Опубликованные материалы

"Приемы повышающие учебную мотивацию на уроках начальной школы."

18-12-2022

Наталья Евгеньевна Парфенова 

 Ульяновск

Приемы повышающие учебную мотивацию на уроках в начальной школе.

Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по повышению мотивации.
Приемы повышающие мотивацию младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала.
Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
1) Прием «Привлекательная цель»
Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)
2) Прием «Посмотри на мир чужими глазами».
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
3)Прием «Мозговой штурм»
Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.
С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.
4)Прием «Лови ошибку!»
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.
Если учитель будет добиваться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.
Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.
5)Прием «Открытые проблемы»
1. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?)
6)Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « параллелограммом» ?)
7)Прием «Ромашка вопросов»
Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими.(Пример: Какие фигуры могут лежать в основании призмы? Какие виды призм бывают?Сколько ребер имеет треугольная призма? Сколько граней у четырехугольной призмы? Можно ли куб назвать призмой? Почему? Где встречается слово «призма»?)
8)Прием «Синквейн»
Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания син-квейна:
- 1 строка - тема (одно существительное);
- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);
- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!)
9)Прием «Идеальное задание»
Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
10) Прием «Отсроченная отгадка»
1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос:«Почему рыбы не тонут?».)

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через ее организацию.
1)Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
2)Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.Разноуровневым может быть и домашнее задание.
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разноуровнего контроля - создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания (выбор содержания домашнего задания), методов (с помощью учителя или самостоятельно) и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
3)Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельностиспособствует использование педагогом в учебно- воспитательном процессе колл

Поиск