Опубликованные материалы

Поисковые структурно-логические схемы как способ формирования понятий на уроках окружающего мира в начальных классах

10-06-2024

Татьяна Некрасова

 учитель

Сейчас в современном мире происходят глобальные изменения, связанные с изменением способов коммуникации, отношения к окружающей среде. И, как следствие, меняются требования к содержанию и форме образования, призванного подготовить человека реализовывать себя в изменяющемся мире.

Школа должна учить мыслить (Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий).
Для начального образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков. Общеучебные умения и навыки являются основой для формирования универсальной способности человека – умение учиться.
Известно, что развитие мышления у ребенка проходит несколько стадий. Мыслительная деятельность младших школьников характеризуется в большей степени развитым наглядно-образным мышлением, характеризующимся допонятийным уровнем. Однако подлинные умственные способности современного ребенка шире и богаче. Ученые-психологи выявили, что при создании определенных условий школьники 8 - 10 лет могут успешно усваивать абстрактный теоретический материал. Понятийное мышление не созревает само по себе, оно формируется в процессе обучения в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями. Поэтому, на данном этапе обучения стоит важная задача – развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления.
Решить данную задачу возможно через использование на уроках ПОИСКОВЫХ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ (данное понятие впервые ввела Логинова В. И.), в которых существенно углублены и расширены теоретические стороны сообщаемых знаний.
Педагог В.Ф. Шаталов писал: «Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных», отмечает автор экспериментальной методической системы».
Структурно-логические схемы помогают при решении одной из задач учения: организации учебной информации в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в развернутом виде.
Деятельность учащихся на занятиях организуется через процедуру структурирования информации посредством основных инструментов познания: умения анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщение и классификация, определение понятий и т.д.
Опорная схема, конспект – это особые “ключевые” слова, фразы, которые связаны между собой графически. Составные части схемы записываются на доске последовательно, с учетом логики рассуждений. Например, изложение учебного материала через анализ и синтез, проходит через следующие этапы:
• организация внимания на изучаемом объекте;
• определение элементов объекта как системы;
• определение возможных отношений, взаимосвязи между элементами объекта;
• определение свойства объекта;
• определение отношений изучаемого объекта к другим объектам (внешняя среда объекта) – пространственные, временные, функциональные, причинно-следственные.
В конце урока на доске и в тетрадях обучающихся появляется запись опорной схемы, представляющая собой структурированный учебный материал. По схеме проводится первичное закрепление, осознание и осмысление учебного материала, применение знаний и умений в различных ситуациях. Совместно созданная схема помогает учащимся в подготовке домашнего задания, повторения учебного материала перед контролем.
Поисковые структурно-логические схемы представляют собой алгоритм для поисковой деятельности обучающихся, показывают направление сбора информации об изучаемом понятии. Данный вид структурно-логических схем используется на этапе формирования понятия у младших школьников, когда признаки систематизируются и материализуются, и на этапе формирования понятия, когда выполняются упражнения и задания с применением и проверкой понятия.
Рассмотрим применение таких схем на уроке на примере формирования понятия «Птицы» у учащихся 1 – 4 класса. Учащиеся учатся добывать и систематизировать знания необходимые для ответа на поставленную задачу. Они впервые целенаправленно учатся отбирать необходимые признаки одного явления и прослеживают взаимосвязь с другими явлениями окружающего мира. Для того чтобы собрать необходимые знания, учащиеся учатся работать с натуральными объектами живой природы, фотографиями, учебными фильмами, книгами и систематизировать знания, полученные в беседах с учителями, родителями и друзьями. На этом этапе ученики учатся не только получать знания об исследуемом объекте из всего окружающего мира, но также подводятся к пониманию того, что все явления окружающего мира взаимодействуют и влияют друг на друга. На протяжении всего периода обучения в начальной школе продолжается работа по выявлению отличительных признаков птиц, живущих в различных климатических условиях, например, в условиях различных природных зон. Учащиеся уже знакомы с тем, что на территории земного шара существует различные климатические условия и различные ландшафты, и все птицы приспособлены жить в определённых условиях: одни в лесу, другие в пустыне и так далее, и в соответствии с этим у них сформировались различные отличительные признаки.
На первом этапе работы ученики определяют, достаточно ли информации о признаках, чтобы назвать живых существ, изображенных на картинке, птицами. Ученики подводятся к мысли, что этих признаков достаточно, чтобы страуса и пингвина назвать птицами. Работу можно усложнить, включив в группу изучаемых объектов утконоса. Подвести учеников к мысли, что утконосы имеют клюв, оперение, птенцы вылупляются из яиц, но всё же не могут быть названы птицами, так как птенцов выкармливают молоком. Такая работа позволяет научить ребят внимательно подходить к изучению объектов природы выделяется существенные признаки необходимые для подведения под понятие.
Схема №1
ПТИЦЫ – ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: -
-
-
-

Схема №2
ПТИЦЫ – особые отличительные признаки:
- клюв;
- крылья;
- птенцы вылупляются из яиц;
- тело покрыто перьями и пухом;
- птенцов выкармливают живой пищей или частично переработанной
Схема №3
СТЕПИ – ПРИЗНАКИ:
- сухой климат;
- перепады температуры (днём жарко, вечером холодно);
- песчаные бури;
- много полей (много зерновых культур);
- большое количество грызунов
Признаки птиц, питающихся насекомыми и зерновыми культурами:
- клюв небольшой;
- размеры маленькие;
- многие малоподвижны;
- гнёзда устраивают в траве;
- цвет оперения коричнево-жёлтый
Признаки птиц, питающихся грызунами:
- …
- …
- …
- …
- …
ЛЕС – ПРИЗНАКИ:
- мягкий климат (сила ветра уменьшается, температура изменяется плавно, высокая влажность);
- много растительной пищи;
- большое количество насекомых
Признаки птиц, питающихся насекомыми и растительной пищей:
- …
- …
- …
- …
- …
ТУНДРА – ПРИЗНАКИ:
- …
- …
- …
Признаки птиц, питающихся рыбой и грызунами:
- густое оперение;
- большой жировой запас;
- крючковатый, сильный клюв;
- цвет оперения приближен к белому
В ходе работы над понятием «Птицы» учащиеся целенаправленно подводятся к мысли, что внешние признаки птиц и их поведенческие реакции обусловлены природными условиями, в которых они обитают.
Далее учащиеся приступают к изучению заключительной части формирования понятия птицы «Взаимодействие человека и птиц». Учащиеся объясняют причины появления домашних птиц и то, каким образом людям удалось получить новые, не существующие в диких условиях, породы птиц.
Схема №4
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Отличительные признаки
1. Выведены в искусственных условиях.
2. Живут в специальных местах, созданных человеком.
3. Процесс кормления организован человеком.
4. Процесс размножения контролируется человеком.
Цели использования
1. Получение мяса.
2. Получение яиц.
3. Получение пуха.
4. Получение помёта, как ценного удобрения.

В процессе такой работы учащиеся осознают само понятие «птицы». Это живые существа, имеющие видоизменённые передние конечности в виде крыльев, отсутствует зубы, тело покрыто перьями с пухом, птенцов выводят из яиц. Существуют разнообразные виды птиц, которые максимально приспособлены к окружающим условиям (имеют внешнюю окраску в соответствии с цветами ландшафта), подразделяются на группы в соответствии с поведенческой реакцией на приближение зимы (перелётные зимующие, кочующие), и в соответствии с условиями обитания (дикие и домашние). Само это понятие формируется на протяжении трёх лет обучения в начальной школе.

Поиск