Опубликованные материалы

«Символизм Матрены Васильевны в «домочадцах»» (в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»)

11-06-2024

Ольга Баженова

 учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26

1.Символизм быта и окружения героини

Матрена Васильевна - тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Какова же символическая роль двора в повести, его устройство?
Ее дом – это сквозной символический образ, как ковчег праведника Ноя, в котором Матрена спасается от «советского потопа». Перейдём к дому. Он был сделан добротно, рассчитан на большую семью. Только вот от времени сгнила щепа, покосились ворота, посерели бревна. Калитка была на запоре, но ее легко можно было открыть, просто просунув руку. Двор не был крыт крышей. Многое в доме находилось под одной вязью. Кому-то изба Матрены не казалось такой уж пригодной для жилья, но она отлично защищала от осенней и зимней непогоды. Крыша не протекала от дождя. А тепло от печки выдувало не сразу, а только ближе к утру. Кроме самой хозяйки и квартиранта в доме жили кошка, мыши и тараканы. Стены избы были когда-то обклеены зелеными обоями, причем, в несколько слоев. Во многих местах они уже давно отошли. Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка. Тараканы же водились только на кухне, в саму комнату они не переходили. Зато если ночью зажечь свет на кухне, они кишели везде: на скамье, полу, по стенам. На пятнадцать соток песочка держала она у себя грязно-белую козочку.
В большинстве случаев одного материала не достаточно, чтоб уловить душевную символику. Для этого нужно глубже вникать в окружение героев, ведь окружение героини было выбрано не просто так, ибо автор мог описать её как простую, одинокую, ничем непримечательную старушку. Окружение было выбрано автором неслучайно, ведь его значение можно сопоставить с бытом старушки, и тем, что происходило в произведении.
Всё в доме держится друг на друге. Как же так? Зачем автор добавил туда столько обитателей, ведь он мог бы сделать Матрёну одинокой старушкой? Автор не просто так выбрал окружение героини, ведь всё держится друг на друге в этом произведении, да, и сама Матрёна была бы пустой оболочкой без обитателей двора. Тараканы нужны были для мышей. Мыши поедали тараканов. Мыши для колченогой кошки, которая их ловила, даже не смотря на то, что не ела. А кошка нужна Матрёне, также как и коза. Матрёна же лелеяла кошку, также как и свою белую козочку, ради которой та, брала поутру мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. Да, и Матренин двор не был бы самим собой без его обитателей. Почему они не могли друг от друга избавиться? Потому что они должны были остаться. Все взаимосвязано, круговоротом заставляют жить героиню. Даже сам Игнатич, скептик, учитель математики, заметил, что всё здесь связано, и не может быть друг без друга.



















2. Сопоставительная характеристика образов
Образ Матрены Образы домочадцев
Окружение было выбрано, не зря, ведь его значение можно сопоставить с бытом старушки, и тем, что происходило в произведении. Фикусы означали способность пережить любые невзгоды, что можно было заметить у главной героини. У неё умерли все дети, муж пропал без вести во время второй мировой войны, болела сибирской язвой – не смотря на все эти невзгоды, она оставалась всё той же бодрой старушкой, что всегда придёт на помощь.
Автор считает, что обращаться за примером для подражания в мир природы — не лишнее. Ведь как человек способен выстоять даже после серьёзных ударов судьбы, так и природа — растение — показывает удивительную жизнеспособность и стойкость вопреки всем внешним факторам. Невозможно не согласиться с этим, как ни крути, люди нередко прибегают к поиску внутренней связи собственных эмоций и проблем с жизнью природы. Фикусы. Они символизирует терпимость и гибкость. Его корни, которые сидят глубоко в земле, означают стабильность и стойкость к бурям. Он известен способностью выжить в различных условиях жизни. Если ему отрезают ветки, то он способен расти и обновляться.
«Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны»
По сути, человек — часть природы. Как и растения, он развивается и меняется, живёт и умирает. Именно поэтому использование образа природы всегда откликается в душе читателя, даже если это всего лишь комнатный фикус. Тревогой наполняется её дом в ночь трагедии: «толпа испуганных фикусов» - метафоричный образ, означающий, что они погибнут тоже.
Мышей соотносили с душами умерших. В произведении можно соотнести души умерших детей с мышами, ведь все дети умерли в стенах дома. Как мы помним, мыши значили ещё и болезни и беды. В произведении – это болезнь Матрёны, ведь та страдала от такого недуга как Сибирская язва.
Мыши
Это крошечное существо часто изображается как жертва, на которую охотятся более крупные и сильные животные и которая борется за выживание в суровых условиях. В целом мышь — это мощный символ. В литературе, представляя уязвимость и хрупкость жизни и напоминая нам о важности сочувствия и сострадания к тем, кто меньше или слабее нас.
«…Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то, еще по хорошей жизни, оклеил Матренину избу рифлеными зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между бревнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком. Кошка сердито смотрела вслед их шуршанью, а достать не могла»
Меняется поведение мышей в момент потери хозяйки.
«…Мышами овладело какое-то безумие, они ходили по стенам ходенём, и почти зримыми волнами перекатывались зеленые обои над мышиными спинами.
Идти мне было некуда. Еще придут сами ко мне, допрашивать. Утром ждала меня школа. Час ночи был третий. И выход был: запереться и лечь спать. Запереться, потому что Матрена не придет. Я лег, оставив свет. Мыши пищали, стонали почти, и все бегали, бегали. Уставшей бессвязной головой нельзя было отделаться от невольного трепета — как будто Матрена невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Жертвенность – коза. Это была сама Матрёна. Белая козочка, как белая, чистая душа Матрёны. Жертвенность прослеживалась и в поступках Матрёны: Даёт жилище Игнатичу, ещё и готовит ему еду бесплатно. Воспитывает Киру, не взяв ничего взамен, завещает ей горницу. Постоянно помогала односельчанам, ни разу никому не позавидовала. Она приносит себя сама в жертву. Шла помогать колхозу, не получая, ничего за работу. Когда односельчане просили ее выкопать картошку-тоже не отказывала. Люди ее осуждали за это, считали, что она живет неправильно, хотя люди сами нуждались в ее помощи.
«…Помочь колхозу вывезти навоз - к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Односельчане часто просили Матрену помочь на огороде. Она никому не отказывала и даже денег не брала. Бросала свои дела и шла помогать» Коза. Козлята были древнейшими жертвенными животными и являлись непременными атрибутами многих обрядов, направленных на оживотворение плодоносящих сил земли. Ещё древним иудеям был известен обычай - жертвовать козла и выбирать «козла отпущения». К первосвященнику приводили двух козлов, бросали жребий, которого из них принести в жертву, а которого отпустить в пустыню, предварительно возложив на него все грехи и преступления сынов Израилевых.
«…Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трех чугунках: один чугунок — мне, один — себе, один — козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо»
Хозяйка жила забытая всеми, бедно и убого. За все годы Матрена могла избавиться от тараканов, но они вносили жизнь в ее одинокий дом. Матрена не стремилась бороться с тараканами, ссылаясь, на то, что ядом можно отравить кошку. Ее доброта накладывалась даже это мерзкое насекомое. Тараканы. На протяжении всей истории таракан символизировал приспособляемость, стойкость и даже выживание. Несмотря на то, что многие презирают их, эти насекомые невероятно устойчивы и приспособились к выживанию в самых разных условиях. В некоторых культурах даже считается, что если вы видите мертвого таракана, это означает, что вы способны пережить любое препятствие, которое может встретиться на вашем пути.
«…Единственное, что тараканы уважали, это черту перегородки, отделявшей устье русской печи и кухоньку от чистой избы. В чистую избу они не переползали. Зато в кухоньке по ночам кишели, и если поздно вечером, зайдя испить воды, я зажигал там лампочку — пол весь, и скамья большая, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились. Приносил я из химического кабинета буры, и, смешивая с тестом, мы их травили. Тараканов менело

Поиск