Опубликованные материалы

Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в процессе организации работы хоровой студии в детском образовательном учреждении

10-06-2024

Мещерякова Елена Николаевна Плахих Ирина Михайловна

 Педагоги ОДОД ГБОУ школа №93 Пушкинского района г.Санкт - Петербурга

Детское вокальное творчество рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть эстетического воспитания. Выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский считал музыку могучим средством эстетического воспитания детей. Он писал: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого

невозможно представить полноценного воспитания!
Вокальное творчество в системе дополнительного образования позволяет включить детей в развитие творческого потенциала их личностей, как при индивидуальной работе, так и при работе всего детского коллектива. Здесь – то и нужны те невидимые с первого взгляда связи между хормейстером и концертмейстером детского коллектива.
В детском вокальном коллективе всех участников объединяют общие цели и задачи. Детское хоровое исполнительство – это коллективное творчество, которое реализуется совместными усилиями детей и педагогов. Хормейстер и концертмейстер - два важных звена в мире музыки, которые сотрудничают и взаимодействуют для создания идеального звучания детского хорового коллектива.
Хормейстер - ответственный за подготовку хора к выступлениям и репетициям. Он выбирает репертуар, занимается руководством и дирижированием хоровыми группами, проводит голосовые отборы и занимается голосовой подготовкой участников. Хормейстер обычно имеет глубокие знания музыкальной теории, владеет техникой хорового пения и обладать педагогическим мастерством.
Концертмейстер - профессиональный музыкант, который имеет высокий уровень мастерства в игре на своем инструменте. Концертмейстер является связующим звеном между хормейстером и вокалистами, выполняя функции ведущего исполнителя и осуществляя помощь хормейстеру в достижении высокого качества исполнения музыки.
Взаимодействие хормейстера и концертмейстера находится на стыке музыкальной исполнительской практики. Они совместно работают на репетициях при подготовке программы для концертов, обеспечивают гармоничное взаимодействие музыкантов, обладают педагогическим тактом и мастерством. Хормейстер и концертмейстер, обладающие высоким профессиональным уровнем, используют гибкость в своем подходе к музыкальному исполнению произведений детским коллективом. Их совместная работа способствует созданию высококлассного музыкального продукта, который привлекает внимание и признание публики и критиков.
Таким образом, взаимодействие хормейстера и концертмейстера является неотъемлемой частью успешной работы хорового коллектива, их сотрудничество способствует достижению высоких творческих результатов и превосходного исполнения музыкальных произведений.
С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками используем следующие правила общения в коллективе:
• Не начинать занятие с замечания или наказания (обещания наказания).
• Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Неряха», «Крикун»…..
• Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.
• Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.
• Реально оценивать вокальные возможности воспитанников.
• Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.
• Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников - детей).
• Не использовать в педагогической работе тотальный контроль. Замечать в поведении детей замкнутость, недоверчивость, робость и проводить беседы для нивелирования данных проявлений.
• Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).
• Не использовать «двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой (делом).
• Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.
• Обеспечивать и поддерживать в коллективе воспитанников здоровый психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.
• Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.


Список литературы:
1. 1.Живов В. Л. Хоровое исполнительство. М.:ВЛАДОС, 2003.
2. Казачков С. А. Дирижер хора – артист и педагог. Казань: КГК, 1998.
3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность [Текст.] / Кубанцева Е.И.//Музыка в школе. – 2001г. №2.-С. 48-51
4. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором.[Текст] / Кубанцева Е.И. //Музыка в школе. 2001г. №5. – С.- 72-75.
5. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера. [Текст] / Кубанцева Е.И. //Музыка в школе. 2001г. №4. – С. 52-56
6. Либерман Н.Я. Творческая работа пианиста с текстом. [Текст] /Либерман Н.Я. // М.; Музыка, 1988, 236 с.,

Поиск