Опубликованные материалы

методическая разработка

28-06-2024

Мария Николаевна Заякина

 МАОУ "СОШ №12"

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Алапаевск

Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Причастный оборот и
знаки пунктуации при причастном обороте»











Разработала:
Заякина Мария Николаевна,
учитель русского языка и литературы







2024 год
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 7 (общеобразовательный)
3. Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др.
4. Тема урока: Причастный оборот. Знаки пунктуации при причастном обороте.
5. Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
6. Технологии: Система развивающего обучения. Компьютерная технология. Технология развития критического мышления, элемент проблемной технологии.
7. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Причастный оборот и знаки пунктуации при причастном обороте».
8. Задачи:
 обучающие: отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
 развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложненном причастным оборотом; развитие творческих способностей учащихся через выполнение домашнего задания: составление грамматической сказки с использованием причастий; развитие словарного запаса учащихся.
 воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку, формирование дисциплины на уроке.
9. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
10. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
11. Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, правило постановки знаков препинания при причастном обороте.
- Уметь находить причастия, правильно выделять причастия и причастные обороты на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.
- Находить определяемое и зависимые слова .
Личностные:
- Уважительное отношение к родному языку; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, сознательность.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, эффективно сотрудничать.
- Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные:
- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
12. Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа с текстом, взаимоконтроль, различные виды опроса. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого ученика в активную деятельность на уроке.

Этапы урока
по теме «Причастный оборот.
Знаки пунктуации при причастном обороте»

1. Мотивационный этап.
Приветствие учеников, фиксация отсутствующих учеников. Создание благоприятного микроклимата на уроке.
2. Актуализация знаний.
Систематизация ранее пройденного материала:
- что изучает морфология? (слово как часть речи)
- что такое причастие? (самостоятельная часть речи / особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?)
- какими признаками, приобретенными от прилагательного, обладает причастие? (склоняется по родам, числам, падежам; имеет краткую форму; синтаксическая роль)
- какими признаками, приобретенными от глагола, обладает причастие? (время, вид, возвратность, переходность, разряд / наклонение).
- Понаблюдаем за словосочетаниями. Они разбиты на 2 группы по какому-то одному признаку, понаблюдайте, прочитайте внимательно все словосочетания и подумайте: по какому признаку я разделила эти словосочетания?




Слайд «Понаблюдаем?»
горящий костер
бушующее море
пожелтевший лист
созревшие плоды
влюблённый поэт горящий на берегу
бушующее вдалеке
пожелтевший осенью
созревшие в срок
влюблённый в родину

- Как называются причастия с зависимыми словами? (причастный оборот). А что вы знаете о знаках препинания при причастном обороте? И это тема нашего урока: «Причастный оборот» (слайд).
- Какие качества нам сегодня потребуются, чтобы быть успешными? (внимательность, доброта по отношению друг к другу, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопонимание, взаимопомощь,дисциплина).
3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока.
На доске записаны словосочетания с одиночными причастиями, одно из них выделено яркой рамкой:
- решенная задача; - цветущий луг; - сваренный мамой компот; - прочитанный рассказ; - танцующие дети.
Задача детей – высказать предположение, по какому принципу выделено одно из словосочетаний (имеется зависимое от причастия слово).
Причастие с зависимым словом (причастный оборот) – явление незнакомое. Следовательно, тема урока – «Причастный оборот и знаки пунктуации при причастном обороте». Помощь в формулировании темы и целей урока.
- Давайте сформулируем цели нашего урока:
 Повторить понятия «определяемое слово», «зависимое слово».
 Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».
 Повторить знаки препинания при причастном обороте.
 Потренируемся находить причастия и причастные обороты в предложениях.
- Вот такие цели мы ставим на уроке.
4. Обобщение и закрепление знаний.
Слайд «Ключевые понятия»
1. Как называется слово, от которого зависит определение? (определяемое слово)
2. Слово, которое находится в зависимости от другого (зависимое слово).
3. Причастие с зависимыми словами (причастный оборот).
- Вспомним графическое обозначение: определяемое слово – х; границы причастного оборота вертикальными линиями – I …… I; причастный оборот как определение – волнистой линией. И подписываем над причастным оборотом – п.о.
- Я думаю, что мы готовы к формулированию правила:
Слайд «Формулирование правила»
1. Море, бушующее на горизонте, казалось прекрасным.
2. Бушующее на горизонте море казалось прекрасным.

- Чем отличаются 2 этих предложения друг от друга? (1 – обособленное определение, 2 – необособленное определение).
Сейчас потренируемся в нахождении и обозначении причастных оборотов, для этого выполним задание «Найди причастный оборот». Работать будем у доски.
Слайд «Найди причастный оборот»
1. В отходящей к берегу волне Охотского моря играли звезды.
2. Виднелись лиственницы одетые зелёными иголками.
3. Сквозь влажный блеск разлитый в воздухе ясно выступала даль.
4. За сопкой мерно и приглушенно шумело недавно проснувшееся море.

5. Самостоятельная работа на уроке.
Каждый ученик получает карточку для выполнения самостоятельной работы на уроке. Задача учеников: найти и обозначить причастный оборот, расставить знаки пунктуации. На выполнение дается 10 минут.

Карточка для самостоятельной работы:
1. Замёрзшие за ночь цветы оживали.
2. Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев.
3. Ручей спрятавшийся в траве тихо журчал.
4. Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр.
6.Физкультминутка.
Слайд «Физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ку, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай! Думай, голова!



7.РефлЕксия
- И в завершение нашего урока давайте обратимся к целям нашего урока.
 Оправдались ли ваши ожидания?
 Что вы получили на уроке?
 Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Причастный оборот»?
 Сможете ли вы применить свои знания в дальнейшем?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Домашнее задание.
- Повторить изученный теоретический материал и правило в учебнике. Домашнее задание творческого характера «Добавь причастия».
-
Вставьте в текст подходящие по смыслу причастия. Запишите текст.
Я часто восхищаюсь беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо над тихой бухтой. Пушистые облака бросают причудливую тень на морскую гладь. От этой картины веет покоем.
Слова для справок: простирающийся, плывущий, играющий, …
Учитель благодарит учеников за работу на уроке.






Поиск