Опубликованные материалы

Воспитание эмоционально-ценностного отношения у учащихся студии эстрадной песни "Аллегро"

11-11-2022

Марина Александровна Ненашева

 педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Дом детского творчества№5,г.Новокузнецк Кемеровской области"

Одной из особенностей дополнительного образования является его эмоциональная насыщенность. Важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний подавляет эмоционально - образное восприятие мира, столь необходимое детям и подросткам. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Обилие и мозаичность знаний, являющееся печальной приметой нашего времени, отрицательно сказывается на психике ребенка. Ученые давно говорят об этом. А.Н.Леонтьев считал главной бедой образования обнищание души при обогащении информацией. Дополнительное образование - один из возможных путей решения этой проблемы. Умелое обращение к эмоциональной сфере человека важно еще и потому, что оно тесно связано с потребностями и мотивами деятельности. Когда знания, умения, творческие способности включаются в эмоционально-ценностную систему человека, тогда удается избежать несогласованности между знаниями и чувствами. Эмоционально - ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников при общении с яркими личностями, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие детей сегодня. Поэтому столь важно видеть живых людей, а не хрестоматийные образцы. Вместо воспитания на примерах лозунговых добродетелей необходимо обращение к переживаниям и размышлениям человека, к его поискам, взлетам и падениям. Все это можно найти в замечательных образцах - литературе, музыке, живописи - и в наше время.
Одним из таких положительных примеров стала деятельность творческого объединения художественного отдела Дома детского творчества №5 - студии эстрадной песни «Аллегро», где занимаются дети в возрасте от 5 до 17 лет. Как отмечено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в настоящее время «можно выделить источники нравственности, человечности, опора на которые позволяет… продуктивно развивать свое сознание, жизнь…». Именно с этих позиций педагоги студии рассматривают задачи целенаправленного воздействия на личность подростка, способствуют развитию и воспитанию творческой и инициативной личности обучающихся. Тактика всей деятельности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования направлена на создание условий для самореализации учащихся и помощь им в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Сегодня очень актуально, чтобы у детей и подростков сформировалось стойкое неприятие всех негативных проявлений и способность противостоять им. Воспитание эмоционально - ценностного отношения у детей и подростков в большой степени помогает осуществлению задач по формированию гражданской позиции. Причастность детей и подростков к важным мероприятиям культурной и политической жизни, знаменательным событиям в жизни района и города, пробуждает у детей эмоциональный отклик: гордость и уверенность в будущем. Воспитанники студии эстрадной песни неоднократно представляли Дом детского творчества Новоильинского района на социально значимых мероприятиях и акциях в районе и городе. Участие в концертных программах, посвященных знаменательным событиям (выборы в органы законодательной и исполнительной власти; встреча населения Новоильинского района с депутатами; награждение педагогов района и города по итогам конкурса «Учитель года»; встреча с ветеранами-педагогами, вручение губернаторских стипендий учащимся Новоильинского района) дает возможность учащимся ощутить себя частью социума и имеет большое значение в гражданском и патриотическом воспитании детей. Для учащихся студии эстрадной песни это не только возможность творчески проявить себя на сценических площадках, но и прикоснуться к социо-культурной жизни района и города.
Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство вокруг учащегося, чаще всего ограниченное только школой. Спектр форм и методов «погружения» учащихся в культуру достаточно широк и разнообразен. Проведение фестивалей, конкурсов, праздников, концертов, мастер-классов, творческих мастерских - все это средства для включения в культуру не столько на интеллектуальном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Новые переживания, ощущения, новый подход к получению знаний, расширение круга общения, возможность вырабатывать собственные ценностные суждения – все это дает дополнительное образование, построенное на культурологической основе.
В воспитательном процессе большую роль играет наличие соответствующего репертуара о семье, родном городе, стране. Начиная с 5-6 лет, на доступном музыкальном материале у детей воспитываются любовь к маме, близким, уважительное и благодарное отношение к родителям, родному дому, Родине. «Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте»- отмечается в Концепции духовного развития. «Осознание безусловной ценности семьи» придет, конечно, позже, но вот понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, забота, закладывается уже в детстве. Опрос воспитанников студии среднего и старшего школьного возраста показал, что учащиеся более склонны к произведениям, наполненным содержанием, а не «пустыми» словами. В течение нескольких лет уделяется особое внимание подбору репертуара, начиная от советской авторской песни и эстрады до композиторов - современников, ведь образная сфера песен формирует ценностное отношение детей и подростков к музыке гражданственного содержания (любовь к Отчизне, память о прошедшей войне, преемственность поколений). Личностная потребность сохранить память о драматичных моментах нашей истории порождает чувство патриотизма, а выступления учащихся на митингах и мероприятиях, посвященных Дню Победы, годовщине вывода советских войск из Афганистана, чеченским событиям, отражают социально-духовную преемственность поколений.
Вместе с детьми целенаправленно подготовлен ряд массовых тематических номеров для исполнения на сцене площади общественных мероприятий Новоильинского района, участия в митингах и праздничных концертных программах, посвященным таким знаменательным и важным датам в жизни страны как День Победы, празднование 1 мая. Песни о войне и мире в исполнении воспитанников студии звучали на районных и городских фестивалях детского творчества «Салют, Победа!». Любовь к Родине начинается с отношения к своему городу, к своей малой родине. В течение 7 лет учащиеся выступают на сценических площадках в День города. Во время выступления их переполняет чувство гордости за родной Новокузнецк. Давняя дружба связывает коллектив с социально-реабилитационным центром «Алые паруса», где пребывают дети из неблагополучных семей и потерявшие родителей. Для них это была редкая возможность общения в такой среде с окружающими, для нас – большое удовольствие видеть ответную радость и блеск в глазах зрителей.
Активная гражданская позиция, душевная щедрость, сочувствие не на словах, а на деле – вот те качества, которые хотели бы видеть у своих воспитанников педагоги студии. В стенах дома, школы можно долго говорить о чутком отношении к старшему поколению, но только в том случае дети правильно поймут слова «доброта», «сердечность», когда, выступая, увидят в зрительном зале слезы пожилых людей, прошедших через войну, голод, страх или волей судьбы оказавшиеся в Доме престарелых Новоильинского района. Для его обитателей традиционными стали наши музыкальные поздравления в День пожилого человека, День Победы. Благодарность детей, их концертные эстрадные номера не оставили никого равнодушными. Воспитание молодого поколения с такой жизненной позицией дает надежду, что растут не сторонние наблюдатели, равнодушные ко всему, а инициативные и ответственные люди будущего, способные понять и помочь, проявить гражданскую активность. Так, в общественных делах и заботах творческого объединения, Дома творчества, района и города у воспитанников студии формируется активная гражданская позиция. В наше время нужно всеми доступными средствами донести до детей и подростков основы культурных ценностей, традиции, на которых зиждется наше национальное достояние. Правильно сформированное эмоционально - ценностное отношение для воспитания гражданско-патриотической позиции учащихся в творческих объединениях Дома детского творчества происходит в условиях обращения к культурной, общественной и социальной составляющим жизни нашей страны, создании благоприятной среды, где учащийся может во всем разнообразии и в разных проявлениях обогатить духовно-нравственную сферу своей личности. Сегодня для учащихся дополнительного образования это лишь первая ступень развития гражданина России, где происходит становление и развитие гражданственности, а впоследствии, принятие национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося, нужно объединить все усилия - и школе, и семье, и учреждениям дополнительного образования, культуры и спорта, общественным организациям. Заинтересованность всех и взаимная поддержка принесут, несомненно, хорошие результаты в воспитании детей.

Поиск