Опубликованные материалы

Коммуникативное развитие дошкольников.

05-06-2024

Пащук Алена Александровна 

 заместитель заведующего по образовательной деятельности

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация в современной жизни становится базовой деятельностью для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
И сейчас мы с вами тоже попробуем пообщаться друг с другом и поиграем в коммуникативную игру.
Игра. Правила данной игры: Каждый педагог в течение 1 минуты говорит о себе начиная с фразы: «Вы ещё не знаете, что я очень люблю говорить о….» Называет какой-либо факт который большинству коллег неизвестен.


Одним из 4 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ГОС ДО) является социально – коммуникативное/нравственное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Образовательная область «Социально-нравственное развитие» реализуется в 4-ех направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.
1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Игра – В свете ГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. В процессе сюжетно – ролевых игр знакомства ребенка с профессиями и к уважению к их труду работы мы знакомим с различными профессиями я предлагаю вам игру «Угадай профессию» (педагог, не называя профессии, рассказывают о ней, а остальные должны угадать название этой професии)
(Корреспондент, Экономист, Швейцар, Тифлопедагог)
(Спасатель, Дерматолог, Системный администратор, Пчеловод)
(Фермер, Лингвист, Нотариус, Кинолог)
(Охранник, Мастер маникюра, Ландшафтный дизайнер, Аниматор)

2. Следующим направлением реализации ОО «Социально-нравственное развитие» является патриотическое воспитание.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
3. Следующее направление реализации ОО «Социально-нравственное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
4. Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Критерии социально-коммуникативного развития дошкольников
- Уважаемые педагоги, предлагаю Вам установить соответствие : критерий=показатели (работа с мольбертом):
Основные критерии:
►Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
1. Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельность и независимость выполнения в быту;
2. Адекватность представлений о здоровом образе жизни (выполнение физических упражнений, правильное и культурное питание) ;
3. Умение использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
4. Умение включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе) .
►Представления о себе, семье, обществе:
1. Умение называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;
2. Знание частей своего тела, их функционального назначения;
3. Умение называть родителей по имени и отчеству, понимание родственных связей;
4. Представление о городе, стране (названия) ;
5. Представления о школе и деятельности в ней;
6. Представления о профессиональной деятельности людей, уважение к труду взрослых.
►Овладение навыками коммуникации:
1. Владение средствами коммуникации (невербальная, жестовая, знаковая, звукокомплексная, фразовая речь) ;
2. Умение взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;
3. Умение эмоционально - положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
4. Участие в совместной драматизации сказок;
5. Участие в праздниках и коллективно-досуговой деятельности.
►Усвоение моральных и нравственных ценностей:
1. Адекватные формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
2. Адекватные способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
3. Элементарная самооценка своих поступков и действий;
4. Навыки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;
5. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Спасибо за внимание и плодотворную работу!

Поиск