Опубликованные материалы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

04-06-2024

Олеся Николаевна Полежаева

 студент

Аннотация. Современные учителя ставят своей целью сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. Преследуя эту цель, многие обращаются к просмотру кинофильмов на уроках. В статье описывается преимущества использования экранизаций на уроках чтения в начальной школе.

Ключевые слова: экранизация; художественное произведение; читательская и зрительская деятельность.
Современный мир, насыщен цифровыми технологиями, которые все больше проникают в нашу повседневную жизнь. Одной из сфер, где данные технологии уже давно стали неотъемлемой частью, является образование. В частности, использование экранизаций художественных произведений на уроках литературы в начальной школе становится все более популярным и актуальным.
Введение фильмов и сериалов на занятиях литературы необходимо для улучшения понимания и восприятия произведений. В начальной школе дети только начинают знакомиться с миром литературы, и порой им сложно полностью погрузиться в сюжет произведения, ощутить переживания героев и разобраться в сложностях языка. В таких случаях использование экранизаций может стать отличным инструментом для помощи в изучении и понимании литературных произведений.
Преимущества использования экранизаций очевидны:
Во-первых, они позволяют визуализировать произведение, создать наглядное представление о героях, месте действия и событиях. Визуальная составляющая фильма помогает детям восстановить общую картину произведения и увлечься чтением литературы.

Во-вторых, экранизации снимают языковой барьер, особенно для тех учеников, у которых сложности с чтением или пониманием сложной литературы. Фильм обеспечивает аудиовизуальное восприятие произведения, что может значительно облегчить понимание и помочь формированию языковых навыков.
Кроме того, использование фильмов на уроках литературы способствует развитию множества навыков, включая внимание, воображение и критическое мышление. Просмотр экранизации позволяет определить, насколько верно она передает суть произведения и адекватно ли воплотила его образы. Поэтому, активное обсуждение фильма после просмотра стимулирует развитие аналитического мышления и рассуждений учеников.
Однако, необходимо помнить, что использование экранизаций не должно заменять классическое чтение книги. Фильм – это всего лишь один из инструментов для более глубокого погружения в литературное произведение. Учитель должен по возможности сопровождать просмотр фильма интересными исследовательскими заданиями, чтением отрывков из книги, обсуждением ключевых моментов и созданием целостной системы для усвоения материала.
Кроме того, экранизация помогает литературе стать более доступной и понятной для широкой аудитории. Некоторые сложные и абстрактные понятия, которые труднее воспринимаются в письменной форме, становятся понятнее и приобретают визуальный образ в экранизациях. Это особенно актуально для учащихся с различными формами обучения, которые могут иметь проблемы с пониманием текста.
Анализ экранизации также может быть полезным инструментом для развития аналитических навыков учащихся. При сравнении экранизации с исходным текстом, они могут обнаруживать различия в трактовке сюжета и персонажей, а также анализировать постановку и сценарий. Такая работа позволяет студентам лучше понять и оценить технические и художественные аспекты произведения, углубить свои знания о литературе.
Необходимо отметить, что экранизация дополняет, а не заменяет чтение текста. Она служит дополнительным инструментом для повышения интереса к литературе и облегчения ее понимания. Чтение всегда останется основной формой взаимодействия с литературой, поскольку оно развивает фантазию и творческое мышление, насаждает любовь к слову и красоте языка.
Все вышеперечисленные преимущества экранизации делают ее важным составляющим современного обучения литературному чтению. Они позволяют учащимся видеть, чувствовать и понимать произведение, создавая неповторимую атмосферу для восприятия и анализа литературы. Использование экранизации в образовании открывает новые возможности для обучения и помогает формировать литературные предпочтения и
культуру восприятия у студентов, в результате этого они становятся глубже образованными и шире мыслящими.
Способность визуализировать происходящее в книге - одна из наиболее ценных навыков, которые дети приобретают при чтении. Возможность увидеть перед глазами героев книги, их действия и поведение помогает детям сформировать более ясное представление о происходящих событиях.
Когда дети считывают описания персонажей и их поступков, они могут непосредственно визуализировать эту информацию, создавая в своем воображении яркие и живые образы. Визуализация позволяет им как бы погрузиться в мир книги, стать его частью и вместе с героями переживать их приключения.
Путем визуализации дети учатся активно представлять детали сюжета, анализировать действия персонажей и делать выводы о их характере и намерениях. Благодаря этому навыку они могут лучше понять сложные моменты сюжета и вникнуть в эмоциональную составляющую повествования.
Кроме того, визуализация способствует развитию креативности и воображения у детей. Они становятся способными представлять различные сцены и мир, который создан автором. Они могут придумывать свои дополнительные детали и рассуждать о том, как могли бы развиваться события, если бы персонажи поступали по-другому.
В целом, способность визуализировать персонажей и их поведение помогает детям более глубоко погрузиться в мир книги. Они приобретают навыки анализа и интерпретации литературы, а также развивают свое воображение и креативность. Поэтому важно стимулировать и поддерживать этот навык, чтобы дети получали максимальные выгоды от чтения книг.
Использование экранизации художественных произведений на уроках литературного чтения в начальных классах
В настоящее время использование экранизации художественных произведений на уроках литературного чтения для начальных классов стало широко распространенным методом обучения и воспитания. Этот подход доказывает свою эффективность как в развитии языковых навыков, так и в повышении интереса детей к чтению, литературе и искусству в целом.
Экранизация представляет собой передачу художественного произведения на киноэкране. Она позволяет визуализировать сюжет, героев и окружающую среду, что помогает детям лучше понять и ощутить произведение. Современные технологии позволяют создавать высококачественные фильмы и мультфильмы, которые не только учат детей, но и развивают их эстетический вкус и воображение.
Одним из преимуществ использования экранизации на уроках литературного чтения является возможность визуально погрузить учащихся в атмосферу произведения. Ребята могут увидеть, как описываются герои, как развивается сюжет, как звучат диалоги. Это делает уроки более интересными, активизирует внимание и воображение учащихся.
Важным аспектом использования экранизации является возможность демонстрации разных видов искусства. В фильмах можно обнаружить музыку, хореографию, живопись и другие виды искусства, что расширяет образовательную и культурную сферу детей. Они могут увидеть, как музыка и визуальные эффекты выполняют роль в создании атмосферы произведения.
Кроме того, экранизация может стимулировать интерес детей к чтению. После просмотра фильма дети часто хотят узнать больше о произведении и его авторе, поэтому они обращаются к оригинальному тексту. Это помогает развивать навыки чтения, анализа и интерпретации литературы, а также активизирует языковую деятельность учащихся.
В то же время, использование экранизации на уроках литературного чтения требует тщательного подбора материала. Важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также содержание и стиль используемых фильмов. Учитель должен быть внимателен к тому, чтобы экранизация не искажала образы и идеи, передаваемые в художественном произведении.
Таким образом, использование экранизации художественных произведений на уроках литературного чтения в начальных классах помогает детям лучше понять и оценить произведение, развивает их эстетическое восприятие и интерес к чтению. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и подбирать материалы с особой осторожностью, чтобы использование экранизации было полезным и эффективным методом обучения и воспитания.
Список литературы:
1. Авдеева Л.А. Развитие коммуникативных навыков и критического мышления на уроках литературного чтения. - М.: Просвещение, 2014.
2. Баскакова Е.И. Экранизация художественных произведений: теория и практика. - М.: Дрофа, 2018.
3. Булуктаев А.Г. Применение экранизации при изучении литературы в начальных классах. - Вестник Кемеровского государственного университета, 2015.
4. Крикунов А.В. Медиапедагогика. - М.: Гардарика, 2017.
5. Лаураускас Н.П. Медиаискусство и новые формы художественной коммуникации. - М.: Владос, 2009.
6. Петрова Г.Е. Развитие коммуникативных навыков на уроках литературного чтения. - М.: Вентана-Граф, 2013.
7. Сабанеева Л.В. Привлечение электронных средств обучения на уроках литературного чтения в начальных классах. - Омск, 2020.
8. Царева И.М. Применение экранизации в образовательном процессе. - М.: Школа-Пресс, 2014.
9. Челбаева О.А. Использование экранизации в обучении чтению в начальных классах. - Вестник Донского государственного технического университета, 2019.

Поиск