Опубликованные материалы

Как развить наставничество у детей

27-06-2024

Родзевич Алла Юрьевна

 педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ Пушкинского района

«Как развить наставничество среди детей
в дополнительном образовании»

Статья - размышление
Родзевич Алла Юрьевна,
педагог дополнительного образования
ГБУ Дворец творчества Пушкинского района

Санкт-Петербург
Размышления о наставничестве

Иногда очень страшно зайти в заброшенный дом, или отправиться в пустынное незнакомое место. Но, если рядом с тобой есть кто-то, то сделать это оказывается намного проще. Причём порой даже неважно, силён этот кто-то или слаб, стар или мал. Присутствие человека, который с тобой «в одной лодке», даёт силы, даёт возможность поверить в себя и сделать шаг. А если это к тому же друг или человек, с которым тебе тепло и надёжно, то страх отступает полностью, про него просто забываешь…
Человеком, с которым не страшно, который придаёт тебе душевные силы, - именно таким должен быть наставник. Каждый из нас, педагогов, ощущает себя наставником. А вот ребята воспринимают педагога как человека, который учит, оценивает, работает над ошибками. Но не всегда признаёт в нём наставника.
Если я работаю индивидуально и читаю текст вместе с кем-то из ребят постарше, мы с ним можем говорить на равных, почти на одном языке, и я могу попытаться приоткрыть для него завесу чего-то нового, подвести к маленькому открытию. Я начинаю диалог, предлагаю подумать, пытаюсь повернуть его мысли в верное русло. И вижу, как радостно он приходит к выводам, с каким удовольствием раскрывает новую мысль, ему это нравится - и он начинает верить в себя, чувствовать свою силу.
С ребятами помладше- сложнее. Ещё недавно вышедшие из детского сада, они привыкли слушаться. И для них главный авторитет - родители. «Мама сказала…», «мама не разрешает», «мама нашла мне стишок», «мама говорит, что тут нужно читать вот так». Приходится пробовать стать наставником для мам. Не со всеми это получается. Некоторые считают, что только они знают, что правильно и хорошо для их ребёнка, что он настолько талантлив, что покорит мир без педагогов и наставников. Это проходит со временем, осознается, с опытом. Есть родители, которые готовы поделиться своими мыслями, как лучше объяснить что-то ребёнку. Как, не травмируя «юное дарование», помочь ему совершенствоваться. Большинство моих маленьких учеников, которые захватывают зрительское внимание, нравятся зрителям, из числа тех, у кого именно такие мамы. Взрослые есть взрослые. Замечательный мальчик Женя, среднего школьного возраста, ему одиннадцать лет, харизматичный, добрый, веселый, творческий. Представляя свою работу на занятии, он торопится сказать сразу после прочтения: «Ну, я знаю, что ещё не совсем так, что можно лучше». И я вижу, что далеко не всегда он считает именно так. Он боится, что сейчас, когда он выложился в присутствии своих друзей и с вдохновением прочёл найденное им стихотворение, я могу сказать ему эти слова. И он торопится сказать их сам. Ему хочется, чтоб ребята считали его «крутым», для этого он старается избежать замечаний. Недавно я репетировала с первоклассником Колей. Хорошим мальчиком, смелым. Его всё время хвалят, потому что он маленький, и всякий раз ожидает поблажки. Вот и в этот раз забывал текст и читал вполсилы.
Но тут в зал вошли мои ребята старшего возраста. Со свойственным им юношеским максимализмом стали его подзадоривать: «Ты что, не можешь запомнить? Чего так скучно читаешь?». Такие фразы могут, конечно, больно задеть. Но не Колю. Он борец. В ответ мальчишкам прочитал стихотворение так, что я просто застыла. Это было именно то, на что я безуспешно пыталась его сподвигнуть в течение 40 минут.
…Мнение ребят порой намного важнее для учащегося, чем мнение педагога. Поэтому иногда я даю задание и ставлю опытных ребят в паре с новичком, и очень часто при этом вижу лучший результат.
Практикую проведение определённого комплекса речевого тренинга с детьми таким образом, чтобы каждый мог побыть на месте учителя и рассказать товарищам о каждом упражнении, показать его, проверить точность исполнения, подсказать, если что-то делается не так. Мне кажется, это первый шаг к наставничеству среди детей. А в жизни это, возможно, тоже научит их помогать друг другу.
Наставники-дети, как мне кажется, вдохновляют других своим примером, заражают жаждой творчества. Они не учат, как мы, педагоги, они помогают почувствовать некую изюминку в том, что у них получается, и что они делают с любовью и интересом.
Мне очень понравились слова знаменитого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться».
Обучение и наставничество основаны на общении. Дети учатся у нас, а мы незаметно учимся у них. Иными словами, если я выбираю наставника среди ребят для новенького, то я знаю, что выигрывают при этом оба. Тот, кто удостоен чести быть наставником, старается изо всех сил стать достойным такого звания, и при этом тоже становится лучше.
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» (Ч.Диккенс)

Поиск