Опубликованные материалы

Методическая разработка. Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии

15-05-2024

Маловичко Виктор Алексеевич

 ГБУ ОО ЗО Великобелозерская СОШ №1 К-Днепровского района

Введение

В педагогической деятельности приоритетными являются активные приемы и средства обучения, позволяющие вовлечь учащихся в познавательный процесс, организовать процесс самостоятельного получения знаний.

Современный урок обязательно способствует самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала и готовит ребенка к успешной жизни в нынешнем обществе
Дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. На современном уроке учитель должен максимально давать им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Для учителей химии имеется широкое поле деятельности по формированию навыков самостоятельной творческой работы, привитию практического опыта работы с химическими реактивами и оборудованием. При самостоятельном выполнении опытов и наблюдениях за ними учащиеся познают многообразную природу веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности.

Целью методической разработки является показать один из вариантов применения методов и приемов с учащимися на уроках химии при помощи активных способов обучения.

Данная методическая разработка может быть полезна учителю, преподающему химию в общеобразовательных организациях с использованием
УМК О.С. Габриеляна




















Тема урока: «Соли аммония»
9 класс
Цель урока: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у обучающихся формируется умение характеризовать строение, физические и химические свойства солей аммония, их распознавание, способы получения и применение.
Предметные результаты:
1. уметь характеризовать строение солей аммония, физические и химические свойства солей аммония; распознавать соли аммония, характеризовать способы получения, области применения солей аммония;
2. составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения и химические свойства солей аммония;
3. проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов аммония с соблюдением правил техники безопасности
4. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Метапредметные результаты:
1. уметь использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов;
2. устанавливать причинно-следственные связи;
3. проводить наблюдения, делать выводы
4. самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью, корректировать свою деятельность в соответствии с изменившейся ситуацией
Личностные результаты:
1. Сохранять учебно-познавательный интерес к новому знанию, способам его усвоения;
2. Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни для решения практических задач.
3. Умение грамотно обращаться с веществами в быту.
4. Умение оценивать собственную учебную деятельность на основе критериев
Оборудование и реактивы:
Технические средства для демонстрации презентаций (в моём случае – ноутбук и экран плазменной панели)
Пробирки, спиртовки, спички, держатели, вата, соли аммония: хлорид, сульфат, карбонат (кристаллические), хлорид калия, вода, раствор гидроксида натрия, фенолфталеиновая бумажка.

Методы и приёмы обучения: беседа, диалог, выполнение упражнений, лабораторная работа


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Этап урока.
Содержание этапа Методы (М) и формы организации учебной деятельности(Ф) Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент. Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Что изучает химия?
Какое вещество изучали на прошлом уроке?

Допишите уравнения реакций взаимодействия аммиака с азотной и серной кислотами.
Назовите продукты реакций.
NH3 + HNO3 → NH4NO3
NH3 + H2SO4 → NH4 HSO4
2 NH3 + H2SO4 → (NH4)2SO4 Вопросы:
1. Почему аммиак может реагировать с кислотами?
2. Какие особенности строения молекулы аммиака обуславливают проявление им основных свойств?
3. Что получается в результате взаимодействия аммиака и иона водорода? 4. В состав каких веществ входит эта частица?
М – репродуктивный Ф - фронтальная, индивидуальная Задаёт вопросы классу:


На доске написаны начала уравнений реакций.

Направляет работу учеников, корректирует





Организует оценку ответов учеников Отвечают на вопросы


Ученик дописывает их, называет продукты реакций.
Класс дополняет, исправляет, оценивает.





Отвечают на вопросы (карточка).

Проблематизация.
Целеполагание.
Мотивация Мы сейчас не просто проверили выполнение д/з, но и повторили материал, который будем использовать для изучения нового Какие вещества будем изучать сегодня? Формулировка темы урока, Постановка цели.

Тема урока: «Соли аммония».
Что должны узнать? Чему научиться? Цель:
Изучить свойства солей аммония, М – проблемное изложение, частично поисковый, Ф -фронтальная Задаёт вопрос






Помогает, при
необходимости, сформулировать тему и
цель урока






Формулируют тему и
цель урока

научиться отличать их от других солей, узнать, где их применяют.
Совершенствовать умения записывать уравнения реакций, идущих с участием солей аммония.
Мотивация
Для чего изучать?
- Чтобы уметь обращаться с веществами;
- Знать, где они используются;
- Знания могут пригодиться в профессиональной деятельности.


Освоение новых знаний и способов деятельности
Посмотрите на формулы веществ и ответьте: Какие вещества (по составу) называют солями аммония?
Соли аммония - сложные вещества, состоящие из катионов аммония и анионов кислотных остатков.

Каков тип связи между катионами аммония и анионами кислотных остатков? Каков тип кристаллической решётки? Какие физические свойства можем прогнозировать?
(Твёрдые кристаллические вещества, сильные электролиты).

Сейчас будем работать с веществами. Для этого надо повторить правила безопасности.
Вспомните основные правила работы
- с веществами,
- со спиртовкой,
- правила нагревания,
- правила определения запаха веществ,
- правила поведения в экстренной ситуации.

Изучение свойств солей аммония. М – частично поисковый, исследовательский, объяснительноиллюстративный Ф – фронтальная, парная, индивидуальная
Задаёт вопросы













Организует повторение правил безопасности; запись в тетради;
Подпись в журнале по Т.Б

Организует работу
изучению химических свойств
(по инструкции)


по
Формулируют определение,
Определяют тип химической связи в веществах, тип кристаллической решётки, прогнозируют
свойства солей аммония






Повторяют правила безопасности при проведении опытов, делают записи в журнале по т.б.


Выполняют работу




Выполнение опытов по изучению свойств солей аммония.
(Работа по инструкции)

У солей аммония необычные свойства.
Где их применяют?
Применение солей аммония.
- Где мы с вами можем встретить соли аммония?

Организует обсуждение Просмотр презентации и работа с ней. (презентация подготовлена одним из учащихся заранее )
Первичное закрепление материала. Совершенствован ие новых знаний и способов деятельности Осмыслим, как поняли.

Тест на листе (по свойствам и применению солей аммония) «Да – нет».
Сравните свои ответы с ответами на доске.
Какие вопросы вызвали затруднения? (Обсуждение).


Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке и ранее, выполним упражнение.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и краткой ионной форме. Выберите уровень сложности, который вам по силам.

М – репродуктивный, Ф – фронтальная, парная
Организует работу, помогает найти правильный ответ в случае ошибки



Организует работу, помогает определиться с
выбором уровня сложности

Указать время выполнения задания.

Выполняют тест

Сверяют с ответами на доске.




Ученики работают по карточкам
(записывают уравнения реакций, идущих с участием солей аммония).


Диагностика, контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), Проверьте правильность выполнения задания.
Исправьте ошибки карандашом.
Оцените свою работу на «5», если Вы выполнили её без ошибок; на «4», если ошибка в одном уравнении; на «3», если ошибки в двух уравнениях. Если все уравнения реакций Вы написали с ошибками, Вам необходимо повторить изученное.
Какие трудности встретились?
М – репродуктивный, Ф – фронтальная, парная Организует работу,
Самопроверка,
взаимопроверка


Рефлексия Какие цели ставили? Достигли ли?

Итоги работы.
Отметки по результатам работы.

Попробуйте определить для себя, насколько вам удалась работа на уроке.
Нарисуйте на полях звёздочку, если, несмотря на трудности, вы справляетесь с заданиями. Нарисуйте на полях квадратик, если не всё удаётся.

Если вы научитесь правильно оценивать свою работу, у вас всё получится.
М – репродуктивный, Ф – фронтальная, парная Организует работу,
Определяют степень усвоения материала
Домашнее задание § 30 - вопросы теории. Выберите упр. 2 – если вы испытываете затруднения в написании уравнений х.р.; упр. 4 – если работаете без затруднений; дополнительно – задача 5, если хотите знать больше.


Благодарю за работу.

Урок окончен.

Поиск