Опубликованные материалы

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

03-06-2024

Бондаренко Элеонора Андреевна, Боробова Наталья Евгеньевна

 Преподаватели

ПЕДАГОГ — НАСТАВНИК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО «ФАРМАЦИЯ»

Э.А. Бондаренко, преподаватель фармацевтических профессиональных модулей, Н.Е. Боробова, преподаватель фармакологии
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар
Формирование профессионального самоопределения обучающихся является одной из основных задач среднего фармацевтического образования. На современном этапе развития образования в России возникла необходимость систематического совершенствования профессиональной подготовки студентов фармацевтического отделения. Продиктовано это нормативными документами, стандартами, изменением задач и функций специалиста, которые усложняются под влиянием информатизации общества и современным состоянием фармацевтической науки т практики.
В настоящее время профессиональная деятельность фармацевта довольно разнообразна.
Во первых, фармацевт — это специалист в области изготовления, исследования и отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Кроме этого, специалисты заняты в аптеках, выступая в роли «продавцов», но они выполняют не только функцию реализации, но и подбора синонимических альтернатив и безрецептурных аналогов. Вторым направлением деятельности является участие в научно-исследовательской работе (лаборатории, научно-исследовательских институты, предприятия по производству лекарственных препаратов).
Педагогическая помощь представляет собой технологию, отличающуюся от обучения и воспитания и требующую от преподавателя умения управлять динамикой развития студента. Педагогическая помощь представляет собой процесс, который направлен на обеспечение самостоятельного индивидуального выбора в нравственном, гражданском, жизненном, личностном, профессиональном самоопределении, а также в преодолении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Педагогическая помощь не противостоит воспитанию и обучению, а усиливает их эффективность, поскольку служит связующим звеном между ними и личностью, мотивированной к обучению. Формирование профессиональных компетенций по специальности СПО Фармация способствует овладению студентами опыта практической деятельности.
Поэтому компетентная педагогическая помощь является необходимой и подразумевает поддержку студентов, требует решения нестандартных профессиональных ситуаций.
Задача педагогической помощи состоит в установлении необходимого баланса, соотнесения разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей – преподавателя и студента, принимающих решения относительно возможности содействия, сотрудничества.
Цель педагогической помощи – помочь студенту полноценно реализовать свои знания и умения для достижения положительных результатов для выполнения профессиональных обязанностей.
В процессе педагогической помощи преподаватель, опираясь на возможности студента, находит объективные способы для активизации его творческих способностей. Первоначально преподаватель должен совместно со студентом определить его интересы, возможности, а также трудности и реальные проблемы в получении профессиональных знаний и пути их преодоления.
Эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Успешная организация исследовательской работы позволяет обеспечить интегрированное воздействие учебной, научно-исследовательской среды на личность студентов и является предпосылкой осознанного профессионального становления личности студента-будущего фармацевта.
При этом исследовательская работа студентов сопровождается участием в конференциях, олимпиадах, викторинах, мастер-классах. Профессионально ориентированные исследования (проекты, курсовые, выпуская квалификационная работа) дают возможность организовать учебный процесс с акцентом на развитие необходимых качеств будущего специалиста.
Такая организация переноса знаний и опыта из учебной ситуации в практическую, обеспечивает успешное решение в будущем профессиональных творческих задач, формирует у работников позитивное отношение к новшествам.
Фармацевтическое образование является глубоко специфичным по структуре и содержанию государственных стандартов, алгоритмам обучения и воспитания студентов. Основными установками по формированию личности студента-фармацевта в колледже являются программы ФГОС СПО3+.
Первоначальным этапом образовательной системы по естественно- научной подготовке студента-фармацевта является анализ профессиональной деятельности специалиста и выявление задач, при решении которых используются различные средства педагогических технологий. Требования, изложенные в ФГОС СПО3+ по специальности «Фармация», предполагают необходимый уровень подготовки специалистов среднего звена, характеризуют основные направления подготовки: 1) профессиональные знания, умения, опыт практической деятельности (объем и состав общей подготовки); 2) деловые качества (дисциплинированность, ответственность, честность, целеустремленность, самостоятельность и др.); 3) индивидуально-психологические и личностные качества (мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость, межличностное поведение).
Важным этапом образовательных технологий является решение комплексных ситуационных задач. Большая роль при этом отводится самостоятельной работе студентов, опирающейся на педагогическую помощь.
Работа по созданию современной информационной базы обучения включает элементы наглядного преподавания. Закрепление навыков профессиональной деятельности происходит в симуляционных кабинетах - учебной аптеке, состоящей из отдела готовых лекарственных форм и отдела экстемпоральной рецептуры (производственный отдел). Дополнительно к системе самостоятельных работ и междисциплинарных заданий разрабатывается комплекс мероприятий, развивающих творческую активность будущего работника, способствующих формированию его заинтересованного отношения к нововведениям и изменениям условий профессиональной деятельности.
Базой любого творчества являются конкретные знания, умения и навыки; практические занятия - разновидность программного обучения –представляют собой один из составных элементов, предназначенных для формирования у студентов готовности к творческой деятельности.
Таким образом, педагогическая помощь повышает мотивацию студентов к изучению материала, оптимизирует и делает более эффективной работу преподавателей. Педагогическая помощь призвана прогнозировать познавательную деятельность обучающихся и создавать благоприятные условия для ее осуществления, а также обеспечивать продвижение студентов от элементарных к более высоким и сложным формам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО по специальности Фармация.
Список использованных источников:
1. Приказ №501 от 12.05.2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация».
2. Божович Е.Д. «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка», 2016 – с.507
3. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 608 с.

Поиск