Опубликованные материалы

Конспект урока "Портретный очерк. Подготовка к сочинению"

10-10-2023

Терехина Светлана Витальевна, учитель русского языка литературы

 МАОУ "Гимназия № 87" г. Саратов

Конспект урока
Портретный очерк. Подготовка к сочинению
Автор разработки – Терехина С. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 87» г. Саратов

Цели: познакомиться с жанром портретного очерка, изучить его композицию и приёмы создания, научиться использовать изученные приёмы при создании собственного сочинения в данном жанре.
Тип урока: усвоение новых знаний, развитие речи.
Ход урока
I. Целеполагание. Эвристическая беседа
Мы познакомились с особенностями публицистического стиля, его назначением и жанрами. Сегодня мы будем учиться писать сочинение в жанре портретного очерка.
Давайте подумаем:
Каково может быть содержание данного жанра? (Очерк – это рассказ о действительном событии, портрет – словесное описание человека, его внешности и характера. Портретный очерк – рассказ о реальном человеке).
А его назначение? (Главная цель публицистического стиля - воздействие на сознание читателей, формирование мировоззрения, следовательно, назначение портретного очерка – дать читателю пример для подражания)
Какая личность может стать героем портретного очерка? (Чтобы способствовать формированию положительных качеств у читателя, героем портретного очерка должна быть личность с высокими моральными качествами)
На чём должно быть сосредоточено внимание автора? (Внимание автора должно быть сосредоточено на лучших чертах личности героя)
Очерк и характеристика – это одно и то же? (Нет: характеристика – жанр официально-делового стиля, а очерк – жанр публицистики)
При каком условии читателю захочется прочесть очерк и у него возникнет эмоциональное отношение к его герою? (При условии, что очерк будет написан интересно, увлекательно)
Итак, чему же мы должны научиться на уроке подготовки к написанию портретного очерка? (Интересно рассказывать о человеке с высокими моральными качествами)
II. Работа с примером
Чтобы достичь цели урока, рассмотрим в качестве примера портретный очерк учёного-литературоведа Григория Александровича Гуковского, написанный его дочерью в память об отце.
Прочтите текст, а затем постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.Первый абзац – это вступление. При помощи какого приёма автор привлекает внимание к герою очерка?
2. Какова роль каждого абзаца в раскрытии личности героя?
3. Последний абзац – заключение. Как заключение связано по смыслу со вступлением?
4. Какова основная мысль очерка?
Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.
Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.
Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.
Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.
Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.
Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…
Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.
Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.
Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…
Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

III. Фронтальная работа: устные ответы учащихся на вопросы, направленные на выявление «технологии» создания портретного очерка.
Модель ответов:
1. Чтобы привлечь внимание читателя к личности героя очерка, автор начинает в торжественном стиле (первое предложение). Но затем прибегает к приёму противопоставления (антитезы): «Но я пишу не об учёном … я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал». Стиль повествования меняется: становится более простым, эмоциональным, образным. Метафора «культура отцовства» - ключ к пониманию основной мысли текста.
2. Каждый новый абзац раскрывает новую черту личности Гуковского как отца. Автор делает это не прямо, а при помощи описания образа жизни отца, его отношения к детям, к своей работе, к дому, к семье, к своей роли отца и мужчины.
3. Заключение содержит вывод, раскрывающий смысл сформулированного во вступлении тезиса: Гуковский обладал «культурой отцовства». Автор не скупится на метафоры, выражающие отношение к герою очерка: «Он был центром мира, вокруг него кипели люди…»
4. Таким образом, основная мысль очерка – с разных сторон показать идеал отца и мужчины.
IV. Итоги урока.
Итак, сделаем выводы и сформулируем несколько советов начинающим авторам.
Первое, что требуется сделать, – выбрать героя очерка и решить, какова будет ваша основная мысль. В качестве героя нужно выбирать человека, который пользуется вашим уважением и котором вы сможете интересно рассказать. Если ваш очерк понравится вам, то он понравится и читателю.
Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст.
Следующий важный момент – определиться с композицией текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. Например, можно начать с описания интересного момента из жизни героя или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения.
Объем очерка - 200 - 250 слов. Можно меньше, можно больше. Главное – полно раскрыть тему.
И, главное, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше деталей.
Теперь можно переходить от теории к практике.
V. Домашнее задание: напишите портретный очерк об интересном человеке.

Поиск