Опубликованные материалы

Интеграция дизайна и декорирования: формирование навыков разработки технического задания у студентов колледжа

11-06-2024

Костина Лиана Алексеевна

 студент инженерно-технологического отделения ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга

Костина Л.А., Хузина А.М., Шайхлисламов А.Х.

Аннотация: Дизайн и декорирование имеют интегративную структуру, поскольку включают в себя разнообразные виды деятельности, подчиненные общей цели и являющиеся решением ряда специфических задач. Дизайнер не только художник, но и конструктор, то есть, в его деятельности интегрируются художественные и инженерно-технические принципы. На основании этого и обучать студентов основам дизайна и декорирования также необходимо интегративно. Интегративный процесс обучения студентов колледжа содержит синтез учебной, художественной, творческой и проектной деятельности. Для организации данного процесса необходимо конструирование системы комплексных технических заданий, которые взаимодействуют между собой и имеют общие цели.

Annotation: Design and decoration have an integrative structure, since they include a variety of activities subordinated to a common goal and are the solution to a number of specific tasks. The designer is not only an artist, but also a designer, that is, artistic and engineering principles are integrated into his work. Based on this, it is also necessary to teach students the basics of design and decoration integratively. The integrative learning process of college students contains a synthesis of educational, artistic, creative and project activities. To organize this process, it is necessary to design a system of complex technical tasks that interact with each other and have common goals.

Ключевые слова: дизайн, декорирование, педагогическая интеграция, дизайнерская деятельность, дизайн-образование, техническое задание, художественно-творческие способности, конструирование.

Keywords: design, decoration, pedagogical integration, design activity, design education, terms of reference, artistic and creative abilities, design.

Сложная структура дизайнерской деятельности во многом определяется интегрированным характером ее составляющих частей – рисования, конструирования, декорирования, проектирования и пр. и представляет слияние науки, искусства, методики, психологии и т.д., невозможность одного знания без другого, невозможность одного предмета без знаний другого, в отличие от понятия межпредметные связи, когда знания одних предметов используются для изучения других.
Для формирования действенного и реального дизайн-образования необходимо определиться с понятием педагогической интеграции в современных условиях. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как межнаучное взаимодействие структурных элементов на едином мировоззренческом и логико-методологическом основании, сопровождающееся ростом их унификации и комплексности, обобщенности и системности.
Интеграция в дизайн-образовании – это глубокое проникновение знаний и умений из разных областей знаний друг в друга, то есть усиление межпредметных связей до создания единого информационного поля. Преподаватель обязан ставить такие цели перед студентами, которые формировали бы у них компетенции, которые необходимы в их будущей деятельности, к примеру: дисциплина «Рисунок» преподается дизайнерам разного профиля и для графического дизайнера рисунок должен преподаваться с опорой на академическую школу и изучение натуры.
Для промышленного дизайнера или дизайнера одежды важно обладать умениями работать с формой, понимать механизмы формообразования, то есть иметь навыки разработки технических заданий, что и должно быть основной идеей для создания хорошего проекта [2].
Интеграция не отвергает дифференциацию курсов и не предполагает создание новых междисциплинарных курсов. В итоге интеграции дизайна и декорирования система образования становится целостной, формируя системность знаний и умений студентов колледжа. Для организации интегрированного обучения следует из множества знаний, предоставляемых студентам колледжа, отобрать те из них, которые отражают специфику дизайнерской деятельности, и те, которые способствуют выпускнику сформировать систему творческой деятельности по специальности.
На основании этого студентам колледжа следует кроме строгой академической школы как основы в развитии художественных умений, на занятиях по рисунку давать технические задания на стилизацию и декорирование изображения, обучая работе с разнообразными графическими материалами в различных графических техниках. Интегрированное обучение предполагает два аспекта: во-первых предметное обучение, цель которого заключается в профессиональной подготовке будущего дизайнера, а во-вторых, это личностный аспект, предполагающий формирование у студента колледжа потребностей в самопознании и самообразовании. Их объединяющим качеством считается творчество, творческие способности будущего дизайнера, к которым и относят способности самопознания и саморазвития.
Формирование и развитие у студентов колледжа по специальности Дизайн (по отраслям) художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин профессионального цикла дают возможность повысить уровень профессионального обучения основам дизайна и развитию творческих способностей студентов колледжа.
В настоящий период в теории и практике дизайна имеется достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения художественно-конструкторского образования и профессиональной подготовки будущих дизайнеров. На первый курс приходят студенты, которые многого не умеют и педагогическому коллективу колледжа за четыре года нужно подготовить высококвалифицированных специалистов, которые обладают разносторонними знаниями и умениями и которые могут конкурировать в современных условиях.
В процессе обучения студентов колледжа решаются следующие задачи:
1) формирование общехудожественного и общедизайнерского мышления, творческих способностей и графических навыков;
2) развитие графических навыков на основе теории изобразительного искусства;
3) развитие художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при выполнении технических заданий по дизайну и пр.
Критерии и показатели сформированности художественно-конструктивных знаний, умений и навыков включают критерий построения перспективных изображений объектов на изобразительной плоскости, критерий аналитического подхода в изображении объектов, критерий оригинальности графической техники, критерий технического исполнения художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале и пр.
Содержание и методика обучения студентов колледжа дизайну и декорированию должны определяться с учетом не только условий развития личностных качеств, креативности, оригинальности мышления, но и формирования необходимого уровня научно-методологических и технологических знаний.
К наиболее ярким примерам интеграции технологических инноваций и средств графического дизайна можно отнести творческие решения в области разработки визуальных систем, которые можно варьировать и легко обновлять, к примеру: создание интернет-сайтов как модульных расширяемых систем, в которые можно добавлять новые компоненты; использование интерактивных технологий в сети Интернет с целью распространения больших объемов информации, чем при печатной рекламе; передачу вирусоподобных сообщений, анимационные сообщения и пр.
Применение интеграции дизайна и декорированию в процессе обучения направлено на формирование необходимых компонентов профессионального мышления будущих дизайнеров, которые связаны с учетом специфики материалов и технологий в процессе дизайн-проектирования. Знание материалов, технологии их использования и обработки дает возможность существенно расширить потенциальные возможности студентов колледжа при выполнении дизайн-проекта. Формирование навыков разработки технического задания целесообразно на среднем этапе обучения. Основная задача этого этапа – не только передать знания о материалах и технологиях, но и сформировать устойчивую познавательную активность в данной области. На конечном этапе обучения студента основная задача – формирование «мышления в материале», при этом процесс дизайн-проектирования должен способствовать решению технологических, экономических, экологических, утилитарных, художественно-эстетических, рекламных, коммуникативных и социально-экономических задач, которые стоят перед будущим дизайнером.
Применение компьютера существенно упростило процесс проектирования в дизайне – работа со шрифтами, допечатная подготовка в графическом дизайне, 3-визуализация в интерьере и ландшафтном дизайне и пр. являются преимуществами, без которых процесс проектирования сложно представить студентам колледжа. Задача педагога при формировании навыков разработки технического задания у студентов колледжа заключается в поиске разумного баланса в применении студентами знаний и умений в проектной деятельности, постепенном стимулировании расширения знаний различных материалов и технологий, кроме того, напрямую связана с технологической базой учебных заведений и уровнем финансирования. Разработка технического задания студентами колледжа в процессе обучения декорированию и дизайну позволяет показать сложность методологических проектных задач, которые стоят перед будущими дизайнерами [1].
Таким образом, качество дизайн-образования студентов колледжа зависит от сформированности их художественно-конструкторских умений и навыков. Интеграция в системе дизайн-образования представляет собой процесс формирования мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста, комплекса его компетенций, которые дают возможность решать сложные многоаспектные задачи в проектной деятельности. Интеграционные процессы дизайна и декорирования нацелены на формирование методологической культуры будущего специалиста и его комплексных умений, стимулирующих практическое применение знаний из разных учебных дисциплин в различных видах производственной деятельности, а также формирования навыков разработки технического задания у студентов колледжа.

Список литературы

1. Алексеев, А. Г. Дизайн-проектирование: учебно

Поиск