Опубликованные материалы

Семейные игры

10-04-2024

Екатерина Евгеньевна Варанкина

 воспитатель

Семейные игры

Игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Очень важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Важно помнить:
-Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
-Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
-Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
-Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
-Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли.
-Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
В силу того, что большинство мам и пап - работающие и имеют большую занятость, зачастую ресурсов временных, физических и эмоциональных может не хватить на игры с детьми. Поэтому хотелось бы Вам предложить варианты игр, в которые можно играть с детьми в процессе выполнения другой деятельности. Например, по пути в детский сад, или по дороге в гости, сидя в машине или общественном транспорте. Данные игры помогут не только наладить эмоциональный контакт ребенка и родителя, но и принесут огромную пользу т.к направленны на закрепление тех знаний, которые дети получают в детском саду, на занятиях со специалистами. Все игры в равной степени развивают психически познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и РЕЧЬ.
Игры на кухне, дома, по дороге в детский сад, на прогулке;
1. Помощник.
Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
2. Угощаю
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите».
3. Назови ласково
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
4. Расскажи сказку
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Игры можно придумывать самим.
Все зависит от вашей фантазии. И самое главное, помните- ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!

Играйте со своими детьми!

Поиск