и передового опыта в образовании за счёт подлинных партнёрских отношений между школой, семьёй и сообществом, чтобы создать учебную среду и опыт, которые характеризуются доверительными отношениями и сотрудничеством, строгими и содержательными учебными программами, и инструкциями, а также постоянной оценкой. SEL может помочь устранить различные формы неравенства и предоставляет учащимся и взрослым возможность совместно создавать успешные сообщества.
Основные принципы социально- эмоционального воспитания.
Обычно рассматриваются четыре ключевых принципа.
Принцип 1: Основополагющие ценности лежат в основе данной технологии, поскольку они формируют линию поведения ученика. Разработка комплекса действий без обоснования ценностей приведет к несогласованности по назначению и поведению, действиям.

Принцип 2. Социальные и эмоциональные навыки должны преподаваться учащимся, чтобы они умели ими адекватно распоряжаться. Эти навыки помогут им решать будущие задачи.
Пять ключевых областей навыков:
• самосознание,
• социальная осведомленность,
• самоуправление,
• управление взаимоотношениями
• ответственное принятие решений.
Обучение учеников социальным и эмоциональным навыкам может быть явным, путём специальных уроков и бесед, или скрытым — через обучаемые моменты, моделирование поведенческих, нравственных и проблемных, ситуаций.
Принцип 3: Школы играют важную роль в обучении социальным и эмоциональным навыкам, потому что руководители школ и учителя могут и должны являться серьёзными образцами для подражания. Кроме того, школьная среда является важным средством обучения учеников, площадкой формирования социальных и эмоциональных навыков.
Принцип 4: Дети, обладающие социальными и эмоциональными навыками, привязанные к разумным ценностям, смогут продемонстрировать хороший, сформированный характер и чётко выраженную гражданскую позицию.

Практическое применение.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Старокрымская средняя школа» администрации города Мариуполя обучаются все возрастные категории учащихся. На каждом жизненном этапе проблема формирования универсальных компетенций приобретает свои особенности. Результаты опроса показали, что у некоторых учащихся универсальные компетенции, социальные и эмоциональные навыки недостаточно сформированы. В связи с этим сегодня учреждение образования изучает исследования и стратегию обучения SEL в школах и классах. Деятельность в данном направлении позволит формировать универсальные компетенции, развивать коммуникативные навыки и умения, повысить качество образования и уровень обученности учащихся, избежать поведенческих проблем и эмоциональных расстройств учащихся за счёт изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса. Социально-эмоциональное обучение в большей мере учитывает интересы, склонности и способности учащихся, предоставляет возможность построения индивидуальной образовательной траектории и обеспечивает более высокий уровень подготовки в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Универ

Поиск