Опубликованные материалы

"Проектная деятельность в ДОУ"

07-06-2024

Корнева Светлана Владимировна 

 воспитатель, детский сад 1, Кемеровская область-Кузбасс, Киселевский ГО

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Итак, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще во 2 половине 19 века в США. Основоположник Джон Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность воспитанника, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. По Дьюи перед ребенком обязательно должна стоять проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для этого ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль вопитанников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
* не было учителей, способных работать с проектами;
* не было разработанной методики проектной деятельности;
* чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
* «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
* отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились.
Но все же сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов».
И наконец в 21 веке эта технология стала активно использоваться и в школах и в доу нашей страны. Поэтому технологию проектной деятельности можно назвать инновационной среди образовательных технологий нашей страны.
Из всего выше сказанного, можно дать определение: Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Не зря выделены слова: цель, проблема, результат и оформление этого результата. Это ключевые слова в данном определении.
Говорят, что проект это пять «П», т.е. при организации и проведении проекта есть пять компонентов – это:
Проблема - должна быть актуальной, в младшем дошкольном возрасте ее формулирует педагог, в старшем – педагог подводит детей к проблеме и они выявляют ее сами.
Планирование – это формулировка темы проекта в соответствии с проблемой, это обозначение цели и задач проекта, количество и возраст участников, продолжительность проекта и т. д.
Поиск информации – это непосредственная реализация проекта
Продукт – продуктом является запланированный результат
Презентация проекта – демонстрация продукта проекта окружающим
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть.
Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.
Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУО способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в новых условиях. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.

Поиск